Покуда тешишь музыкою слух

Валерий Антонов
1.

Покуда тешишь музыкою слух,
мурлыча и качая в такт ногою,
над головой твоей витает дух
игривый и не знающий покоя.

И все твои движенья подчинив
ритмической волне, тебя пьянящей,
тобой сегодня властвует мотив,
в неведомое прошлое манящий.

2.

Под балконом пел романсы,
а в ответ услышал смех.
Значит, пеньем этим шансы
не повысил на успех.

И вот это разумея,
помнить надобно о том,
что в любви всего вернее
признаваться шепотком.

3.

Я пою с закрытым ртом,
оборвав молчание,
сам не ведая, о чём
тихое мычание.

И в душе ночной порой
от такого пения
воцаряется покой,
прочь гоня сомнения.

4.

Мы витаем в мире музыки.
Кто мне горстку нот подаст?
Мы тех самых ритмов узники,
что пьянят сегодня нас.

До-ре-ми-фа-соль-ля-си-льная
эта ветреная страсть
взгляд уводит в небо синее.
Насладимся ею всласть.

5.

Идёшь по жизни, барабаня?
Немного сдержаннее будь,
поскольку в пафосном дурмане
не разгадаешь жизни суть.

Но и не плачь под звуки флейты,
что растерял былую прыть,
и о прошедшем не жалей ты,
ведь мог уже и прахом быть.

6.

Шотландская застольная песня

                Музыка Бетховена.
                Старый перевод текста я чуть переиначил.


Давай, выпьем, ей-богу ещё.
И поднимай свой стакан
последний - в дорогу.
Бездельник, кто с нами не пьёт!

Налей полней стаканы.
Кто врёт, что мы, брат, пьяны?
Мы веселы просто, ей-богу!
Ну кто так бессовестно врёт?

Ей-ей, здорово пьётся.
К чертям
все, что не льётся.
Кто там
над нами смеётся?
Душа моя нынче поёт.

Легко на сердце стало,
Забот как не бывало.
Хотел я напиться сегодня,
но виски меня не берёт.

Теперь выпить нам нужно
за всех
девушек дружно.
И грех
о них позабыть нам
и тост не поднять в свой черёд.

Налей полней стаканы!
Кто врёт, что мы, брат, пьяны?
Мы веселы просто, ей-богу!
Ну кто так бессовестно врёт?

7.

Есть в музыке магия нот,
что к ней порождает влеченье
и действо прервать не даёт,
ведь жаждет душа повторенья.

Но вскоре решают, остыв,
дать отдых усталому слуху.
Забудут и этот мотив,
другую найдя развлекуху.

8.

В Заполярье напевы метели
могут длиться по несколько дней.
Долго в снежной прожив канители,
не привыкнешь со временем к ней.

А стихия приводит нас в трепет,
показав свою высшую власть,
и характеры крепкие лепит,
не давая нам в жизни пропасть.

9.

Голос, тревоживший душу, замолк.
Слух одичавший растерян.
Душу свою заперев на замок,
пенью я этому верен.

В бурное время больших перемен,
слыша усталые вздохи,
что нам предложат сегодня взамен
голоса прошлой эпохи?

10.

Голос любви для двоих еле слышен.
Только не зря он влюблённых связал.
Не поэтичен он и не возвышен,
ведь не со сцены бросается в зал.

Он не причудлив и не многозначен.
Но, и лишённый подобных красот,
тех, кому искренне он предназначен,
за душу всё же обычно берёт.

11.

Птицам Богом назначено пенье.
И они, дар бесценный храня,
прославляют земное цветенье
на рассвете июньского дня.

Им небесные выси подвластны
и видна панорама окрест.
А о том, как их песни прекрасны,
знает весь окружающий лес.

12.

На лугу тихо девушка пела,
травы скошенные вороша.
Пенье - это привычное дело
для того, в ком тоскует душа.

