Мемориал жертв Бабьего Яра!

МЕМОРИАЛ ЖЕРТВ БАБЬЕГО ЯРА!

 ВНИМАНИЕ!!!

        Составители данной подборки материала оставляют за собой право публиковать стихи авторов, разместивших свои работы для открытого доступа читателей на сайте СТИХИ.РУ, не нарушая их прав и давая ссылки на эти работы.

*   *   *


Подборка материалов, приурочена 70-летию трагедии Бабьего Яра.


*  *  *

"Сгоревшая звезда" - Стихи, Музыка, Исполнение Александр Клурфельд

http://www.youtube.com/watch?v=BryW36elywU&feature=related

" Около 1 500 000 еврейских детей было уничтожено нацистами во Второй Мировой войне.
Если мы об этом забудем, они погибнут ещё раз..."

  *  *  *

ТАМАРА Гвердцители поёт песню: " Бабий Яр"

http://www.youtube.com/watch?v=eHqMrE95oLo

  *  *  *


   Памяти жертв холокоста
   
      Имануил Глейзер

   http://www.poezia.ru/works/52366

-------------------- ---------------- -----------

         ПЕСНЯ МАТЕРИ

          Овсей Дриз

Я бы повесила люльку на балке,

Качала б, качала б сыноченьку Янкеле,

Но рухнули балки в огне этой ночи –

Как же качать мне тебя, мой сыночек?

Белые голуби – чёрные вешки,

Остались от дома одни головешки.

Я б свои длинные косы отрезала,

Чтоб люльку повесить для доченьки Рейзеле,

Но стали золою на дубе листочки –

Как же мне люльку повесить для дочки?

Где он, мой дом? – Не осталось и досточки.

Средь угольков моих деточек косточки.

Матери, матери, все приходите,

Выплакать песню мою помогите –

Я не могу ни молчать, ни кричать –

Песней моей Бабий Яр укачать...

*  *  *

Евгений Евтушенко

БАБИЙ ЯР

Над Бабьим Яром памятников нет.
Крутой обрыв, как грубое надгробье.
Мне страшно.
Мне сегодня столько лет,
как самому еврейскому народу.

Мне кажется сейчас —
я иудей.
Вот я бреду по древнему Египту.
А вот я, на кресте распятый, гибну,
и до сих пор на мне — следы гвоздей.
Мне кажется, что Дрейфус —
это я.
Мещанство —
мой доносчик и судья.
Я за решеткой.
Я попал в кольцо.
Затравленный,
оплеванный,
оболганный.
И дамочки с брюссельскими оборками,
визжа, зонтами тычут мне в лицо.
Мне кажется —
я мальчик в Белостоке.
Кровь льется, растекаясь по полам.
Бесчинствуют вожди трактирной стойки
и пахнут водкой с луком пополам.
Я, сапогом отброшенный, бессилен.
Напрасно я погромщиков молю.
Под гогот:
«Бей жидов, спасай Россию!» —
насилует лабазник мать мою.
О, русский мой народ! —
Я знаю —
ты
По сущности интернационален.
Но часто те, чьи руки нечисты,
твоим чистейшим именем бряцали.
Я знаю доброту твоей земли.
Как подло,
что, и жилочкой не дрогнув,
антисемиты пышно нарекли
себя "Союзом русского народа"!
Мне кажется —
я — это Анна Франк,
прозрачная,
как веточка в апреле.
И я люблю.
И мне не надо фраз.
Мне надо,
чтоб друг в друга мы смотрели.
Как мало можно видеть,
обонять!
Нельзя нам листьев
и нельзя нам неба.
Но можно очень много —
это нежно
друг друга в темной комнате обнять.
Сюда идут?
Не бойся — это гулы
самой весны —
она сюда идет.
Иди ко мне.
Дай мне скорее губы.
Ломают дверь?
Нет — это ледоход...
Над Бабьим Яром шелест диких трав.
Деревья смотрят грозно,
по-судейски.
Все молча здесь кричит,
и, шапку сняв,
я чувствую,
как медленно седею.
И сам я,
как сплошной беззвучный крик,
над тысячами тысяч погребенных.
Я —
каждый здесь расстрелянный старик.
Я —
каждый здесь расстрелянный ребенок.
Ничто во мне
про это не забудет!
«Интернационал»
пусть прогремит,
когда навеки похоронен будет
последний на земле антисемит.
Еврейской крови нет в крови моей.
Но ненавистен злобой заскорузлой
я всем антисемитам,
как еврей,
и потому —
я настоящий русский!
1961


*  *  *

Евгений Евтушенко читает поэму "Бабий Яр" в Яд Вашем:


*** "Яд Вашем" - мемориальный музей памяти жертв холокоста ... в Иерусалиме.

========== ===   ============= ==================== ============ ============

БАБИЙ ЯР

Нателла Болтянская

Мама, отчего ты плачешь,
Пришивая мне на платье
Желтую звезду?
Вот такое украшенье
Хорошо б щенку на шею -
Я его сейчас же приведу.

А куда уводят наших,
Может, там совсем не страшно,
Может, там игрушки и еда?
Мне сказал какой-то дядя,
Сквозь очки в бумажку глядя,
Что назавтра нас возьмут туда.

Посмотри, какая прелесть,
Вот оркестр играет фрейлехс,
Отчего так много здесь людей?
Мама, ну скажи мне, мама,
Кто тут вырыл эту яму
И зачем нас ставят перед ней?

Что ты плачешь, ты не видишь -
Их язык похож на идиш,
Ну почему все пьяные с утра?
Может быть, в войну играют,
Раз хлопушками стреляют...
Мама, это вовсе не игра.
Мама, отчего ты плачешь,
Мама, отчего ты пла...

======= ============= =====================

ЗАБЫТЬ НЕ ВПРАВЕ ...

Ольга Мальцева-Арзиани

http://www.stihi.ru/2010/05/10/656

Мать, отец и кучка деток
Черноглазых и кудрявых,
Самых ласковых на свете,
Шепелявых и лукавых.

Младшей Ривочке полгода,
Чепчик белый с кружевами.
Старший Яша - гордость рода,
Он следит за малышами.

Фриде заплетает косы,
Гладит Лёвушке матроску,
Учит рисовать берёзу,
Десять лет, а словно взрослый.


Сонечка поёт как птичка,
И ласкается, как кошка.
Очень длинные реснички,
В сарафане, как матрёшка.

Мотя с Фимочкой - близняшки.
Различать их крайне сложно.
Словно куклы-неваляшки,
Уложить их невозможно...

Кто-то плачет, кто-то скачет.
Мама что-то скажет строго.
Это - счастье, не иначе!
А ВОЙНА... УЖ У ПОРОГА!

Ночью в дом пришла соседка.
Поделилась страшной вестью.
Всех евреев на рассвете
Соберут за домом вместе.

А потом всех расстреляют.
Не надейтесь на пощаду.
За окошком ночь уж тает.
Скоро нам прощаться надо.

Я могу спасти ребёнка.
Одного. Вы выбирайте.
Мама гладила пелёнки.
Свечка тихо догорает...

Одного. Соседка-полька
Больше вывести не сможет.
Пропуск на двоих, и только.
Остальных всех уничтожат.

Мать с отцом оцепенели.
Как тут выбрать, кто дороже???
Дети спят в своих постельках,
Что же делать?
    Кто же?
        Кто же?

Тут расплакалась малышка,
Мать пелёнки ей сменила.
Сонечка спит с тёплым мишкой.
НАДО ВЫБРАТЬ...
     ГДЕ ВЗЯТЬ СИЛЫ?

У отца дрожали губы.
Слёзы по щекам струились.
Мать, сцепив от горя зубы,
Знала:
ЭТО НЕ ПРИСНИЛОСЬ.

Всё, пора идти с ребёнком
К доброй, плачущей Барбаре.
Фрида чмокнула спросонку.
Как же выбрать?
ДЕТИ СПАЛИ...

Яша, встань! Вставай скорее!
Собирайся очень быстро.
Помни, мальчик, всем евреям
КАЗНЬ ПРИДУМАЛИ НАЦИСТЫ.

Ты ведь старший. ПОМНИ ВЕЧНО,
Как всё это с нами было.
Знай, мой мальчик, бесконечно
Мы всех вас ВСЕГДА ЛЮБИЛИ.

ПАПА УМЕР НА РАССВЕТЕ.
Даже Яшин плач не слышал,
Избежал ужасной смерти,
И не видел Соню с мишкой...

Мать несла малышку Риву,
Сладко девочка сопела...
Слышалось без перерыва
Как в Варшаве шли расстрелы...

ПОМНИ МАЛЬЧИК! ПОМНИ ВЕЧНО!
Расскажи всё детям, внукам,
Время очень быстротечно,
Не забудь страданья, муки

Тех, кого тогда убили...
Всё равно, в какой державе!
Ведь они всех нас любили...

ПОМНИ ВСЁ...ЗАБЫТЬ НЕ ВПРАВЕ!

========= ============ ===============

Наша старенькая Фира Моисеевна

Ольга Мальцева-Арзиани

http://www.stihi.ru/2010/05/07/1011

Кружева воротничка, пенсне и запонки,
Юбка в пол, браслет старинный на запястье.
В старой кухне аппетитнейшие запахи...
Что за блюда по-еврейски, что за счастье!

