Куда уводят мечты?

Священник Александр Хлебников
Заметка городского священника

Все говорят, что в обществе потерян идеал, отсутствует идея. Если в княжеско-царское время был идеал Святой Руси, а в советское время где-то бродил призрак коммунизма; земного рая, то сейчас якобы нет никакой идеи. С этим нельзя согласиться, так как идея давно найдена, она пронзает все слои общества, находит отклик в каждой душе и управляет сознанием и всей жизнью человека. А идея эта очень проста; dolce vita (сладкая жизнь; итал.). Жизнь, посвященная поиску развлечений и удовлетворению самых простых человеческих страстей, неизменных еще со времён языческой римской империи: хлеба и зрелищ! В этом царстве потребления формируется сознание, цель которого; самоутверждение через обладание определенным набором вещей. Как говорится, каждому свое. И ради этого отдается всё, все силы; и духовные и телесные – тратятся на удовлетворение страстей, и всю свою жизнь человек проводит в суете. Невозможно остановиться. Надо много работать, чтобы больше получать, а лучше не работать, но получать много, а потом тратить, и так до самой смерти, не останавливаясь, ни на минуту, не спросив: зачем? для чего? Лукавый здорово насмеялся над человеком, духовное безсмертное существо, ниспровергнув до уровня животного с животными же потребностями. Заботу о телесных нуждах сделав целью и смыслом существования человека. И здесь неважно, что стало целью: покупка очередной яхты или посадка картошки на садовом участке; важно то, что просто забыт Бог.
Есть мнение в православных кругах, что мы переживаем расцвет Православия, подъем духовности. Отчасти это так: идет восстановление храмов, монастырей. Но строительство зданий само по себе не приводит автоматически к восстановлению духовной жизни и возрастанию в ней. Подчас люди, не один год посещающие храм, являют собой духовных младенцев, так и не пришедших в меру возраста Христова. Говорят: «Посмотрите, сколько людей в храмах». Много, много больше, чем было в советское время. Но предположим, что в храм пришли люди из одного только многоэтажного дома; они заполнят даже большой храм и, возможно, даже площадь перед ним. Храмов в городе 7-10, где-то более, где-то менее. А теперь подумайте, сколько домов в городе и насколько больше людей, которых в храме нет.
Где же эти люди? Где же их искать? А очень просто: надо зайти в любой торговый центр. Вот там-то мы и найдем всех недостающих прихожан, от мала до велика.
Итак, за пример возьмем торговый центр. Здесь есть все, что современный человек может пожелать. Всевозможные виды хлеба и зрелищ, способные удовлетворить всякий вкус; от деревенского жителя до гламурной девицы, хотя вкусы у них практически одни; разнятся только ценники. Кафе и рестораны; чтобы удовлетворить самую главную страсть; потребность в пище; одежда, вещи – чтобы удовлетворить страсть гордости и тщеславия. Кинотеатр заменяет богослужение, шопинг – хождение в храм. Жизнь одним днем, но не в христианском понимании – ответственности перед вечностью за каждый свой поступок, довольствование малым, а бесовском понимании – бессмысленной, пустой, праздной жизни, прожигании её.
Создается иллюзия жизни, наполненной какой-то целью, демонстрация некой успешности, приобщения к чему-то важному, сообществу современных, «продвинутых» людей, в настоящем же человек погружается в нереальный, выдуманный мир. Потому что фастфуд – это не еда, кино – это не культура, синтетика – это не одежда, мода – это не смысл жизни. Несколько упрощенно, но смысл, думаю, понятен. Обладание каким-то набором вещей или умений не заменит доброе сердце и чистую совесть. Одежда, как бы прекрасно она не сидела, только скорее обнажит диссонанс между внешностью и внутренним миром человека; внешней красотой и душой, наполненной страстями. При этом автор сразу хотел бы заметить: Церковь не запрещает развлечение, а запрещает развращение. Тем не менее, когда развлечение и приятное времяпровождение становятся главным в жизни; жизнь теряет смысл.
Кстати, ничего эксклюзивного, кроме синематографа и интернета, в развлечениях и развращении человечество не придумало. Блуд остался блудом, жадность – жадностью, сребролюбие так же поставляет новых Иуд, готовых предать всё и вся ради денежки.
Несмотря на развитие современных коммуникационных технологий, простого человеческого понимания и общения стало намного меньше. Улыбающийся смайлик :) не заменит доброго слова и настоящей улыбки, грустный смайлик :( не заменит сопереживания и грусти, аватарка – любящей семьи.
Современный человек существует, словно вне контекста истории, да и самой жизни. Создается впечатление, что он просто упал откуда-то из непонятного мира, у него нет Родины, нет истории, нет веры, порой нет родителей, поскольку они не являются авторитетом для него, а подчас нет и семьи. Фабрика грёз рождает грёзы, и человек не живёт, а грезит – the Matrix в действии.
Как формируется миросозерцание человека? Посредством приобщения к культуре, истории своего народа. Только так русский становится русским, татарин татарином, японец японцем. Духовность же рождается от приобщения к вере. Какое же мировоззрение создает приобщение к современной мультикультуре?
Современная культура, назовем это культурой от слова культ, совершенно противоположна и даже враждебна христианству. Современный человек не желает слышать ни о заповедях, ни о Законе Божием, ни о каких-либо правилах. Ему кажется, что посягают на его свободу. Современный человек мнит себя раскрепощенным, свободным, и любое ограничение воспринимается им как посягательство на его личность и сразу вызывает отторжение. На самом деле, эта свобода – мираж, потому что современная культура формирует такие строгие рамки, такие ограничения, регулирует всё; от стиля одежды до манер, речи и даже образа мыслей. Только в них становишься своим. И в результате раскрепощенность оборачивается банальным развращением; свобода, индивидуальность – полным копированием поведения, до набора вещей своей социальной среды; а выбор; выбором между пепси - и кока-колой, или маркой пива. Джинсы и футболка с крутой надписью или модный топ от известной марки или менее известного китайского производителя – чем не форма? А наушники от плеера в ушах или планшетник в руках – чем не атрибуты современной культ-уры? И на алтарь этого культа кладется всё; от родителей до собственных жен и детей. Разводы зашкаливают все мыслимые пределы, аборты исчисляются миллионами; наркомания, алкоголизм, болезни, передающиеся половым путем, сравнимы с эпидемией, народ вымирает по миллиону в год.
Мы свободны – от совести, от человечности, от настоящей любви, от верности, от детей и семьи, от жизни. Dolce vita (сладкая жизнь) не приносит ничего, кроме разочарования, пустоты и сожаления. Вот поэтому мы видим, столько мятущихся людей, наслаждениями и праздностью пытающихся заполнить пустоту души, но всё больше погружаясь в них. И как дико для этих людей, как, наверное, и во времена Христа, звучит проповедь о целомудрии, о скромности, о нестяжании, о вечности, о вере и любви. Дай Бог нам православным проповедовать слово Божие не только словом, а самой жизнью, чтобы, как в те далёкие языческие времена, обратить людей от безверия к Богу и спасению.