Эта песня была не от скуки,
чтобы чем-то потешить себя.
Пелось в ней о печальной разлуке
и, возможно, уже навсегда.

13.

Деревянная коза в Беловежской пуще

Это новый экспромт
на известный мотив.
Исполняйте его
в этот, лучший наш праздник.
И, талант вокалиста
в себе ощутив,
позабудете вмиг
обо всём безобразном.

Неприметной тропой
пробираясь к столу,
где бутылки стоят
и закуски на блюдах,
намечайте себе
коньячок и икру,
ибо их через час
уже точно не будет.

Будьте счастливы в год
деревянной козы,
стерегитесь рогов,
что страшны для мужчины,
и сверяйте с любимыми
ваши часы,
ведь для этого есть
в этот вечер причины.

14.

Ария голодранца

Опять в кармане ни гроша -
вот жизни происки.
И горе мыкает душа
в экстазе поиска.

Я трезв сегодня и продрог,
но, впав в прострацию,
прошу подать на пузырёк
мне ассигнацию,
чтоб растеклось внутри тепло
от водки выпитой.

Вчера мне так не повезло -
лишь ругань выпросил.

15.

Эта музыка мне недоступна.
Но стенания чуждой души
возникают вокруг неотступно,
не давая остаться в тиши.

Раздражающе-резкие звуки,
эта струнно-вокальная муть,
вызывают во мне только муки
и желание уши заткнуть.

Но я вижу счастливые лица
тех, кто полную мощность врубив,
может целую ночь веселиться
и под этот нелепый мотив.

16.

Новогодний вальс

Если Вам в этот вечер захочется
королевою бала побыть,
посетите моё одиночество
и украсьте собою мой быт.

Я в душе разожгу электричество,
и лицо моё будет гореть.
Будет кот мой на Ваше величество,
как на дивное диво смотреть.

Моя скука мгновенно излечится.
Сумасшественней станет мой взгляд.
Пусть Вам так вдохновенно лепечется
моему бормотанию в лад.

И спасён буду я щедрой милостью
Ваших добрых и искренних глаз.
Если б знали Вы, как часто снилась мне
эта детская сказка про нас.

Нас закружит ночная метелица,
как снежинки взметая слова.
Моя жизнь наконец переменится,
станет снова полна волшебства.

Вы найдёте во мне понимание
и отпустите мне все грехи.
Я на память об этом свидании
подарю Вам вот эти стихи.

17.

Никто под окном не горланит "Катюшу".
Гитары не слышу я звон.
Не тешит зазнобе единственной душу
романсами тот, кто влюблён.

Однако не кличут теперь и Марину -
в опале теперь и она.
Наводит на девушек бедных кручину
тревожная та тишина.

Притихли Прасковьи, Авдотьи, Варвары,
задумались не без причин.
Теперь вдохновить не способны их чары
на подвиги ушлых мужчин.

Призывного пенья не слышно в округе
ни вечером поздним, ни днём.
И я отослал смс-ку подруге
и молча стою под окном.

18.

Без мамы мачо
мрачнее тучи,
мурлычет плача
"бесаме мучо".

19.

Песня шального грешника

В чертах твоих видна та суть,
что ты обрёл, пройдя свой путь.
Изволь же в зеркало взглянуть
и подивиться.

Пороков виден всем набор,
а интеллекта - недобор.
И ни к чему, в бесплодный спор
вступая, злиться.

Грешки "имели место быть".
Как говорится, нечем крыть.
Но ни к чему себя корить
за те ошибки.

Не пустят душу твою в рай.
Но ты, дружок, не унывай -
будь веселей и не скрывай
своей улыбки.

20.

Пляска

Мальчишечка вприсядочку
да с посвистом за мной.
Ой, даст изба усадочку
от плясочки такой.

Мы пляшем, любо-дорого
смотреть со стороны.
А тот, люблю которого,
смеётся у стены.

21.

Певичка

Подвластно ей чужое слово.
А чувств своих в запасе нет.
Но горло драть она готова
и будоражить белый свет.