Коммуналка, центр Москвы, семидесятые.
Секретарь отца справляет день рождения,
Седоватая, немножечко усатая
Наша старенькая Фира Моисеевна.

Отчего же нет гостей? Она старается!
Стол накрыт, как будто к празднику Победы!
За окном гроза, как видно, собирается.
Почему же гости всё-таки не едут?

Два племянника замучены в Освенциме,
А сестра была расстреляна в Варшаве.
Как спокойно говорит об этом женщина.
Мы же с мамочкой тогда навзрыд рыдали!

Муж Борис освобождён был в сорок пятом
Из Дахау, где друзья его сгорели.
Он один тогда пришёл с войны проклятой.
Ну садитесь же за стол! Ну,... в самом деле!

Умер вскоре муж. Сказались все лишения.
Тётин след нашёлся в Каунасском Гетто.
За окном в Москве цвели кусты сирени.
Пронеслась гроза. Наступит скоро лето...

Дядю Фиму, его внучку годовалую
Бабий Яр забрал...Как девочка кричала!!!
Смерть и ужас, и жестокость небывалую
Рать фашистская к народам проявляла.

Каждый жить хотел! За что их убивали?
Вспомним старенькую Фиру Моисеевну
В День Победы, в День Заслуженной Печали.
Вспомним тот далёкий майский день рождения!!!
----------------------------------------------
============= ============ ===============

Аркадий Хайт

МОЛИТВА

Когда весенним долгожданным маем
Мы сядем все за праздничный обед,
Места пустые за столом оставим
Для тех, кого сегодня с нами нет.

Глядят со стен родные лица:
Тот не пришел и этот не дожил...
Нас не учила бабушка молиться,
Я сам молитву эту сочинил.

Молюсь за своего отца,
Который не увидел нас,
Молюсь за каждого бойца,
Что умирал по сотне раз.

За тех, что молча шли к печам,
За тех, кто с песней шел на танк,
И за того, кто по ночам
Писал дневник, как Анна Франк.

Гремит салют, и веселятся дети,
Оркестр играет в городском саду,
И в этот день так ярко звезды светят,
Что забываешь желтую звезду.

Давайте петь и веселиться,
Не каждый раз бывает день такой...
Но если кто-то хочет помолиться,
Пусть, не стесняясь, молится со мной.

Молюсь за тех, кто спит в земле,
За школьных сверстников моих,
За женщину в глухом селе,
Что прятала детей чужих.

За Бабий Яр, за Сталинград,
За тех, кого не дождались!
За всех, кто не пришел назад,
Чтоб мы сегодня собрались.

============ ========== ======================

Трагедия Бабьего Яра

Аркадий Белкин

http://www.stihi.ru/2009/08/02/5957

============== ================= ================

Круглая дата трагедии Бабьего яра-70 лет...

Циля Вайнер

http://www.stihi.ru/2011/09/27/1829

=============== ================= ==================

Планета друзей 76. Е. Евтушенко Д. Шостакович

Юрий Кутенин

http://www.stihi.ru/2011/05/24/513

Н

*  *  *

перевод
ТАТЬЯНОЙ РАСТОПЧИНОЙ и ЮЛИЕЙ ПАНИНОЙ.
на французский

Je l’ entendis plusieurs fois
Et j’en obeis a la sale beacoup,
Quand a vigoureuse basse russe
Levait la grandeur de choeur,
Quand les vers grands
Confluent avec le rugissement vigoureux des sons.
Oui, leurs vols ne sont pas faciles
Et comme si remuent la memoire.
Nous voyons l`effroi de cette guerre.
Nous entendons les gemissement des millions…
Oui, comme les sons sont forts.
Vous reveillates les defunts.
Les jeunes et vieux gens tirent les bras
A travers le rideau des generations.
Quels les moments terribles?
Le ravin de la paysanne soit maudit!!!
Le ravin de la paysanne soit maudit!!!
Et toutes ceux, que l’ont fait.
Comment les jeunes et vieux gens gemissent hautement.
Pourquoi les victims innocents sont tues?
Pour la beaute et le talent
Et pour les opinions propres.
Izy – musicien s’est couche ici,
Olesy – les ambitions des pencees admirables,
Ivan avec sa droiture
Qui est ennuye de ceux-ci canailles
Serg, Iosif, Katy, Ada…
Ce n`est possible a enumerer les toutes
Je vois que la salle sanglote dejа!!!!
Il comprend, que la parole soit la vengeance
Mais il veut le pardonner.
Pardonner n`est pas oublier
Au contraire. Oui, ainsi peut-etre
Pourquoi?
Pour que il faille a vivre.
Voila la coeur ne pardonne pas…

=============== ================= =========================


Над Бабьим Яром ветры не шумят,

Борис Межиборский

http://www.stihi.ru/2011/10/04/5551


=========== ============= ======================

Бабий Яр

Феликс Мамут

http://www.stihi.ru/2009/02/06/5281

Светлой памяти моих родственников,
погибших в Бабьем Яру, посвящается.

===================== =================== ====================

Бабий яр

Имануил Глейзер   (1944, Кишинёв — 2009, Сан-Франциско)

http://www.stihi.ru/2005/09/26-640


============ ========= ============

Бабий Яр. Скрипка

 Вячеслав Артемов

http://www.stihi.ru/2011/09/30/7519

 
================ ======================== ================

Бабий Яр

Анатолий Филимонихин

http://www.stihi.ru/2012/07/28/8051


========= ======== ============

Бабий Яр!

Елена Премудрая

http://www.stihi.ru/2001/11/11-599


=============== ========== ===========

Бабин Яр

Татьяна Левицкая

http://www.stihi.ru/2009/05/08/2749



========== ========= ===============

Трагедии Бабьего яра в годовщину...

Ирина Аршан

http://www.stihi.ru/2005/10/13-263



================= ==================== ================

Бабий Яр

Ольга Стрижова

http://www.stihi.ru/2010/03/18/1343



===================== =================================== =======================

Бабий яр

Людмила Клёнова

http://www.stihi.ru/2006/09/27-2079



================== =============== ===================

Бабий Яр

Жанна Баринова

http://www.stihi.ru/2008/02/22/607



============= ===== ==========================

Бабий яр

Сэлмона

http://www.stihi.ru/2012/01/29/3259


=============== =============== =============================

Борис Финкельштейн

ВОЗВРАЩЕНИЕ В БАБИЙ ЯР

http://www.stihi.ru/2003/03/10-60



======================= =========== ==============

Забытый Бабий Яр Forgotten Babiy Yar!

Эдуард Сальтцов-Заграничный

http://www.stihi.ru/2011/10/02/8471

               
========== ===================== ===============

Бабий Яр

Александр Кованов

http://www.stihi.ru/2012/09/08/9287

                В сборник «Вечный огонь».
                По мотивам: http://www.stihi.ru/2011/10/02/8471

=========== ============== =================

В Бабьем Яру

Светлана Остров

http://www.stihi.ru/2012/03/01/9465



============ ================= =================

Я средь убиенных на Бабьем Яру

Николай Ефремов 10

http://www.stihi.ru/2010/01/08/7715
 

================= ============ ============

детей всех не породистых убить

Людмила Дубинская

http://www.stihi.ru/2011/12/11/3777



============= ============ ====================

Кукла Сара

Михаил Тулуевский

http://www.stihi.ru/2012/06/04/4984



============= ============ ==============

Лабиринты памяти

Ирина Мороз 2

http://www.stihi.ru/2012/08/15/9465



=========== =========== ====================

И снова конец сентября... К 65-летию Бабьего Яра

Иосиф Шутман

http://www.stihi.ru/2006/09/27-2178

Посвящается 65-летию трагедии Бабьего Яра


========= ============== =================

Лев Постолов

http://www.stihi.ru/2009/10/18/3547

    ОСЕНЬ В ТРАУРЕ ПО УБИЕННЫМ
-
    БЕЛАРУСЬ, УКРАИНА, ГЕРМАНИЯ...
         
