Не представляется возможным. Группа Badfinger

Антология Классического Рока
Александр Булынко
«НЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ ВОЗМОЖНЫМ»
Рок-группа Badfinger


           «No Dice» –  второй альбом британской рок-группы Badfinger, выпущенный в Великобритании 9 ноября 1970 года с лейблом фирмы Apple Records.
           В этой публикации я хочу рассказать не только об этом альбоме, который я считаю лучшим в творчестве этого малоизвестного, но выдающегося коллектива, но также историю самой группы, историю на мой взгляд интересную, но во многом печальную и даже трагическую.

           1. В НАЧАЛЕ БЫЛИ «ПЛЮЩИ»
           История эта, как большинство  биографических жизнеописаний музыкальных групп, стартовавших в долгом и для многих изматывающем марафоне под названием «Рок» с популярного тогда направления «Liverpool Sound» («Ливерпульское звучание»),  начинается в начале 60-х годов прошлого 20-го столетия.
           Именно тогда, в 1961 году, уроженец городка Суонси (Уэльс), юный гитарист и вокалист Пит Хэм (27.04.1947 - 23. 04.1975) собрал свою первую скиффл-группу, игравшую предпочтительно инструментальный рок-н-ролл в стиле The Shadows. Чуть позднее  к Питу Хэму присоединились бас-гитарист Рон Гриффитс (2.10.1946), гитарист Дэй Дженкинс и ударник Майк Гиббинс (12.03.1949).  Название для группы выбрали простое, но «кудрявое» - The Iveys («Плющи» или «Вьюнки»). Ребята были молодые, от 16 до 18 лет,  а в таком возрасте не грех было поиграть на разогреве перед концертными выступлениями таких маститых «грандов», как The Who, Yardbirds, Moody Blues, Spencer Davis Group. Через год, 1966-м, группу заметил и «взял на поруки» менеджер Билл Коллинз. С его подачи Хэм и Гриффитс стали писать оригинальные песни и вскоре на The Iveys, что называется «положили глаз»  солидные фирмы грамзаписи.
           Однако гитарист Дэй Дженкинс, похоже, не прижился в коллективе и его в срочном порядке выставили за дверь, заменив Томом Эвансом (5.06.1947 – 19.11.1983), ранее игравшим ритм-энд-блюз в группе Them Calderstones. Именно с творчеством этой авторской пары, Пит Хэм и Том Эванс, можно связать становление и последующий первый успех коллектива.
           Но в те давние времена дела складывались несколько по другому. В 1968 г. с подачи однофамильца Тома,  Мэла Эванса, который был вхож в окружение The Beatles,  группа получила прописку на фирме Apple Records и приступила к записи первых песен собственного производства. Первый выпущенный сингл, «Maybe Tomorrow», не имел успеха ни в Англии, ни в Америке, но вошел в чарты некоторых стран континентальной Европы, и потому коллективу все же разрешили сделать полную долгоиграющую  пластинку. К великому сожалению, за исключением пары достойных треков в альбом была включена "старомодная рухлядь", номера в духе 30-х годов, и альбом «The Iveys» с треском провалился.
 
           2. ПОЯВЛЕНИЕ «БОЛЬНОГО ПАЛЬЦА»
           На этом наша история могла бы быть завершенной, если бы в это дело не вмешался великий «битл» Пол Маккартни, который своим зорким глазом усмотрел в ребятах талант, а также специально для них написал и подарил свою песню «Come And Get It», которая предназначалась для фильма «The Magic Christian» («Волшебный христианин»). Сингл с записью этой композиции в 1969 г. ворвался в горячую десятку по обе стороны Атлантики и дела коллектива пошли в «гору».
           Для начала они поменяли свое название на Badfinger («Больной палец»). Басист Рон Гриффитс объявил о своём уходе из группы, объясняя свое  решение семейными проблемами. Пришлось Тому Эвансу переквалифицироваться на бас, а на его место был принят гитарист Джой (Джозеф) Молланд (21.06.1947). Последний не только безукоризненно владел инструментом, пел, сочинял мелодии, но удивительным образом внешне был очень похож на  Пола Маккартни, с тем лишь «небольшим исключением», что он не был левшой, как Пол.
           Именно в таком составе - Пит Хэм (гитара, клавишные, вокал),  Том Эванс (бас, вокал), Джой Молланд (гитара, вокал) и Майк Гиббинс (ударные, вокал), продолжился поход коллектива к известности. В том же 1969 году они приняли участие в работе над саундтреком к фильму «The Magic Christian» режиссера Джозефа МакГрата,  в котором главные роли играли Питер Селлерс и Ринго Старр.