22.

Лихо пляшет казачок
не за рупь - за пятачок.
Не так уж плата велика
за озорное "Яблочко".

23.

Метельной оперой зима
сезон открыла песнопений.
И поражает новизна
и лёгкость всех её творений.

Так вот где плачут и поют,
сходя с ума, печные трубы,
а по весне - сосульки льют,
что нестерпимо ломят зубы.

И, ярким светом ослеплён
и пеньем этим вдохновлённый,
я даже несколько смущён,
как вдруг признавшийся влюблённый.

24.

Ты можешь жить, не зная вовсе нот,
не отличая флейты от гобоя,
но так твоё вдруг сердце всколыхнёт,
лишив его привычного покоя.

Какой-то звук появится извне,
сквозь стены пробиваясь виновато.
А это скрипка плачет в тишине
о том, что сам ты чувствовал когда-то.

25.

Что-то в музыке есть от гипноза,
нам навязанной, странной игры,
с оглушающей дозой наркоза
уводящей в другие миры.

В ней души одинокой мученья,
страсти те, что неведомы нам.
А задумана как развлеченье
для капризных, скучающих дам.

26.

У оперных певцов
большие габариты,
ведь лёгкие у них
большими быть должны,
чтоб грянул голос вдруг
со всею мощью скрытой,
вмиг избавляя зал
от скучной тишины.

Но сколько силы есть
в ином тщедушном теле,
хотя она никак
снаружи не видна.
Нередко, глядя вдаль,
мы плакали и пели,
переживая то,
чем музыка полна.

27.

Семь нот в необычном порядке
на струны смычком положив,
скрипач пропадает в припадке.
И странно, что он ещё жив.

Откуда берутся таланты?
Познав с детства каторжный труд,
по клавишам бьют музыканты
и струны смычками дерут.

Подвластны чужому диктату
и, пряча недетскую грусть,
прелюдию, фугу, токкату
выучивают наизусть.

Родные глядят с умиленьем
на сцену, пока, отрешась,
охваченное вдохновеньем,
их чадо натешится всласть.

28.

Здесь композитор жил когда-то.
Вот в этой мрачной конуре
слагал он светлые сонаты
из вечных фа-ми-соль-до-ре.

В его душе теснились ноты,
в созвучья складываясь вдруг,
и он не знал другой работы,
лишь извлекал из сердца звук.

Он голос неба ясно слышал,
сумев в себя его вобрать,
и всё, что щедро льётся свыше,
спеша, записывал в тетрадь.

Осталась нам на нотных станах
его загадочная вязь,
где тени образов туманных
лишь с ним хранят незримо связь.

29.

На смерть Лучано Паваротти

Когда тебе за 70 уже,
смерть, видимо, нельзя назвать случайной.
Но так тоскливо стало вдруг душе,
когда от нас навек ушёл Лучано.

Притихли оперные залы.
Прощай, Лучано, король вокала.

30.

Заведи-ка мне, шарманщик,
песню грусти давних лет.
Уведи меня, обманщик,
в мир, где лжи и фальши нет.

За три медные монеты
мою память раскрути,
чтобы юности приметы
не пропали взаперти.

Мою душу наизнанку
выворачивай, старик.
Я смотрю на обезьянку,
на её забавный лик.

Будто скрытые пружинки
не дают покоя ей.
Я и сам был на ужимки
так горазд в кругу друзей.

Помню дикие кривлянья,
суматошный балаган,
время дуракавалянья,
глупых шуток ураган.

Под унылые мотивы
я о прошлом не скорблю.
Слава богу, ныне живы
все, кого я так люблю.

31.

Солист детского хора

Был стране известен
мальчик Парамонов,
что тревожил песней
души миллионов.

Властелин простора,
пел - мороз по коже.
Был солистом хора
маленький Серёжа.

Всюду песни пелись.
Слава была громкой.
Но утратил прелесть
голос после ломки.