          (Триптих).
          **********

================ ============ ==========================

Бабий яр

Каира

http://www.stihi.ru/2009/12/18/2845


===================== =========================


ПАМЯТИ РАССТРЕЛЯННОГО ГЕТТО

Сергий Глущенко

http://www.stihi.ru/2013/01/03/1080



================= ========== ===============

На чьих руках кровь Бабьего Яра

Виктор Гликман

http://www.stihi.ru/2013/01/21/10799


========================== ========================= ==========================

ДЯДЯ МИША. 29 сентября 1941 г

Александр Кованов

http://www.stihi.ru/2013/05/01/5887


============ ============ =============

БАБИЙ ЯР И ХАТЫНЬ

Бен Галут (Марк Межиборский )

http://www.stihi.ru/2003/03/21-199


================================ ==========================


ПАМЯТИ СИМЫ ШТАЙНЕР

Бен Галут (Марк Межиборский )

http://www.stihi.ru/2003/03/21-91



========================== ============================== ============

Бабий Яр

Александр Литевский

http://www.stihi.ru/2013/02/07/1053


================= ================= =========================

Дробицький яр

Леонид Ружинский

http://www.stihi.ru/2010/05/07/7163
      


=========== =============== ==============

Смирнов Александр Александрович

http://www.stihi.ru/avtor/alex59

Бабий яр

http://www.stihi.ru/2009/09/16/2393

----------------- ------------ ----------------------

Поэт-фронтовик и лирик Юрий Окунев (1919 – 1988)