           С лейблом Apple Records был  выпущен первый альбом группы с вывеской «Badfinger» - «Magic Christian Music» (1969).  Помимо упомянутой песни Пол Маккартни «Come And Get It», в этот альбом были включены и другие прекрасные песни, написанные участниками группы. Особо хочется выделить философскую балладу Эванса и Хэма «Carry on Till Tomorrow».  Под патронажем The Beatles популярность группы быстро росла – они приняли участие в записях сольных альбомов "битлов" («All Things Must Pass» Джорджа Харрисона, «It Don't Come Easy» Ринго Старра и «Imagine» Джона Леннона). Позднее, в 1971 г. Джордж Харрисон пригласил музыкантов Badfinger для участия в знаменитом концерте в нью-йоркском зале «Madison Square Garden» в пользу голодающего населения Бангладеш.
            
           3. ПЕРВЫЕ ГАСТРОЛИ
           Вот с такими достижениями участники группы в марте 1970 года приступили к записи своего третьего по счету и второго под вывеской Badfinger альбома «No Dice». Уже были записаны пару песен, в том числе ставшая очень популярной «No Matter What», однако записи были временно отклонены руководством фирмы Apple.
           Напомню, что начало 1970 г - это было время распада The Beatles. Фирма Apple Records переживала не лучшие финансовые времена. Разумеется, хотелось получить от новых  коллективов таких же «выдающихся» результатов, какие совсем недавно приносили «битлы». 
           В апреле 70-го Badfinger впервые отправились  в богатую Америку с гастролями,  которые длились три месяца. В целом публика принимала артистов очень хорошо, хотя пресса не уставала повторять, что к ним приехали «новоявленные битлы». От таких сравнений музыканты стали уставать. Музыкальный обозреватель Майк Сондерс в статье для журнала «Rolling Stone Magazine» высказался в то время примерно так:  «Это как бы, если Джон, Пол, Джордж и Ринго смогли перевоплотиться в Джоя, Пита, Тома, и Майка из Badfinger. И такие сравнения музыкантов с The Beatles продолжались на протяжении всей последующей карьеры Badfinger.
           Во время этих американских гастролей артистов познакомили с бизнесменом Стэном Поли, который впоследствии сыграл рокОвую роль в судьбе участников Badfinger.
           После возвращения из гастролей в Лондон, работа над вторым альбомом Badfinger продолжилась, при этом обязанности продюсера  взял на себя Джефф Эмерик. Кроме записанных ранее песен в альбом было включено еще 10 новых «свежеиспеченных» композиций, включая  ставшим одним из популярнейших хитов, балладу «Without You» («Без тебя»). Позднее, Пол Маккартни назвал эту песню самой «убийственной песней всех времён ("the killer song of all time").

           4. «БЕЗ ТЕБЯ». ИСТОРИЯ САМОЙ «УБИЙСТВЕННОЙ» ПЕСНИ
           Интересна история этой баллады.
           В начале Пит Хэм написал песню, первоначально названную «If It’s Love», но ей не хватало сильного припева. Одновременно Том Эванс писал другую песню, но он был неудовлетворен куплетами, и тогда оба участника решили объединить свои части. По словам музыкантов, во время записи песни им казалось, что она не будет иметь большого успеха, и поэтому эту запись разместили последней на стороне «А» альбома. В качестве сингла группы она так и не была выпущена.
             В авторском исполнении «Badfinger» эта композиция записана в тональности фа мажор, в медленном темпе, составляющем 70 ударов в минуту, и исполнена в вокальном диапазоне F4—B6. Главный герой этой баллады признаётся возлюбленной, что он «не может жить, если жить придётся без тебя». Эта фраза, пропетая Питом и Томом, впоследствии станет рокОвой, вдвойне рокОвой.

            По сведениям Американского общества композиторов, авторов и издателей (The American Society of Composers, Authors and Publishers - ASCAP) эта композиция насчитывает более 180 кавер-версий, которые периодически появлялись в списках «горячей сотни» Billboard Hot 100. Но наивысших показателей в таблицах популярности она достигла благодаря двум исполнениям - Хэрри Нилссона в 1972 и Мэрайи Кэрри в 1994 г.