Был певец ударный.
Голова кружилась.
Жизнь потом у парня
как-то не сложилась.

По ночам мне снится
голос тот хрустальный.
Раненная птица -
хит его прощальный.

32.

Я дела свои переиначу,
но себе эту слабость прощу
и на музыку душу потрачу,
так как снова сегодня грущу.

Нет сегодня главнее заботы,
чем, ценя недоступный мне дар,
извлекать очень грустные ноты
из аккордов испанских гитар.

Слух отдам свой божественным струнам.
Обо всём я сегодня забыл.
Помню только: когда-то был юным
и без памяти что-то любил.

33.

Безмолвному залу поведал скрипач
в спокойной и скромной манере,
как русскую душу вложить можно в плач
истерзанной скрипки Гварнери.

Мой слух открывая скрипичным ключом,
он - с тенью печальной улыбки -
рассказывал мне ничего ни о чём
пронзительным голосом скрипки.

И звуки то бурным потоком лились,
сметая любые преграды,
то вдруг уносились в блаженную высь
небесного райского сада.

Какое же мастеру нужно чутьё,
чтоб дерево музыкой стало!?
Италия! Живо искусство твоё
и в дебрях веков не пропало.

34.


"Вам не понять моей печали" -
незабываемый романс.
Как будто высказаться дали
душе последний в жизни раз.

Вам не понять моей печали.
Какая мука в тех словах,
какое горькое отчаянье
от безысходности и страх!

Вам не понять моей печали.
Устав от суеты мирской,
об этом думал на вокзале,
сбежав из дома, Лев Толстой.

Вам не понять моей печали -
вот в чём страданий наших соль.
И счастлив будет тот едва ли,
в ком поселилась эта боль.

35.

Бетховен, как, скажи, суметь
вечернею порою
без слёз ту песенку пропеть?
Вновь твой сурок со мною.

Явил из вещей глухоты
щемящею тоскою
такие чистые мечты.
Сурок, ты вновь со мною.

И тянет прошлое меня
забытою виною.
Я плачу, голову клоня,
и твой сурок со мною.

Умру и я когда-нибудь.
Когда глаза закрою,
отправлюсь я в последний путь.
И твой сурок со мною.

36.

Частой поступью испанца,
озабоченного с виду,
вмиг очерчен контур танца
в тихой улочке Мадрида.

В каблуках проснулись ритмы.
О, как взгляд потуплен гордо!
Руки - словно точат бритвы,
останавливаясь твёрдо.

Рядом дерзкая плутовка
в жгущем взоры красном платье
и с зовущим взором, ловко
ускользает из объятий.

Вот прекрасные моменты
танца - страсти и забавы.
И звучат аплодисменты
из толпы и крики "браво!".

37.

Мелодий в природе полно, как известно.
Зимою тоскливы фантазии ветра.

Весной, сквозь сугробы игриво журча,
порадует слух серенада ручья.

В июле цветами кипящее поле
поёт разноцветную песню раздолья.

А осенью лес, открывающий даль,
в напев листопада вплетает печаль.

38.

Моцарт и Сальери

Был композитором Сальери.
Он никому не сделал зла.
Но лет на сто, по крайней мере,
забыта музыка была.

Он публикой, на слухи падкой,
был в преступленьи обвинён:
будто бы Моцарту украдкой
подсыпал яд злорадно он.

Боготворил его Бетховен.
Лист был его учеником.
Не верят в то, что он виновен,
те, кто с Сальери был знаком.

Молва пошла гулять по свету
и подняла великий шум,
который нашему Поэту
и взволновал так сильно ум.

И разыгралось вдохновенье,
Поэту скрасив скучный быт.
Итог - трагедия, где гений
был злым завистником убит.

Все обвиненья, к счастью, сняты.
Его труды до нас дошли.
Полузабытые сонаты
вновь слушателей обрели.

39.

Пел дед седой в подземном переходе
под резкую, фальшивую струну,
как плавал он на белом пароходе
в далёкую и жаркую страну.