Юрий Окунев

ПРЕДЕЛ И БАРЬЕР БАБЬЕГО ЯРА

В физиологии используется понятие «запредельного торможения», называемого еще защитным или охранительным торможением. В очень упрощенной и краткой интерпретации, запредельное торможение рефлексов, реакций и эмоций живого существа возникает в его нервной системе, когда внешнее физическое или психическое воздействие превышает некоторый предел.
Я вспомнил о физиологическом феномене запредельного торможения в связи с приближающейся трагической датой: 70 лет тому назад евреи города Киева были уничтожены в глубоком овраге, название которого стало символом преступлений целой эпохи человеческой истории – Бабий Яр.
Очень трудно или даже невозможно описать это преступление на соответствующем уровне эмоционального напряжения, ибо трагедия Бабьего Яра не имеет адекватного отображения в человеческой психике. По аналогии с физиологическим пределом, после которого происходит торможение рефлексов, события Бабьего Яра являются примером эмоционального предела, вблизи которого человеческие чувства тормозятся, перестают развиваться и даже «рвутся», как перетянутая струна. Поднимаясь, подобно библейскому Иову, по ступеням нарастающих страданий, человек может адекватно отслеживать, например, трагедию и горькие переживания юной Анны Франк, но его эмоциональные сопереживания не способны подниматься до уровня Бабьего Яра – они тупеют, затвердевают и ломаются на подступах к страшному обрыву этого оврага. Слова так же бессильны перед пределом Бабьего Яра, как и чувства: трагедия, геноцид, массовое убийство, кровавая бойня, убийство родителей на глазах у малолетних детей, сбрасывание живых детей в яму c трупами ударом палаческого сапога, многослойное кровавое месиво из голых трупов и еще живых кровоточащих людей – все это порождает в воображении ряд жутких зрительных образов, но эмоции уже не следуют за ними, они застыли и перестали развиваться, они просто не в состоянии следовать этому ужасу...
Евгений Евтушенко одним из первых попытался дать поэтическое отображение человеческих эмоций над обрывом Бабьего Яра:
Над Бабьим Яром памятников нет.
Крутой обрыв, как грубое надгробье.
Мне страшно. Мне сегодня столько лет,
Как самому еврейскому народу...
Над Бабьим Яром шелест диких трав.
Деревья смотрят грозно, по-судейски.
Все молча здесь кричат, и, шапку сняв,
Я чувствую, как медленно седею.
И сам я, как сплошной беззвучный крик,
Над тысячами тысяч погребенных.
Я – каждый здесь расстрелянный старик.
Я – каждый здесь расстрелянный ребенок.
2
Под свежим впечатлением от посещения места трагедии, за одну ночь вдохновенного прозрения, молодой поэт поднял планку эмоционального стресса личности до высоты Бабьего Яра. Да, так, и только так, можно подняться на ту высоту – обратиться в униженного, оплеванного, изуродованного пулеметной очередью старика, воплотиться в маленького испуганного плачущего ребенка, сброшенного окровавленным штыком палача в яму с трупами мамы и бабушки и..., превратившись в «сплошной беззвучный крик», почувствовать, «как медленно седеешь»...
Небольшое стихотворение под названием «Бабий Яр» вызвало в 1961-м году настоящее потрясение среди интеллигентных советских людей, свыкшихся с отвратительным юдофобством, которое следовало не замечать и, само собой разумеется, не обсуждать. Это был редчайший в истории литературы случай, когда стихотворение, всего лишь – небольшое стихотворение, совершило переворот в общественном сознании и стало материальной силой – словно само Провидение встало во весь свой исполинский рост, грохнуло кулаком по столу заседаний суда истории и внятно, громогласно озвучило то, о чем втихую многие давно шептались: «Над Бабьим Яром памятников нет!»
***
В сообщении государственной комиссии по расследованию преступлений немецких фашистов и украинских коллаборационистов в Бабьем Яре, утвержденном в Управлении пропаганды ЦК ВКП(б) под патронажем самого зампредседателя Совнаркома СССР В.М. Молотова, слово «евреи» было заменено на «мирные советские граждане» – сигнал к тотальной фальсификации и замалчиванию чудовищного преступления против еврейского народа был дан.
История этой шитой белыми нитками фальсификации и этого подлого замалчивания уходит своими корнями в советский госантисемитизм, который был инициирован руководством ВКП(б) в 1939 году и фактически введен на государственном уровне в 1943-м. К несчастью для народов России, под руинами Сталинграда был похоронен не только германский нацизм, но и советский интернационализм. Этот странный и трагический выверт истории состоялся именно во времена Сталинградской битвы, когда нацистские бациллы шовинизма и юдофобии переползли из расистской Германии в интернациональный Советский Союз. Сразу же после великой Сталинградской победы Сталин начал проводить через высшие партийные органы негласную политику государственного антисемитизма и ввел в стране систему постепенно расширявшихся ограничений для евреев. Поганый стяг государственного антисемитизма, пошатнувшийся в руках Национал-социалистической рабочей партии Германии, был ловко перехвачен Коммунистической партией Советского Союза и пронесен ею незыблемо сквозь полвека последующей истории, вплоть до разгона этой преступной организации в августе 1991 года.
После победы 1945-го года антисемитская направленность политики советского режима уже мало скрывалась. Аркадий Ваксберг в книге «Сталин против евреев» рассказал примечательную историю Софьи Куперман, семья которой была уничтожена фашистами во время оккупации Киева, по-видимому, в Бабьем Яре. Вернувшись после войны в Киев, она узнала, что ее квартира занята другими людьми. Обойдя безрезультатно все инстанции и еще не понимая, почему ей не возвращают квартиру, Софья пробилась на прием к Первому секретарю райкома партии. Пока секретарь с казенным выражением на
3
лице читал ее длинное заявление, она, волнуясь, рассказывала ему, что все ее родственники замучены фашистами. Секретарь внезапно вспыхнул, отбросил в сторону заявление и выпалил:
«Кто вас снабжает вражеской дезинформацией про мнимые мучения евреев? Поищите лучше ваших замученных родственников где-нибудь в Ташкенте. Сменили фамилии и живут припеваючи. Вы сами-то где прятались? Наверно, не в партизанских землянках. Отъелись в тылу, а теперь еще квартиру требуете. Я передам ваше заявление в Госбезопасность, там разберутся».
Секретарь райкома в своем кратком резюме, на самом деле, выдал концептуальные положения советской антисемитской доктрины, разработанной на исходе войны в ЦК ВКП(б). Основные ее пункты можно сформулировать следующим образом:
– преследование фашистами евреев было незначительной частью преследований советских людей, поэтому подчеркивание «мнимого мученичества» евреев является антисоветской националистической пропагандой;
– евреи во время войны в большинстве своем жили в Ташкенте и других безопасных местах, когда русские, украинцы и другие народы проливали свою кровь на полях сражений;
– отсидевшись в тылу, они теперь выступают с националистическими требованиями, ссылаясь при этом на свое «мнимое мученичество» – эти требования следует рассматривать, как подрывные и враждебные социалистическому интернациональному государству.
В силу ряда причин, о которых разговор впереди, эти установки исполнялись особенно рьяно на Украине. В книге Михаила Мицеля «Евреи Украины в 1943-53 гг.: очерки документированной истории» приведены факты травли украинских евреев Никитой Хрущевым, который стал после освобождения Украины от немцев Первым секретарем украинской компартии. Трагедия украинских евреев, трагедия Бабьего Яра потрясла мир, потрясла всех нормальных людей, но отнюдь не руководителя украинских коммунистов. Более того, он всячески препятствовал возвращению эвакуированных и оставшихся в живых евреев на свою родину. Подобную «интернациональную» позицию Хрущев мотивировал следующими словами:
«Евреи в прошлом совершили немало грехов против украинского народа. Народ ненавидит их за это. На нашей Украине нам не нужны евреи. И я думаю, для украинских евреев, которые пережили попытки Гитлера истребить их, было бы лучше не возвращаться сюда. Здесь Украина! И мы не заинтересованы в том, чтобы украинский народ толковал возвращение советской власти как возвращение евреев».
Советская Украина сначала выдала своих евреев фашистским палачам, а затем устами своего партийного вождя отреклась от них – и от погибших, и от оставшихся в живых. Партийным мракобесам было недостаточно уничтожения киевских евреев в Бабьем Яре, они теперь вознамерились заставить всех забыть и Бабий Яр, и вообще – сам факт существования евреев на этой земле...
***
Александр Бураковский в статье «Память нужна не мертвым...» описал свои детские впечатления от посещения Бабьего Яра вместе с отцом в 1944 году:
«Страх от первого посещения Бабьего Яра весной 1944 остался в моей детской памяти... В тот день отец взял меня с собой... Крутые овраги поросли колючим
4
кустарником. Я сбегал по извилистым тропинкам легко и быстро, цепляясь за кусты. Отец же шел медленно, его правая рука еще не двигалась. Он шел – и плакал... Больше никогда я не видел его плачущим. В этих ярах покоились его старший брат с женой и пятью дочерьми, его старшая сестра с семьей, другие родственники. На дне изрытого и размытого дождями оврага было очень холодно. И страшно, будто в сыром подземелье... Позднее, когда я уже знал что такое Бабий Яр и изредка приходил сюда один, почти всегда находил в разных концах оврагов высохшие, а иногда – свежие, будто случайно и незаметно уроненные, маленькие букетики полевых цветов, отдельных хризантем, иногда – красных роз. Много лет не было в Бабьем Яре места, куда бы можно было принести цветы памяти организованно. Страна старалась стереть из памяти людской трагедию Бабьего Яра».
Почему страна старалась стереть из памяти людской трагедию Бабьего Яра? Ведь это преступление совершили фашисты, которых страна только что повергла в прах. Почему советские, а потом новые украинские власти 70 лет делали все возможное, чтобы извратить истину Бабьего Яра? Почему они до сих пор не удосужились соорудить на месте Бабьего Яра пристойный мемориал в память о величайшей человеческой трагедии, о трагедии еврейского и украинского народов, которые жили вместе на этой земле веками?
До начала 1960-х годов тема геноцида евреев на территории Советского Союза, равно как и любые упоминания еврейского происхождения жертв нацизма или героев сопротивления нацизму, оставались под полным запретом. В сталинские времена были случаи жестокого уголовного преследования людей с обвинением их в «злостной националистической пропаганде» за вывешивание в публичном месте портрета Героя Советского Союза еврейской национальности. Попытки Ильи Эренбурга и Василия Гроссмана опубликовать документальную «Черную книгу» о преступлениях нацистов на оккупированных территориях СССР были решительно пресечены, потому что в рукописи приводились факты уничтожения фашистами людей из-за их еврейского происхождения.
Перелом наступил в 1961 году. Опубликованный в «Литературной газете», в обход цензуры и благодаря мужеству редактора Валерия Косолапова, евтушенковский «Бабий Яр» оказался чудесной пращой Давида, пробившей брешь в антисемитской доктрине советского партийного Голиафа. Другое чудо случилось через год, в 1962-м, когда в Москве под управлением Кирилла Кондрашина была исполнена 13-я симфония Дмитрия Шостаковича «Бабий Яр» с вокальной партией и хором на стихи Евгения Евтушенко. Ошеломленная публика со слезами на глазах стоя аплодировала Шостаковичу и Евтушенко – словно божественная совесть, давно забытая и насмерть забитая в годы сталинизма, внезапно ожила под торжественными сводами Большого зала консерватории. Непреложный нравственный принцип авторов музыки и текста внезапно раскрылся перед всеми – порядочность человека проверяется его отношением к евреям, отношением к трагедии Бабьего Яра.
После произведений Евтушенко и Шостаковича тема Бабьего Яра перестала быть «антисоветской», хотя еще долгие годы оставалась «не вполне советской». В 1966-м году был опубликован, хотя и с купюрами, сенсационный роман-документ «Бабий Яр», написанный очевидцем киевских событий осени 1941 года Анатолием Кузнецовым – жуткая, горькая, голая правда о преступлении немецких профессиональных убийц и их украинских подельников выползала наружу из-под нечистот и груд помойного мусора,
5