Статья написана для Православной студенческой газеты Gaudeamus г.Ижевск

Начали делать храмы при торговых центрах, Господь изгнал продающих из храма, духовные слепцы храм тащат в место торговли, обмирщение, вместо того, чтобы спасать людей, губят их вот таким "миссионерством".
Матфея 23,15  «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас».
" И мнит человек, что он с Богом. Но нет, зря мнит. Это не есть христианство, это циничное истребление его. И оно уже вломилось в саму Церковь, когда многие, называя себя христианами, приспосабливают высокие Божии истины к своим потребностям, обволакивая истины грязью своего земного понимания и чувствования." Из проповедей архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

Сейчас грех стал модным. Абсолютное большинство современных людей увлечены грехом, и видя, что кто-нибудь «не идет в ногу со временем», не живет в грехе и имеет хоть немного благочестия, они называют его отсталым и старомодным. Им не дает покоя, что кто-то не грешит. Но хуже всего то, что они считают грех признаком прогресса.
Если бы нынешние люди, живя нечисто, хотя бы считали себя грешниками, то Господь помиловал бы их, но они оправдывают то, что оправдать нельзя, и превозносят грех. А считать грех прогрессивным и утверждать, что нравственность устарела — это самая ужасная хула на Духа Святого.
Преподобный Паисий Святогорец

Супермаркет
Сегодня пришлось зайти после службы в храме в несколько супермаркетов, искал одну вещь подешевле, впечатления увиденного.