           Хэрри Нилссон впервые услышал «Without You» на вечеринке и принял её за песню The Beatles. Узнав о своей ошибке, он решил перепеть песню для альбома «Nilsson Schmilsson» (1971) года. Его исполнение было сделано в другой тональности, ми мажор, и с ещё более медленным темпом (66 ударов в минуту) в вокальном диапазоне B3 — B5.
           В записи были использованы гитара и фортепиано, на котором играл Гари Райт, известный тогда как участник британской группы Spooky Tooth и ставший позже успешным сольным артистом. Выпущенная в качестве сингла, она возглавляла американские чарты Billboard Hot 100 (в течение четырёх недель с 13 февраля до 11 марта 1972 года) и Adult Contemporary (пять недель). В Великобритании, где было продано почти 800 000 экземпляров, песня провела пять недель на первом месте, начиная с 11 марта 1972. За её исполнение Нилссон в том же году получил премию «Грэмми» в категории «Лучшее мужское вокальное исполнение». Эта кавер-версия песни Badfinger Хэрри Нилссона стала самым большим хитом в карьере певца. Продюсер этого сингла Ричард Перри позднее так объяснил его успех: «Это была необычная запись для того времени. Она была мощной балладой с низким фоновым ритмом, и хотя с тех пор многие артисты записывали песни подобным образом, никто не делал этого до нас». Хотя Нилсcон редко выступал вживую, в сентябре 1992 года он исполнил эту песню с Ринго Старром и его группой All-Starr Band в Сизарс-Палас (Лас-Вегас).

           Исполнение  Мэрайи Кэри «Without You» стала второй (после песни Майкла Джексона «I’ll Be There») кавер-версией в творчестве певицы. Версия Мэрайи Кэри была выпущена в качестве третьего сингла с альбома «Music Box» в начале 1994 года. В Соединенных Штатах его выпустили 24 января 1994 года, спустя всего чуть больше недели после смерти Гэрри Нилссона от сердечного приступа.
           В песне Кэри использует более низкий диапазон своего голоса, в том числе на бэк-вокале, который был усилен, для того чтобы звучать как большой хор госпела. Её версия «Without You» была очень популярна в различных ТВ-шоу и достигла 3-го места в Billboard Hot 100, продержавшись в топ-40 в течение 21 недели, а также добралась до 2-й строки в Billboard Hot 100 Airplay и до 3-ей — в Hot 100 Singles Sales. Благодаря активной ротации на радио и успешным продажам сингл получил статус золотого.Он занял 16-ю позицию в итоговом чарте Hot 100 за 1994 год. Сингл имел успех по всей Европе и остаётся самым большим хитом Кэри за пределами США. В Великобритании он стал её первым и на сегодняшний день единственным синглом номер один, а также одним из двух синглов Кэри, получивших статус золотого.

           5. «НЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ ВОЗМОЖНЫМ»
           Но всё это было позднее. А в том далеком ноябре 1970 г. поступивший в продажу в США альбом Badfinger со странным названием «No Dice» попал лишь на 28-ю строчку «Billboard», а  включенная в него композиция «Without You» вообще в списках хитов не значилась. Но выпущенная синглом другая песня с этого альбома, «No Matter What», достигла 8 места в хит-параде США.
           Кстати, название пластинки («No Dice»), дословно переводится как «Нет костей» или "Не считается", а на сленге означает «Не представляется возможным». Такой термин первоначально использовался в играх, где бросаются кости в том случае, когда  бросок кубика игроком считается не действительным.
           К ноябрю 1970 г. контракт менеджера группы Билла Коллинза закончился и его перевели в нью-йоркское отделение  Apple Records. Вот тогда на сцене появился пресловутый американец Стэн Полли,  с которым музыканты познакомились еще во время своих гастролей в США. Профессиональная репутация Полли была подмоченной - он подозревался в финансовых махинациях при расчетах с другими своими клиентами, такими как  музыкант Лу Кристи и аранжировщик Чарли Кальелло. В одной из статей, опубликованной в New York Times делалось предположение, что он служил посредником при организации сборных концертов для верхушки американской мафии.
         Несмотря на предостережения Тома Эванса, контракт с Полли был подписан и он стал менеджером группы.