которыми киевские власти, в прямом и преносном смысле, заливали и засыпали могилы Бабьего Яра.
Со второй половины 1960-х годов Виктор Некрасов и многие другие выдающиеся интеллектуалы разных национальностей отчаянно боролись за правду о еврейской трагедии в Бабьем Яре, за создание мемориала жертвам геноцида, достойного этой трагедии всемирно-исторического масштаба. Эта борьба продолжается и сейчас, через полвека, продолжается, то усиливаясь под международным давлением на украинские власти, то ослабевая под бременем глухой безнадежности. Кое-чего даже удалось достичь – на территории бывшего Бабьего Яра появились памятные камни и монументы, к которым можно, по крайней мере, принести цветы. Подробности этой, пока безуспешной, а, на мой взгляд, и безнадежной, борьбы за мемориализацию Бабьего Яра можно найти в статье Александра Бураковского «Не мертвым нужна память...» и в его же обширном исследовании на английском языке "Holocaust remembrance in Ukraine: memorialization of the Jewish tragedy at Babi Yar". Нет необходимости пересказывать эти исчерпывающие тему публикации.
Я впервые посетил территорию бывшего Бабьего Яра где-то в начале 1970-х. Помню, что никто не мог толком объяснить его точное местоположение. В конце концов, какой-то таксист, возивший прежде иностранных туристов, показал нам с приятелем то, что осталось от Бабьего Яра. Зрелище было невыразительным, унылым... Помойку, которую видел здесь Евгений Евтушенко в 1961 году, убрали, овраг залили пульпой и засыпали песком и землей. Через него проложили асфальтированную дорогу, разровняли место для парка и футбольного поля, поблизости строилось здание нового телецентра, на подступах виднелись стандартные жилые кварталы... Картина была успокоительно мирной... Как и следовало ожидать, никаких знаков случившейся здесь жуткой трагедии не было. Над останками несчетных и несчитанных тысяч убитых здесь людей мирно катились автомобили, играли в футбол мальчишки – среди них, возможно, и абсолютно невинные внуки тех украинских полицаев, которые убивали здесь еврейских мальчиков и девочек...
6
Глухая ярость закипала в душе от этой «мирной идиллии» – да будет проклят вовеки этот потерявший совесть безбожный режим, бесчувственно промышляющий на месте массового убийства еврейских детей извергами рода человеческого... Помнится, тогда, в начале 70-х, я решил – никогда больше не приду на это место глумления над памятью мучеников Бабьего Яра. Прошло 40 лет с того времени, и вот как описывают мои друзья, недавно посетившие Киев, те же места: «Бабий Яр сегодня – большой неухоженный парк Киева, вокруг него огромный спальный район, поэтому там много народа. Прямо у входа в парк находится относительно новая станция метро Дорогожичи. Но то что это Бабий Яр понять невозможно, никаких надписей нигде нет. В парке гуляют люди, играют в футбол, теннис, много пьяных. Видимо, никто особо не знает, что это за место. Территория огромная, по ней разбросано несколько монументов. Есть памятник детям, погибшим в яре, красивый – что-то вроде разбитых игрушек. Надписей никаких, в том числе поясняющих, чьи это были дети. Есть памятник погибшим евреям в виде меноры, неухоженный, решетка сломана, вокруг грязь. Рядом с менорой развалины какого-то недостроя – возможно, строили какой-то центр, но так и не достроили». Глумление над памятью убитых продолжается, глумлению исполняется 70 лет... «Здесь, в Бабьем Яре, в сентябре-октябре 1941 года, немецкие солдаты-эсэсовцы и украинские полицейские зверски убили всех евреев города Киева – десятки тысяч женщин, стариков и малолетних детей. Вечное проклятие убийцам! Светлая память жертвам геноцида еврейского народа!» – вот и все, что примерно следовало бы написать у входа в Бабий Яр, чтобы прекратить глумление, прекратить раз и навсегда. Но, увы, трудно поверить, что подобная короткая надпись появится когда-нибудь на месте Бабьего Яра – в ней содержится правда, которя слишком многих не устраивает...
***
Как уже упоминалось, история фальсификации и замалчивания событий 1941 года в Бабьем Яре уходит своими корнями в советский госантисемитизм. Со времен развала СССР в независимой Украине произошли огромные изменения во всех сферах политической жизни, в том числе в еврейском вопросе. Тем не менее, несмотря на почти полное исчезновение евреев, ни русский, ни украинский антисемитизм отнюдь не исчезли. Эта наследственная и заразная болезнь так просто не отпускает пораженных ею, и в тепрешних событиях вокруг памяти Бабьего Яра антисемитский душок явно ощущается.
Однако антисемитская составляющая – лишь часть нерешенной проблемы Бабьего Яра. Другая составляющая проблемы – куда более тяжелая, мутная, душу выворачивающая – это активное и добровольное, как говорят – в охотку, участие значительной доли нееврейского населения Киева в уничтожении евреев в Бабьем Яре. Нельзя не остановиться, хотя бы кратко, на этой позорной странице истории Холокоста.
Уничтожение еврейского народа было одной из главных целей гитлеровской Германии. Эту цель нацисты упорно преследовали несмотря на все финансовые и военные издержки. Поражает, однако, различие методов ее достижения в Западной и Восточной Европе.
7
2011 год – на месте Бабьего Яра
8
История Второй мировой войны свидетельствует, что в большинстве своем население оккупированной Европы – как на Западе, так и на Востоке – постыдно поддерживало гитлеровские репрессии против евреев. Тем не менее население Западной Европы – я имею в виду страны и территории, не входившие в состав СССР и состав собственно Третьего рейха, – оказало определенное физическое, а главное, моральное сопротивление гитлеровскому геноциду евреев. Вот некоторые факты, заимствованные из книги Марка Солонина «22 июня – Анатомия катастрофы» и других источников.
Правительства и народы Болгарии, Испании и Финляндии, считавшиеся союзниками Германии, отказались выдать нацистам своих граждан еврейского происхождения. В оккупированной немцами Дании власти и народ спасли почти всю еврейскую общину, переправив ее по морю в нейтральную Швецию.
В оккупированной Франции, несмотря на тесное сотрудничество марионеточного профашистского режима с гитлеровцами, три четверти еврейского населения пережили войну. Многие французские евреи были легально или тайно переправлены в Испанию и Швейцарию, еще больше – спрятаны от нацистов местными жителями и католическими монастырями. Валерий Базаров в статье «Оperation Rescue, The Hebrew Immigrant Aid Society in France (1940–1944)» рассказал удивительную историю о том, как в течение всего периода гитлеровской оккупации Франции там работало отделение Еврейского общества содействия иммигрантам (ХИАС), помогавшее французским евреям перебраться в США через Испанию и Португалию (среди них был и Марк Шагал).
В оккупированных длительное время Бельгии и Нидерландах сумела выжить четверть еврейского населения. Даже в Чехии и Сербии, где немецкие нацисты властвовали на протяжении многих лет, выжила почти треть евреев. Рассказывают, что в мусульманской Албании, находившейся под двойной оккупацией итальянских фашистов и немецких нацистов, почти вся еврейская община была спрятана местными жителями в горах и избежала истребления.
В отличие от Западной Европы, на оккупированной немцами территории Советского Союза были уничтожены практически все евреи, не успевшие эвакуироваться – почти 3 миллиона человек, в основном, малолетних детей, женщин и стариков!
Каким образом нацистам удалось достичь такого «потрясающего результата», да к тому же в чрезвычайно короткий срок – в основном, с середины 1941-го по конец 1942-го года? Может быть, немцы бросили на истребление евреев несчетную армаду эсэсовских дивизий? Вот снова факты – для уничтожения евреев на территорию СССР было введено четыре группы эсэсовцев общей численностью около 3-х тысяч человек – так называемые «айнзатцгруппы» СС, что, примерно, соответствовало одному полку германского вермахта. Это малочисленное «воинство», которое, помимо профессиональных убийц, включало водителей, механиков, переводчиков, радистов и прочий вспомогательный персонал, действовало на гигантском оккупированном пространстве от Балтийского до Черного моря, включая Прибалтику, Белоруссию, Украину и значительную часть западных и южных областей России вплоть до Волги и Кавказа. Как пишет Марк Солонин,
«чтобы такими силами найти, выявить и уничтожить 3 миллиона евреев (которые при этом всячески скрывались, подделывали документы, прятались в лесах и болотах) гитлеровцам, наверное, потребовалась бы как раз та тысяча лет, которую надеялся просуществовать Третий рейх».
9
Однако на самом деле гитлеровцам на это потребовалось всего около двух лет. Причина такой необыкновенной «эффективности» нацистских убийц столь же проста, как и трагически чудовищна – задачи выявления, отлова, ограбления и передачи евреев в руки палачей, а подчас и самодеятельной расправы над ними, взяло на себя местное население оккупированных территорий СССР.
Вот еще факты: в июле 1941 года в рижской синагоге были сожжены заживо 500 евреев – не эсэсовцами, а латышскими националистами; в первые же дни войны 4000 евреев Каунаса были забиты ломами и утоплены – не немецкими карателями, а местными литовцами; в западно-белорусском местечке Едвабне 1600 евреев, после многодневных пыток, были сожжены заживо – не зондеркомандой СС, а польскими и белорусскими обывателями. Первый массовый расстрел малолетних еврейских детей был произведен в августе 1941 года под Белой Церковью украинскими полицаями по их собственной инициативе, а в сентябре того же года зондеркоманда СС, расстреляв в Радомышле свыше тысячи взрослых евреев, «доверила» украинской полиции самостоятельно убить более полутысячи еврейских детей.
Немцы были приятно удивлены и даже поражены тем садистским энтузиазмом и неподдельной страстью, с которыми местное население помогало им отлавливать и убивать евреев, готовностью местного населения выполнять любую «грязную работу», например, сбрасывать в яму и закапывать живых еврейских детей, за которую не брались даже матерые эсэсовские убийцы. Дело доходило до того, что немецкое армейское командование вынуждено было издавать приказы, запрещавшие военнослужащим вермахта участвовать в кровавых антисемитских эксцессах местного населения. (На подобный приказ командующего немецкой Группой армий «Юг» фельдмаршала Рундштедта от 24 сентября 1941 года ссылается Марк Солонин в вышеупомянутой книге).
Вследствие указанных коренных различий в отношении к геноциду евреев, технологии их уничтожения в Западной Европе и Советском Союзе существенно отличались.
Столкнувшись с прохладным отношением западноевропейского населения к геноциду и опасаясь нежелательной реакции, гитлеровцы были вынуждены отказаться от массовых убийств евреев на местах и стали депортировать их в специально построенные изолированные лагеря, где можно было проводить уничтожение людей без широкой огласки. Даже в союзных и «духовно близких» им Венгрии и Италии нацисты предпочитали казням евреев на месте их депортацию в отдаленные лагеря уничтожения. Например, летом 1944 года, несмотря на катастрофическое военно-стратегическое положение германского вермахта на всех фронтах, нацисты выделили значительные средства транспорта и охраны на перевозку почти полумиллиона венгерских евреев в Освенцим. Немцы скрывали геноцид евреев от населения Западной Европы, они тратили огромные материальные и военные ресурсы на содержание лагерей уничтожения Освенцим, Биркенау, Бухенвальд, Майданек и многих других...
Совершенно иной была практика уничтожения евреев на оккупированных территориях СССР. Тут нацисты не только не скрывали геноцид, но, напротив, широко рекламировали его – «актуальная» пропагандистская листовка «Бей жида-политрука, морда просит кирпича» повсеместно распространялась наряду с антисемитскими высказываниями Федора Достоевского столетней давности. Немцы почти не тратили денег и технических ресурсов на перевозку евреев, а уничтожали их по месту жительства
10
открыто, на глазах у местного населения с привлечением к «процедуре» всех желающих. Разгоряченные водкой и еврейской кровью «желающие» не заставляли себя ждать... Радостное гоготанье Николая Васильевича Гоголя по случаю еврейского погрома в повести «Тарас Бульба» разыгрывалось в самом уродливом и кровавом варианте на гигантских подмостках оккупированной фашистами Украины.