Как время проводил он в барах сладко
и как его в тропическую ночь
любила сладострастная мулатка -
спустя полвека вспомнить он не прочь.

Он образно вживался в сказку эту,
тельняшку натянув себе на грудь.
Бросали ему мелкую монету
те, кто не верил дедушке ничуть.

40.

Ценят таксисты блатную романтику
песен из сумрачных мест
и отвергают другую семантику
бьющих на жалость словес.

- Вам сильно нравится эта хреновина?
Не повернув головы,
он отвечает: - Кого же - Бетховена
слушать прикажете Вы?

41.

Песня рвётся на простор,
состязаясь в силе с ветром,
ибо это разговор
с горизонтом о заветном.

Эту песню, что века
распевает вся округа,
вдаль уносят облака,
словно весточку для друга.

В ней обычные слова,
что простой присущи речи,
и мечта всегда жива
вековечная о встрече.

42.

Ванька жарит на гармони
танго, вальс и гопака.
Разыгралися гормоны
вечерком у паренька.

Инструментик свой игральный
гнёт безжалостно в дугу -
перед армией прощальный
бал устроил на лугу.

43.

Для поднятия лирического тонуса,
убеждаясь, что душа ещё жива,
ты поёшь, а я готов подпеть вполголоса.
Только памятью утеряны слова.

И поэтому из уст моих мычание
раздаётся. Но и это оцени,
ибо это всё же лучше, чем молчание,
что, пожалуй, равнодушию сродни.

44.

Не обласканный судьбою,
барахла не накопив,
я всегда ношу с собою
незатейливый мотив.

Ниоткуда он берётся,
в никуда потом уйдёт.
Под него легко поётся
всё, что в голову придёт.

Без особого стесненья
я пою белиберду,
повышая настроенье,
отгоняя прочь беду.

45.

Ты зачем бренчишь на лире,
будоража белый свет,
что всего дороже в мире
то, чего в продаже нет?

Может, было так когда-то.
Только жизнь пошла на слом.
Видно, время виновато
в том, что ценники кругом.

Говорят, что стало лучше -
дефицит уже исчез.
Продаются даже души.
Как вам - с телом или без?

46.

Танец вдвоём

Нет, ты не француженка, я не испанец.
Мы даже не знаем, что это за танец.

Какая-то дикая, буйная пляска.
С ума б не сойти от гитарного лязга.

Мы руки положим на плечи друг другу
и в бешеном темпе помчимся по кругу.

Все волосы дыбом, в глазах - исступленье,
как будто готовим с тобой преступленье.

Но музыка смолкнет, - мы тотчас очнёмся,
вздохнём и друг другу опять улыбнёмся.

47.

Вена кружит в вечном вальсе.
Это ей не надоест.
Не особенно печалься,
если скоро твой отъезд.

Я обычно возвращаюсь
в те места, куда влечёт.
И с тобою встречу, Штраус,
нагадал мне звездочёт.

А потом, расставшись с Веной,
буду я в другом краю
вечерами неизменно
слушать музыку твою.

48.

Нет, не всё в жизни тщетно и бренно,
ибо всё же бессмертна душа.
Вальсы Штрауса слушает Вена,
от восторгов своих чуть дыша.

И танцует мазурки Варшава.
Как Шопен может сердце согреть!
Мы имеем бесспорное право
этой музыкой вечной владеть.

А Москву покоряют балеты
совершенством своих танцовщиц.
Нет на музыку в мире запрета.
Нет для музыки в мире границ.

Над Берлином витает Бетховен,
а Париж покоряет Сен-Санс.
Этот мир, что с рожденья греховен,
приобрёл на спасение шанс.

49.

Жизнь вместится в три куплета.
В первом - радость прежних дней.
Как приятно вспомнить это,
да ещё в кругу друзей.

Во втором - слова печали,
невесёлых мыслей суть,
то, чем некогда прельщали,
силясь просто обмануть.