         6. НАЧАЛО РАСПАДА
         Хотя следующий альбом группы - «Straight Up» (1972), включавший такие хиты как «Day After Day», «Baby Blue» и «Name Of The Game», имел хороший успех при продажах, музыканты остались разочарованы его подготовкой. Продюсером пластинки изначально был назначен Джордж Харрисон, но поскольку коллектив хотел избавиться от вечных, хотя и безуспешных сравнений их с The Beatles, музыкальные сессии пришлось заканчивать под руководством Тодда Рандгрена. Тем не менее в списке приглашенных музыкантов значились такие имена, как Джордж Харрисон , Леон Рассел и Клаус Вурманн.
           Тем временем фирма Apple Records погрузилась в пучину финансовых проблем, и пятый альбом группы «Ass» стал последним альбомом музыкантов, сделанным на этом лейбле. Badfinger при посредничестве Стэна Полли заключили контракт с фирмой «Warner Bros», по которому они обязывались выпускать по два альбома в год в течении трех лет. Если первый альбом - «Badfinger» (1974), выпущенный под новым флагом, оказался полностью провальным, как справедливо утверждали музыкальные обозреватели, то следующая их пластинка «Wish You Were Here» (1975) вернула коллективу расположение критиков, неплохие  продажи и проблеск некоторой надежды в то, что дела налаживаются. Однако, внутренняя борьба в группе за лидерство, разборки с менеджментом и нездоровая финансовая обстановка принесли Badfinger большое количество проблем. Первым не выдержал Пит Хэм – осенью 1974-го он хлопнул дверью, заявив о своём уходе из группы. На его место приняли гитариста и клавишника Боба Джексона. Спустя три недели Пит все же вернулся, а Боб остался в команде на должности клавишного музыканта. В конце года 1974 г. началась работа над диском «Head First», но до выпуска дело не дошло, поскольку из-за махинаций Стэна Полли «Warner Bros» затеяла с Badfinger судебную тяжбу.

           7.  ФИНИШ
           Денежные поступления в карман музыкантов таяли на глазах, и повергнутый в шок этими обстоятельствами Пит Хэм  23 апреля 1975 повесился. Смерть Пита повлекла за собой незамедлительный распад группы. Правда спустя четыре года Том Эванс и Джой Молланд решились реанимировать проект. На стыке десятилетий ансамбль выпустил пару пластинок – «Airwaves» (1979) и «Say No More» (1981). Однако вернуть былой успех этого коллектива не удалось. Между партнерами вновь начались дрязги, приведшие к вторичному роспуску команды и самоубийству Тома Эванса в ноябре 1983 г.
           В середине 80-х Джой Молланд, Майкл Гиббинс и Боб Джексон попытались использовать вывеску Badfinger в гастрольных целях, а в 1990-м Джой организовал выпуск архивного альбома с концертными записями «Day After Day». Спустя еще 10 лет увидел свет и злополучный альбом «Head First», изданный в формате CD фирмой «Snapper».
          Кроме того, в конце 90-х были найдены магнитофонные пленки с домашними записями Badfinger, которые были изданы фирмой «Rykodisc Records» как два полновесных альбома песен Пита Хэма. И хотя качество записи оставляло желать лучшего, талант автора все равно хорошо чувствовался.
           4 октября 2005 года в возрасте 55 лет от неустановленных причин умер барабанщик Badfinger Майк Гиббинс. Это произошло во Флориде, где в последнее время жил музыкант.
           На этом печальную историю выдающейся британской группы, всегда находившейся в тени коммерчески «раскрученных» кумиров, можно считать законченной.
           А слова из припева песни, которые сочинили Пит Хэм и Том Эванс, песни, которая стала мировым шедевром, стали пророческими:

           I can't live, if living is without you
           I can't live, I can't give anymore.

По материалам Интернет публикаций.
31 марта 2011
===================================

ДИСКОГРАФИЯ ГРУППЫ
 
Альбомы:
Magic Christian Music (три трека с альбома звучат в фильме The Magic Christian) (1970)
No Dice (1970)
Straight Up (1971)
Ass (1973)
Badfinger (1974)
Wish You Were Here (1974)
Airwaves (1979)
Say No More (1981)
Day After Day: Live (концертный альбом, запись 1974, выпущен 1990)
BBC In Concert 1972-1973 (концертный альбом, записи  1972-1973, выпущен 1997)
Head First (запись 1974, выпущен 2000)

Сборники и компиляции:
Maybe Tomorrow (как «The Iveys»,1969)
Shine On (UK only1989)
The Best of Badfinger, Vol. 2 (1990)
The Best Of Badfinger (1995)
Come and Get It: The Best of Badfinger (1996)
The Very Best Of Badfinger (2000)
Complete Ass (2001, бутлег)

Синглы:
1969: Come And Get It
1970: No Matter What / Better Days
1970: No Matter What / Carry On Till Tomorrow
1971: Day After Day / Money
1972: Baby Blue / Flying
1972: Day After Day / Sweet Tuesday Morning
1974: Apple Of My Eye / Blind Owl
1981: Hold On / Passin' Time

Цикл «Антология классического рока».
Британский рок. Badfinger.
========================================