История уничтожения практически всех киевских евреев в Бабьем Яре в течение нескольких дней конца сентября – начала октября 1941 года является, пожалуй, наиболее сильным и выразительным подтверждением того чудовищного факта, что местное советское население разделяло с эсэсовцами ответственность за геноцид евреев на оккупированных территориях СССР. Более того – без поддержки местного населения гитлеровцы не справились бы и с малой толикой своих людоедских планов. Судите сами – как следует из независимых исследований, обобщенных в работе Александра Бураковского «Память нужна не мертвым...», в уничтожении почти 75 тысяч киевских евреев участвовали примерно 150 эсэсовцев (одна рота!) из зондеркоманды 4А под командованием эсэсовского полковника. Немцы понимали, что такими мизерными силами им не решить задачу доставки к месту экзекуции и уничтожения десятков тысяч людей, поэтому они подключили к операции 1200 украинских полицаев в составе 45-го, 118-го и 303-го украинских полицейских батальонов под общим руководством заместителя начальника украинской полиции города Киева. Однако даже эта совместная немецко–украинская банда убийц не смогла бы выполнить поставленную задачу, если бы им в охотку не помогали тысячи киевских управдомов, дворников и простых обывателей – соседей еврейских семей по дому или квартире. Именно они не позволяли евреям скрыться, при необходимости помогали отлавливать их, а подчас даже принуждали евреев в полном семейном составе перемещаться к месту сбора на казнь...
***
Из всего огромного исторического материала о Холокосте мы вычленили один острый, обжигающий душу вопрос – как могло случиться, что многие советские люди, в том числе, граждане города Киева, которых на протяжении четверти века воспитывали в духе интернационализма в школе, в институте, на работе, на многочисленных собраниях, по радио, в газетах, в одночасье превратились в скопище кровавых убийц и садистов, как только фашисты сказали им, что грабеж и убийство евреев дозволено?
Ответу на этот вопрос посвящены многочисленные научно-исторические исследования. Ответ этот многогранен и выходит далеко за рамки настоящего очерка. Тем не менее, хотелось бы высветить одну, на мой взгляд, важную составляющую этого многогранного ответа, предварив ее словами Петра Струве из предисловия к сборнику «Из глубин», посвященному последствиям большевистской революции:
«Положительные начала общественной жизни укоренены в глубинах религиозного сознания, и разрыв этой коренной связи есть несчастие и преступление..., (есть) то ни с чем не сравнимое морально-политическое крушение, которое постигло наш народ и наше государство».
Разрыв связи между религиозным сознанием и общественной жизнью, случившийся в России и Украине в первой половине ХХ века, привел к ни с чем не сравнимой моральной деградации народа во всех сферах жизни и во всех проявлениях, одним из которых стало пособничество нацистам в массовом убийстве малолетних детей на оккупированных немцами территориях Советского Союза. Нравственный срыв
11
определенной части населения этих территорий в добровольное участие в садистском уничтожении одного из народов «интернационального братства советских людей» – это, в корне своем, следствие советской морали, основанной на лжи, насилии, жестокости, безбожии, презрении к честности, порядочности, доброте, милосердию и состраданию к гонимым, это следствие четвертьвекового растления населения воинствующим, агрессивным атеизмом...
Лев Разгон в своей книге «Непридуманное» пытался оценить, как много бывших садистов-следователей из НКВД и КГБ, преступно-бесчестных советских судей и прокуроров, членов и обслуги военных судебных коллегий, открытых провокаторов и скрытых доносчиков, платных и бесплатных агентов карательных органов, профессиональных палачей, лагерных изуверов-начальников и гулаговских конвоиров с немецкими овчарками на поводке, как много всех их жило припеваючи среди нас в послесталинские времена. Он ужаснулся своим оценкам и воскликнул: «Мы живем среди убийц. И ничего не можем с этим поделать».
А ведь к разгоновским толпам убийц нужно еще прибавить тех, кто в годы войны помогал нацистам сталкивать еврейских детей штыками и сапогами в Бабий Яр и сотни других яров и просто ям, кто помогал фашистам сжигать заживо невинных людей в латвийских, литовских, эстонских, русских, украинских и белорусских городах и селах...
Да, это так – мы жили среди убийц и ничего не могли с этим поделать...
***
В аэродинамике есть понятие «звукового барьера» – так называют ряд явлений, возникающих при движении летательных аппаратов со скоростью близкой к скорости звука. Ученым и конструкторам пришлось решить немало сложных задач, чтобы преодолеть звуковой барьер и обеспечить надежный и безопасный полет самолетов и ракет со сверхзвуковыми скоростями.
Не могу отделаться от мысли – подобно физическому звуковому барьеру, который нелегко преодолеть, существует куда как более сложный, многомерный нравственный барьер Бабьего Яра. Этот барьер есть испытание нравственной зрелости и состоятельности как отдельной личности, так и целого народа, это – вызов человеческой совести, брошенный людям самой историей, это – тест всемирно-исторического уровня. При достижении самолетом звукового барьера возникает ударная воздушная волна, а при подходе к барьеру Бабьего Яра человека накрывает физически неощутимая, но не менее мощная волна тяжелых, острых, вечных вопросов об ответственности личности, социума и нации за исполнение высших моральных законов, об исторической ответственности за свое прошлое, настоящее и будущее. Было бы непозволительным упрощенчеством пытаться сформулировать эти вопросы отвлеченно – трагедия Бабьего Яра обращается непосредственно к индивидуальной совести человека, если, конечно, последняя имеет место...
В отличие от эмоционального предела Бабьего Яра, о котором упоминалось в начале этого очерка, нравственный барьер Бабьего Яра преодолим, но далеко не все люди и не все народы способны это сделать. Многие жители современной Украины и даже Киева не знают ничего или почти ничего не знают о Бабьем Яре. Отгороженные от прошлого искусственной стеной забвения и лживой пропагандой, они пребывают в невежестве, вследствие чего их страна, как говорят, имеет «непредсказуемое прошлое».
12
Неразбуженная совесть этих обманутых людей не в состоянии преодолеть барьер Бабьего Яра и тем самым заложить для своей страны духовную основу предсказуемого будущего.
Народ в целом, в отличие от индивидуумов, не может быть невежественным, но подчас и коллективный вектор нравственной зрелости того или иного народа не позволяет преодолеть барьер Бабьего Яра. Из тех, кто принимал непосредственное участие в изуверском уничтожении киевских евреев 70 лет тому назад, только немцы сумели преодолеть этот барьер. Потомки гитлеровских солдат и офицеров не юлят, не выкручиваются, не делают вид, что ничего такого, мол, не было, не изощряются в демагогии на тему «не одни евреи лежат в этих могилах» – они раз и навсегда приняли страшную правду истории, открыто назвали и искренне прокляли своих соплеменников-убийц, благородно склонили голову перед памятью евреев – невинных жертв того преступного режима, который выпестовали их предки. Немцы по собственной воле, без подсказок и натужных дискуссий, построили памятник жертвам геноцида в центре своей столицы...
Серьезное испытание представляет собой барьер Бабьего Яра для истинных христиан. В статье «К идеологии еврейского вопроса» известный поэт-символист и философ Вячеслав Ив;нов когда-то сказал:
«Мне думается, что евреи – провиденциальные испытатели наши и как бы всемирно-исторические экзаменаторы Христианских народов по любви ко Христу и по верности нашей Ему. И когда дело Его в нас просияет, исполнятся их требования и ожидания...»
Это – очень сильные слова, объясняющие христианское понимание сущности промысла Божьего в отношении евреев. К сожалению, не «просияло дело Его», а, напротив, провалилось в черную дыру Бабьего Яра. Французский философ Филипп Лаку-Лабарт писал, что «Бог умер в Освенциме, во всяком случае, Бог христианского Запада…». Перефразируя это умозаключение, можно сказать, что в Бабьем Яре умер Бог христианского Востока, умер на окровавленном острие штыка, пронзившего тело живого еврейского ребенка... Папа Иоанн Павел II в своем великом покаянии пытался помочь христианам преодолеть барьер Бабьего Яра, поставить точку в многовековой истории преследования евреев – «всемирно-исторических экзаменаторов Христианских народов по любви ко Христу», спасти честь и совесть как западного, так и восточного христианства:
«Как Римский Епископ и наследник Апостола Петра, я заверяю еврейский народ, что Католическая Церковь, движимая Евангельскими принципами правды и любви, отнюдь не в политических целях, глубоко сожалеет об актах ненависти, преследования и антисемитизма, совершенных христианами против евреев во все времена и во всех странах».
Услышат ли народы подобные слова от иерархов Православной Церкви, по определению «движимой Евангельскими принципами правды и любви»? Сумеют ли православные народы, принимавшие непосредственное участие в преступлении Бабьего Яра, преодолеть его нравственный барьер в будущем? Эти вопросы остаются без ответа и сейчас, в начале ХХI века, и, к сожалению, «прогноз пока неблагоприятный»...
***
Очевидцы утверждали, что основатель русской философской школы Владимир Соловьев на смертном одре молился за еврейский народ... В этом возвышенном эпизоде
13
отразилось глубокое убеждение философа в том, что «еврейский вопрос есть вопрос христианский» и что судьба христианских народов неразрывно связана с позитивным разрешением еврейского вопроса в духе Христовых заповедей. Отправляясь от этого религиозно-философского постулата, в наше время можно прийти к аналогичному выводу по теме настоящего очерка – проблема Бабьего Яра есть проблема отнюдь не еврейская, а украинская, и, более того, духовная судьба украинского народа зависит от позитивного разрешения этой проблемы, т.е. от преодоления им нравственного барьера Бабьего Яра.
Во времена трагедии Бабьего Яра Сергей Булгаков, профессор Православного Богословского института, священник, живший в оккупированном фашистами Париже, сформулировал в своем религиозно-философском исследовании «Расизм и христианство» закон непобедимости и несокрушимости еврейства:
«Жизненные силы еврейства таковы, что выдерживали, выдерживают и, конечно, выдержат испытания, и если какой-либо земной властитель думает победить непобедимое и сокрушить несокрушимое, то он собирает лишь горящие уголья на свою собственную голову, обрекает себя на неизбежное падение – в этом законе истории мы еще убедимся в наши дни...»
Когда Сергей Булгаков формулировал этот закон истории, он, по всей видимости, не знал, что на другом конце оккупированной Европы, в городе Львове, предстоятель Украинской греко-католической церкви, архиепископ Львовский, митрополит Андрей Шептицкий, придерживаясь таких же взглядов, спасал еврейских детей от нацистов. Исторические судьбы еврейского и украинского народов связались в сложный узел и столкнулись в трагическом нравственном конфликте в душе Андрея Шептицкого. Поначалу он приветствовал приход немецкой армии в Украину, но нацистская практика убийства евреев потрясла его. В 1942 году Андрей Шептицкий обратился с письмами к Папе Римскому, Гитлеру и Гиммлеру, протестуя против геноцида евреев. С помощью верующих своей церкви, монахов и монахинь он организовал широкомасштабную операцию по спасению евреев, прятал и поддерживал их в окрестных монастырях, церквях и детских приютах. Судьба этого выдающегося человека так же противоречива и трагична, как судьба еврейского и украинского народов. Но история и высший небесный суд никогда не забудут тех справедливых гневных слов, которые во времена трагедии Бабьего Яра передавал через священников своему народу Андрей Шептицкий: «Каждый, кто помогает немцам преследовать евреев, будет проклят до конца жизни».
И после смерти тоже – добавим мы... Семидесятилетняя история Бабьего Яра показывает, что нет срока давности для убийц еврейских детей, что люди и народы, извращающие историческую правду с целью избежать ответственности за это преступление, «собирают горящие уголья на свою собственную голову, обрекают себя на неизбежное падение» – так было, так есть и так будет!
Сентябрь 2011
Лонг-Айленд, Нью-Йорк, США
================== ================== ===========================