Ну, а в третьем - то богатство,
что утратил нынче ты:
там в забвении пылятся
все заветные мечты.

50.

О музыка, поэзия без слов!
Ты сердце завораживаешь с детства
пленительными вальсами балов
и маршами походного оркестра.

Записанная в нотную тетрадь,
ты оживаешь в клавишах и струнах
и в силах состоянье передать
души в её исканиях безумных.

51.

Эх, как плавно песня льётся
ночью у девицы -
это только тем даётся,
кто успел влюбиться.

Если в ней разлуки слёзы
слышатся невольно,
значит, в сердце есть заноза,
значит, сердцу больно.

Пусть же, слыша голос женский,
к той душе влюблённой
жизнь, дарящая блаженство,
будет благосклонной.

52.

Гуляла долго по рукам
и удивляла пеньем,
что улетало к облакам
нетрезвым откровеньем.

И помоталась по стране
вслед за мечтой бродяги.
Не скучно ль нынче на стене
висеть тебе в общаге?

53.

Душа этим пеньем измучена,
теперь уже еле жива.
Фальшиво поют и заученно,
и перевирают слова.

И нет у певцов понимания,
что связаны с песнею той
далёкие воспоминания
о жизни такой непростой.

54.

Развею я песней кручину.
Откуда взялась в сердце грусть?
Быть может, она беспричинна?
Об этом судить не берусь.

Откуда мне ведать про это?
Я просто смотреть буду вдаль,
пока до конца не допета
вечерняя эта печаль.

55.

Не при по жизни, барабаня.
Немного сдержаннее будь,
поскольку в пафосном дурмане
не разгадаешь жизни суть.

Но и не плачь под звуки флейты,
что растерял былую прыть,
и о прошедшем не жалей ты,
ведь мог уже и прахом быть.

56.

Такая музыка звучала
в дни давней юности моей,
как будто всем нам обещала
вагон хороших новостей.

Так рвался твист на смену танго
и в мир веселья зазывал,
что звук с эффектом бумеранга
бил гитаристов наповал.

57.

Устав нести обычный вздор,
что вознести не в силах слово,
люблю я слушать детский хор
под управлением Попова.

Из суматохи той земной,
где нет и тени вдохновенья,
меня уносит в мир иной
детишек ангельское пенье.

Там были молоды все те,
о ком тепло в душе осталось.
Там место есть любой мечте,
и упивалась смехом шалость.

До сей поры я вижу сны,
ко мне летящие оттуда.
И жаль, что больше нет страны,
где родилось такое чудо.

58.

Ты, певец, громко петь не спеши,
как бы сильно желанье ни пёрло,
ибо голос - посланье души,
а не крик из лужёного горла.

Придаёт он звучанию вес,
то ли радуясь, то ли печалясь.
Вот Утёсов, Шульженко, Бернес
сильным голосом не отличались.

59.

Я помню песни юной Пелагеи,
ворвавшейся в эфир наш как-то вдруг,
как, наши души пеньем звонким грея,
она заворожила всех вокруг.

Не потакая вовсе новой моде,
нас за живое вмиг она взяла
и на волнах качающих мелодий
в мир солнечных фантазий унесла.

Так музыкой возвышенное слово
сумело нашу жажду утолить,
что публика была уже готова
в овациях певицу утопить.

60.

Есть певцы на белом свете -
выбирайте тех, кто мил.
Помню, голосом Лоретти
очарован был весь мир.

Звонкий голос Робертино
вдруг ворвался в жизнь мою.
Я знакомую картину
вспоминать не устаю.

Как дрожал от напряженья
репродуктор на стене.
И до головокруженья
петь, как он, хотелось мне.

61.

Какою музыкой пленяют юных дев,
об этом ведали Прокофьев и Чайковский.
Как в сказке, туфельки хрустальные надев,
они сегодня обаятельны чертовски.