Ах, какая красота,
Разбегаются глаза.
Тысячи вещей лежат,
Рук не хватит их хватать.
Тонны всяческой еды
Навалили в стеллажи.
День деньской и вечерком,
Гул стоит и пыль столбом.
Нет отбоя от толпы,
Все хотят купить еды.
И вещей сто штук подряд.
Как не взять, ведь зацепился взгляд.
На парковке места нет,
Не приткнёшь велосипед.
Даже инвалидные места,
Заняли без совести, стыда.
В храме мир и тишина.
Колокольный звон с утра.
В день Воскресный в храм зовёт.
Православный наш народ.
Только нынче наш народ.
Чрево богом назовёт.

Человечество  до потопа стало плотью «Потому, что они плоть» Быт.(6,3), только с животными потребностями. Отсутствие всякого понимания временности жизни на земле, заботой только о житейских, плотских, довольно примитивных нуждах. «Хлеба и зрелищ». Буквально закапывающие свои таланты в землю; жизнь, здоровье, дарования, тратящие только для этого мира. Вечная суета. Стяжание богатств. Гордость вещами. Отсутствие всякого помысла о Вечности, душе, безсмертии, воздаяния за дела. Все годы, не такие и долгие, даже доживи до старости (70-80 лет) думающие только о плотском. Люди снова стали плотью. Это их заботит больше всего. Душа, Бог, Вечность в забвении. Храмы полупустые, супермаркеты забиты с утра до вечера.
"Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова.
Их конец - погибель, их бог - чрево, и слава их - в сраме, они мыслят о земном." Послание к Филиппийцам ап.Павла 3,18-19.

добавление  2018.03.27
Прот-Всеволод Чаплин
Божией милости живым и мертвым.
ТРЦ - эти "храмы XXI века", "храмы потребления и развлечения", невесть как строятся и невесть как эксплуатируются. Займется кто-то теперь этими объектами? После того, как один из этих "храмов" превратился в страшный жертвенник...

Соболезнование тем у кого погибли близкие.

статья написана в 2012г. прямо в одном торговом центре с натуры, эти "церкви потребления" у меня вызывают просто неприятие. Не водите туда детей.

ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ МОЛОХУ В ГЕЕНЕ ОГНЕННОЙ
В Ветхом завете Молох упоминается многократно. Одна из основных черт культа Молоха – то, что в жертву приносили детей.
Идол Молоха — огромная статуя человека с головой быка. Внутри разжигался огонь, статуя раскалялась, и в ее протянутые руки клали или бросали детей. Жуткое жертвоприношение совершалось под ритуальное пение, пляски и песни. Они заглушали крики бедных младенцев, которые фактически сгорали заживо. О ритуалах сожжения детей сказано, в частности, во Втор 12.31. Израильтянам подобные ритуалы запрещались под угрозой смертной казни (Лев 18:21; 20:20
Царь Соломон разрешил своим наложницам и женам – чужеземкам поклоняться языческим богам, и в Израиле было устроено капище Молоха (3Цар 11:7) в долине сыновей Енномовых. По-еврейски она называется «гей вен-Гинном» (Иер 32:35), откуда впоследствии произошло название гейгином («геенна»), которое стали применять к преисподней (ср. Мф 5:29).
В Библии упоминается также «скиния Молохова», (Ам 5:26, Деян 7:43), вероятно, ящик или шатер, в котором во время торжественных шествий носили изображение Молоха.
Часть израильтян переняла и жертвоприношение детей в честь него (Пс 105:37,38). Цари Ахаз и Манассия принесли в жертву Молоху своих сыновей (4Цар 16:3; 21:6). Такие жертвоприношения запретил царь Иосия, а место, где они совершались, намеренно осквернил. (4Цар 23:10).







В данной статье высказаны оценочные суждения. Статья не претендует на документальность, а также никого не призывает к активным действиям и не призвана кого-то оскорбить.
Как всегда, до этого, ныне и в последующее время всё что я выкладываю на стр. приводится только в развлекательных целях, личные умозаключения, фантазия.
Мнения с др стр. выкладываются только в развлекательных целях, совпадают, частично совпадают, иногда и совсем не совпадают с моим мнением.
Каждый просто сам должен иметь своё мнение, на ту или иную тему. Рассуждение - одна из величайших христианских добродетелей.