Бабий яр

Людмила Корсунова

http://www.stihi.ru/2014/03/16/4544



==================== ================= ============

Уважаемые господа! Огромные силы уже на протяжении 69 лет вбивают в головы всего мира, что только 6 миллионов и только Германией убиты в страшном огне холокоста 1934-1947 года.  В действительности 6 миллионов - это цифра, которая устроила Нюренбергский трибунал, ибо там одни убийцы - Черчиль, Сталин и Рузвельт - судили других убийц, высших чиновников Германии. 6 миллионов - то, что было представлено суду и относилось к документации Гестапо по лагерям системы гестапо.Были еще лагеря СС, и других ведомств, были массовые расстрелы на месте, были Бабий Яр и подобные места в других городах, были массовые погромы по всей Европе. И были уничтожены многие документы по концлагерям. Более честные подсчеты дают вдвое большую цифру, и этого нельзя забывать, как нельзя забывать конференцию в Эвиане и британскую эскадру, которая топила суда с спасшимися евреями.

> Как детям объяснить: шесть миллионов
> Исчезнувших в застенках навсегда,
> Замученных, отравленных 'Циклоном',
> Расстрелянных, повешенных, сожжённых?
>
> Никто не видел слёз, не слышал стонов,
> Весь мир был равнодушен, как всегда.
>
> Шесть миллионов. Нам представить страшно,
> В какую бездну их толкнули ниц.
> Шесть миллионов напрочь стёртых лиц,
> Шесть миллиoнов - целый мир за каждым.
>
> Шесть миллионов с будущим рассталось,
> Потухло взглядов, закатилось лун,
> Сердец шесть миллионов разорвалось,
> Шесть миллионов отзвучало струн.
>
> А сколько не свершившихся открытий,
> Талантов? Кто узнает их число?
> Шесть миллионов оборвалось нитей,
> Шесть миллионов всходов полегло.
>
> Как объяснить 'шесть миллионов' детям?
> По населенью - целая страна,
> Шесть миллиоов дней - тысячелетья.
> Шесть миллионов жизней - чья вина?
>
> Как вышло так: прошли десятилетья,
> И через реки крови, море слёз
> То тут, то на другом конце планеты
> Подонки отрицают Холокост?
>
> Как детям объяснить шесть миллионов?..
>
> Неужели демократическая Англия поможет Ирану
> поднять знамя антисемитизма, выпавшее из
> рук гитлеровской Германии?
> Почему Bесь Мир не возмущается ракетным обстрелом из
> Газы мирных городов и посёлков Израиля?
>
Чего вы ждёте, чтобы евреи, доведенные до отчаяния, защищаясь,
> сами, собственными силами стёрли Газу с лица земли?
>
> На этой неделе в Англии было удалено опять упоминание о
> Холокосте из школьных программ, под предлогом, что это
> оскорбляет мусульманское население, которое утверждает, что
> Катастрофы никогда не было.
> Это грозное предвестие того ужаса, который постепенно
> овладевает миром, устрашающее свидетельство той легкости,
> с которой страны сдаются перед ним.
>
> Прошло более 60 лет с момента окончания Второй Мировой войны..
> Этот Е-mail посылается с целью создания цепочки памяти, в память
> о 6,000.000 евреев и многих миллионов людей других национальностей и вероисповеданий, убитых, замученных, изнасилованных, сожженных, умерших от голода и униженных фашистами.
>
> Теперь, более чем когда-либо, ввиду усилий Ирана и некоторых
>  других стран, объявивших Холокост мифом, крайне необходимо сделать все, чтобы мир никогда не забыл об этом.

======================= =============================== ======================

Дорогие Мира и Аркадий!

Ваша подборка материалов, приуроченная 70-летию трагедии Бабьего Яра, потрясает болью, от которой невозможно  избавиться.

Жить с ней - можно сойти с ума, но и не говорить и не помнить о том, что было - нельзя.

Я тоже помню хорошо историю этого скорбного проклятого места. О нем мне рассказал мой дедушка, старый киевлянин: он чудом спасся в куреневскую катастрофу 1961 года. Грязный вал пронесся в метре от того места, где он стоял.

 Я помню эти хрущевские новостройки 60-х годов на Куреневке. Там присутствовала какая-то тихая и гнетущая атмосфера. Помню и памятник жертвам трагедии, куда я возила своих учеников, и мы читали отрывки из стихотворения Е.Евтушенко, я рассказывала им о книге Кузнецова,  имя которого в обязательной школьной программе не упоминалось.

Помню, что недалеко был мотоциклетный завод, телевизионная вышка и старое закрытое еврейское кладбище, оно, кажется, было и военным?

Кроме статьи Аркадия и прекрасной тематической подборки стихотворений, мне особенно понравилась статья
Юрия Окунева "ПРЕДЕЛ И БАРЬЕР БАБЬЕГО ЯРА".

Спасибо, ребята, за Ваше напоминание о том, что все мы обязаны помнить всегда.

С уважением, Элла ( Елена Ялтанская )

====================== ===================== ===========================

* * *
Сгоревшая звезда

http://www.youtube.com/watch?v=BryW36elywU&feature=related

Стихи, Музыка, Исполнение
Александр Клурфельд

* * *
Феликс Лившиц - Плач Скрипки
слова и музыка Др. Ицхак Хен
http://www.youtube.com/watch?v=OIuJDj8vk2M


=================================== ============= ==============

Не вправе позабыть

Наталья Мурадова

http://www.stihi.ru/2010/05/27/2582

Памяти невинно убиенных в годы войны с фашизмом 1941-45 годов

О сколько горьких чаш испить
Пришлось еврейскому народу….
И мы не вправе позабыть
Такую цену за свободу.

Тот плач, и женщин и детей,
Которых в «Бабий яр» толкали,
И стоны раненых людей,
Что так безвинно погибали

В» Дахау», Равенцбрюке « Бухенвальде».
И стены шепчут имена детей,
Чьи семьи в лихолетье истребляли
Просто за то, что от рождения еврей.

Фашизм, губитель Родины моей!
В России прорасти ему не дайте,
Как сорняку среди живых ветвей,

Патриотизма злом не попирайте
Подменою понятий у людей.
И пропагандою губительных идей

Молитву пишет дождик на асфальте:
« Погибших в той войне не забывайте,
Безвинных женщин, стариков, детей .
И свечи каждый вечер зажигая
Любите ближнего душою всей

27.5.2010г
============= ====== =======================


В день памяти холокоста

Анна Лерер 2

http://www.stihi.ru/2014/03/31/1761


-------------- ----------- ------------------

Последнее письмо Холокост-2

Александр Юфик

http://www.stihi.ru/2012/10/29/10507

------------- ----------- ------------

*  *  *
Холокост

Александр Юфик

http://www.stihi.ru/2013/02/08/2043


------------------- ---------------------

Жертвам войны

Елена Лугавцова

http://www.stihi.ru/2016/05/08/1259

------------------- ------------- ------------
***

Михаил Иоффик

Мы пепел войны!

http://www.stihi.ru/2015/05/07/152


-------------- --------------          --------- - ---------------------
Евгений Белкин:«Казбек»
 
Рассказ.

http://www.proza.ru/2015/11/25/1256

*   *   *
========== ===================== ==============

И громом в мозг внезапно тишина, Бабий Яр.

Светланка Шишкина

http://www.stihi.ru/2017/05/20/5562

Война в свои бросала жернова
Не только воевавших мужиков.
На жизнь фашисты отняли права
У женщин, у детей, у стариков.
Земля стонала, впитывая кровь,
Померкло солнце, не росла трава.
Врезалась в сердце Киева юдоль
И были попраны простых людей права.
А люди не хотели умирать,
Лежать позорно голыми в пыли.
Собою прикрывала сына мать,
Кричала, умирая: "Убеги!".
И с крестиком подаренная жизнь,
Чтоб после описал он смерть людей,
И чей-то тихий шёпот: "Дочь, держись,
Мы ночью доберёмся до людей".
Но нелюди не пощадили мать,
Не пожалели маленьких детей.
Они пришли карать и убивать
И сеять в землю тысячи смертей.

           *  *  *
От скуки зевает и есть хочет фриц,
В глазах зарябило от голых девиц.
Устав от бесонниц и прожитых дней,
Он, щёлкнув затвором, снимает людей.
Беспомощных, жалких, постыдно нагих:
"Вот этот жидяра, а прошлый был псих,
Щенок возле мамы и старый еврей.
Пустить бы на мыло их, недолюдей."
Пульсирует ровно арийская кровь,
Неведомы фрицу ни боль, ни любовь.
Но руки марать он не хочет об них,
Украинцы пусть убивают своих.
Пускай сапогами их топчут тела,
А фрица хохлушка на ужин звала.
Ни ужас, ни совесть не строят преград,
Фиксирует боль навсегда аппарат.
Он вставит их фото в семейный альбом,
Чтоб дети гордились отважным отцом.
Скорей бы всё кончилось, этот их вой,
Скорее пойти бы к хохлушке домой,
Там будут заботливы с ним и нежны,
А если свезёт, он ей снимет штаны.
Скорее, украинцы, бейте своих,
Ведь это не люди - еврей или псих,
Цыгане, калеки, советская тварь...
С печей вырываются копоть и гарь.