Для услаждения изнеженных натур
во время танца прошепчите лишь три слова.
И в сердце выстрелит без промаха Амур
той, что с улыбкою их выслушать готова.

62.

Когда б не музыка,
как скучен был бы мир,
как раздражали бы
бессонной жизни звуки.
А так под вечер
неизменно Моцарт мил.
И вальсы Штрауса
спасут тебя от скуки.

Листы марая,
слушать Листа я привык.
Так жить без музыки
на свете очень трудно.
О чём поёт
её изысканный язык?
Зачем волнуют
снова душу эти струны?

63.

Вся эта музыка
     не требует трактовки.
И заводить о ней
     не стоит разговор.
Поскольку суть свою
     она скрывает ловко,
то и непознанной
     осталась до сих пор.

Душою властвует
     она в притихшем зале.
Вот время самое
     подумать о любви.
А ведь когда-то
     люди музыки не знали.
Впрочем, тогда они
     и не были людьми.

64.

Покуда музыка
звучит на белом свете,
мы будем песни петь
и в пляске ноги бить.
И, переняв манеры эти,
наши дети
не перестанут
звуки чудные любить.

Хотя, естественно,
они уже во власти
определяющих
меняющийся вкус
тех современных,
нам неведомых пристрастий,
но и "Катюшу"
тоже знают наизусть.

65.

Ночная музыка, кто слушает тебя?
Наполнив слух, ты так нервируешь нам души.
Проснулись все, кто упивался сном сопя
и, чертыхаясь, затыкают ватой уши.

Кто крик истошный может слушать в этот час?
Ни у кого теперь, пожалуй, нет сомненья,
что эти звуки, раздражающие нас,
кому-то всё же доставляют наслажденье.

66.

Пока играет музыка
любимого кино,
то в качестве союзника
я с нею заодно.

Я слушаю внимательно,
глаза слегка прикрыв,
то, как она старательно
выводит свой мотив.

Мелодией не скушною
вновь развлечён чудак,
с улыбкой благодушною
мурлыкая ей в такт.

67.

В плену у ритмов мы живём,
ценя свои мгновения,
и подходящих долго ждём,
что дарят вдохновение.

В стремленьи том стремимся мы
найти себе союзника:
отсеяв времени шумы,
свою услышать музыку.

68.

Как вальсы русские
задумчиво-грустны!
Не слышно в маршах наших
силы искромётной.
Цель этой музыки,
которой мы верны,
не тешить душу,
а печальной тронуть ноткой.

Тревожит сердце
старый вальс "Осенний сон".
Но хорошо,
что есть запасы валерьянки.
И я слезам своим
ничуть не удивлён,
когда заслышу марш
"Прощание славянки".

69.

Внук поёт, руками машет,
проявляя естество,
улыбается и пляшет,
если смотрят на него.

Велико его желанье,
будто он и впрямь звезда,
в центре общего вниманья
находиться иногда.

70.

Зал, слушая музыку,
смотрит на Рихтера.
Он в ноты глазами
вгрызается пристально.

А пальцы как будто
исследуют звук,
посланцами будучи
яростных рук.

Вот так продолжался
когда-то сеанс
по вводу почтеннейшей
публики в транс.

И благодаря
его страстным туше
вся музыка эта
вмещалась в душе.

71.

Музыка

Ты в мире убедительнее слов
то радость навеваешь, то кручину
и часто пробираешь до основ,
рисуя нереальные картины.

Тасуя только семь обычных нот,
ты в мир иной открытой держишь дверцу.
Желающий всегда в тебе найдёт
созвучия, волнующие сердце.

72.

Кто музыку извлечь из тростника
сумеет и силён в такой науке,
тот будет увлечён наверняка
процессом этим, избегая скуки.

Он ноты сыщет в дудочке пустой,
своё продемонстрировав уменье
мелодией негромкой и простой
преображать чужое настроенье.

73.

Есть в музыке черты эпохи,
с которой связана она:
её идеи, стоны, вздохи -
всё, что людей лишает сна.