           *  *  *
Земле тяжело.
                У земли тоже есть предел.
Не может принять
                земля столько мёртвых тел.
И воет земля
                ветрами - своей тоской,
А ров засыпают
                расстрелянных тел горой.
Не важно, кто чем был
                в обычной судьбе богат,
Назвали их чернью
                и черви их осквернят.
И детское тельце
                брезгливо толкнёт сапог,
И кровью еврейской
                насытится фрицев бог.
         
               *  *  *
Возможно ли такое нам забыть?
Возможно ли простить своих врагов?
Потомкам их вину не искупить,
В детей стрелявших, в женщин, стариков.

Но не прошло с тех пор и сотни лет,
Картину представляют нам иной
И покаяния у их потомков нет,
И вновь встают они в нацистский строй.

И вновь готовы всё вокруг крушить,
И ищут, кто здесь недочеловек
И стариков лишают права жить,
И даже крест уже не оберег.

В крови, наверно, это - предавать,
Считать, что русский твой сосед - изгой
И как тогда - безжалостно стрелять
И мёртвых присыпать сырой землёй.

И Киев в сорок первом боль узнал,
Как вся, тогда советская земля.
Хранит потомкам память Бабий Яр,
Забыть его трагедию нельзя.

Победа воздвигалась на крови,
Навечно в память врезалась война
Там по-немецки крикнуто "Пали!",
И громом в мозг внезапно - ТИШИНА.

             20.05.2017

"Бабий Яр (укр. Бабин Яр) — урочище в северо-западной части Киева, между районами Лукьяновка и Сырец. Бабий Яр получил всемирную известность как место массовых расстрелов гражданского населения, главным образом евреев, цыган, киевских караимов, а также советских военнопленных, осуществлённых немецкими оккупационными войсками и украинскими коллаборационистами в 1941 году.
Всего было расстреляно свыше ста (или ста пятидесяти) тысяч человек. Это количество не включает малолетних детей до 3-х лет. По мнению некоторых исследователей, в Бабьем Яру только евреев было расстреляно около ста пятидесяти тысяч человек (жителей Киева и других городов Украины). Из Бабьего Яра спаслось 29 человек.
На территории Бабьего Яра находятся несколько памятников, как жертвам Холокоста, так и другим советским гражданам.
Холоко;ст (от англ. holocaust, из др.-греч. ;;;;;;;;;; — «всесожжение»):
в узком смысле — преследование и массовое уничтожение евреев, живших в Германии, на территории её союзников и на оккупированных ими территориях во время Второй мировой войны;
в широком смысле — преследование и массовое уничтожение нацистами представителей различных этнических и социальных групп (советских военнопленных, поляков, евреев, цыган, гомосексуальных мужчин, масонов, безнадёжно больных и инвалидов и др.) в период существования нацистской Германии.
Первый расстрел произошёл 27 сентября 1941 года — были расстреляны 752 пациента психиатрической больницы им. Ивана Павлова, которая находилась в непосредственной близости к оврагу. Точное место расстрела неизвестно
27;28 сентября нацистские власти отдали приказ о том, чтобы 29 сентября еврейское население города к 8 часам утра явилось в назначенную точку сбора с документами и ценными вещами. За невыполнение приказа полагался расстрел. По городу было расклеено около 2 тысяч объявлений. Одновременно через дворников и управдомов распространялась дезинформация о намерении провести перепись и переселение евреев.
В конце улицы был устроен пропускной пункт, за которым находилась скрытая со стороны канцелярия. Поочерёдно за пропускной пункт отводили 30-40 человек, где у них отбирали вещи и заставляли раздеваться. Затем полицаи с помощью палок загоняли людей в проходы в насыпи на краю оврага глубиной 20-25 метров. На противоположном краю находился пулемётчик. После того, как ров заполнялся 2-3 слоями трупов, сверху их присыпали землёй.
... при участии двух команд полицейского полка «Юг» и украинской вспомогательной полиции.
Бабий Яр стал местом расстрела пяти цыганских таборов.
По разным подсчётам, в Бабьем Яру в период с 1941 по 1943 год было расстреляно от 70 000 до 200 000 человек."

                Википедия

"Бабин Яр став всесвітньо відомим через масові розстріли, переважно євреїв, у 1941—1943 роках, здійснені німецьким окупаційним командуванням під час Другої світової війни.
Під час німецької окупації Києва у 1941—1943 роках Бабин Яр став місцем масових розстрілів німецькими окупантами мирного населення і радянських військовополонених; євреїв та циган — за етнічною ознакою, а також партійних та радянських активістів, підпільників, членів Організації Українських Націоналістів (переважно членів ОУН-м), заручників, «саботажників», порушників комендантської години та інших.
Трибуналом по айнзацгрупах (англ. The Einsatzgruppen Case) встановлено, що розстріли 29 та 30 вересня 1941-го року в Бабиному Яру виконувала Зондеркоманда 4а Айзнатцгрупи С під керівництвом штандартенфюрера СС Пауля Блобеля за підтримки двох підрозділів полку поліції «Південь» — 45-го і 303-го батальйонів поліції (нім. Polizei-Bataillon) порядку.
У публіцистичних статтях різних авторів можна знайти документально не підтверджену інформацію про участь українців у розстрілах, ], зокрема Буковинського куреня, набраного переважно з етнічних українців «Трансністрії» — зоні окупації України Румунією), а загально-військові одиниці Третього Рейху, в яких служили не тільки німці, набиралися і в самому Києві з числа місцевого населення, яке не було євреями чи комуністами/комсомольцями та знало німецьку мову.
За свідченнями очевидців, у Бабиному Яру ховали жертв Голодомору 1932—1933 років.
Голодомо;р 1932—1933 років — геноцид українського народу, організований керівництвом ВКП(б) та урядом СРСР у 1932–1933 роках шляхом створення штучного масового голоду, що призвів до багатомільйонних людських втрат у сільській місцевості на території Української СРР та Кубані, переважну більшість населення якої становили українці. Викликаний свідомими і цілеспрямованими заходами вищого керівництва Радянського Союзу й Української СРР на чолі зі Сталіним, розрахованими на придушення українського національно-визвольного руху і фізичного знищення частини українських селян."

                Вікіпедія


Люди, спасшиеся из Бабьего Яра:
Геня Яковлевна Баташева (1924)
Семён Борисович Берлянт (1910)
Давид Иосифович Будник
Владимир Юрьевич Давыдо
Раиса Генриховна Дашкевич (1916)
Яков Абрамович Капер
Елена Ефимовна Бородянская-Кныш (Сумела упасть в яр перед самыми выстрелами и прикрыла собой тельце ребёнка. Ближе к утру она с ребёнком смогла выбраться в город и бежала в село)
Людмила Бородянская-Кныш (3-х или 4-х летняя дочь Елены Кныш. Мать накрыла её своим телом в яру)
Ф. Завертанный
Дина Левина
Раиса Майстренко (Единственная, кто спасся из Бабьего Яра и до сих пор жива в Киеве. Ещё трое живут в США, (а один жил в Санкт-Петербурге, но к 2011 году ушёл из жизни)
Л. Островский
Дина Мироновна Проничева (Дина Мироновна Вассерман) (1911) (Смогла прыгнуть в яр за момент до выстрела Умерла в 1977 году)
Михаил Ситко
Яков Андреевич Стеюк (1915) (Один из спасшихся участников массового побега (в ночь с 28 на 29 сентября 1943). С 30 ноября 1943 года — в действующей армии. Сапер, потом переводчик в разведотделе, переводчик в отделе контразведки. Умер в 1985 году)
Сергей Сергеевич Таужнянский (1926) (Какая-то женщина отдала его матери маленький крестик на цепочке, а мать повесила его Сергею на шею. Сергей показал нацисту крест и сказал, что он не еврей. Нацист попросил его собрать для него деньги, которые валялись на земле, а потом они выехали на машине и он отпустил Сергея)
Захар Абрамович Трубаков (1912)
Рувим Штейн (1926) (В Яру погибли сестра и мать. Перед смертью мать крикнула «Беги» и Рувим смог спастись)
Неся Эльгорт (1926)
Яков Экель («Отец столкнул меня в один из оврагов, и сам последовал за мной. По оврагу мы выбрались на кладбище, где дождались глубокой ночи и затем ушли в село на родину отца. Там, через несколько дней, отец был задержан гитлеровцами и расстрелян, а я некоторое время скрывался у знакомых…»)
Из 29 человек 18 спаслись после того, когда ночью 29 сентября 1943 года в Бабьем Яру произошло восстание людей, работавших у печей. Из 329 восставших заключённых-смертников 18 человек смогли бежать, а остальные 311 были расстреляны

.................
================== ================ ============

Все фотографии взяты из интернета.


Рецензии
Антисемитизм – лишь отвлекающая, но страшная игрушка, которую власть имущие суют в руки большого ребёнка – народа. Чтобы он играл и их не беспокоил... И эта игрушка обоюдно убийственна. Она убивает не только жертву. Она и в палачах убивает человеческое, оставляя лишь звериное.

С уважением)))

Владимир Павлов 10   27.01.2019 15:52     Заявить о нарушении
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.