И громче слышно отчего-то,
но этим я не удивлён,
лишь драматические ноты
в прекрасной музыке времён.

74.

Я возьму гитару,
струны подтяну
и милую Варвару
песней приману.

Пусть она услышит
тот вниманья знак,
ведь неровно дышит
к ней один чудак.

Пусть поймёт под вечер,
слыша соловья,
как желает встречи
с ней душа моя.

75.

Слушающий чутко звуки лир
увлечён игрою музыкантов,
сознавая, как духовный мир
сложен у таких больших талантов.

Бах в органной музыке хорош.
Моцарт дарит радость юной деве.
А Бетховен, потерявший грош,
весь сегодня в ярости и гневе.

Я Шопена слушал для души,
жизнь свою представив в свете новом.
Ты с небес вернуться не спеши,
музыкою этой околдован.

76.

Мотивы печальные осени
услышаны мной в увядании,
что переживают растения,
и в меленьком, нудном дожде.

Веселье природы закончено,
ведь ветер наполнен тревогою.
Готовятся приготовления
к приходу холодной зимы.

И всё же случаются проблески
на небе, что дымкой подёрнуто.
Но это лишь вздохи последние
уже уходящей поры.

77.

Музыка Моцарта

Её полюбив, можно стать,
как автор её, совершенством.
Божественных нот благодать
мой слух наполняет блаженством.

Я слушаю в тысячный раз
все эти знакомые ритмы
и ей в благодарность припас
свои, весьма бедные, рифмы.

78.

Нынче музыка странная в моде,
что звучит агрессивно и зло.
Жаль, что время бессмертных мелодий
безвозвратно, как видно, ушло.

А внимать какофонии - мука.
Протестует взволнованный дух.
Где былая гармония звука,
услаждавшая прежде мой слух?

79.

Казачья песня

Рискнул чуть переделать известную песню.

Не для меня в родимой стороне
всё то, что радовало прежде.
И, вопреки моей надежде,
я оказался на войне.

Не для меня взойдут весной цветы,
и разольётся Дон широко.
Но нет в душе моей упрёка
к судьбе, что губит все мечты.

Не для меня ночная благодать,
где люди шепчутся влюблённо.
Звезде, упавшей с небосклона,
спешу желанье загадать.

А если вдруг шальной кусок свинца
однажды в грудь мою вопьётся,
слезами мать моя зальётся,
ту весть услышав от гонца.

80.

Когда-то рупор на столбе
вещал, и музыка звучала
такая, что в моей судьбе
в то время значила немало.

Скрипел дощатый тротуар,
когда спешили мимо дети.
Классический репертуар
держал ведущий на примете.

И много песен помню я,
ведь позабыть их невозможно.
По ним приметы бытия
тех лет восстановить несложно.

81.

Что мог бы я о музыке сказать?
Она порой доводит до каленья
и может нитью прочною связать
внимающее песням поколенье.

Кумирам поклоняется страна,
тенденции верна, как прежде, модной.
И идолов выносят времена
на гребень популярности народной.

82.

Пары в танце раскружив
на дощатой танцплощадке,
надо мной летел мотив,
обольстив мечтою сладкой.

Деликатен был весьма
голос вкрадчивого пенья
и сводил меня с ума
на какие-то мгновенья.

83.

На стене о чём-то пело радио.
А Господь в углу смотрел во тьму.
Божье слово силы не утратило
в этом доме, судя по всему.

Все порядки предком здесь заложены,
что уже в подземный мир сошёл.
И, как прежде, всем в избе положено
лоб перекрестить, садясь за стол.

84.

В репертуаре Юрия Башмета
нет музыки Сальери, к сожаленью.
Тому виною странный стих Поэта
о том, что он причастен к отравленью

Вольфганга Моцарта.
Нет, Юрий, Вы не правы,
предположенью страшному поверя.
В бокале вовсе не было отравы.
Вина не установлена Сальери.

85.

Во власти волнующей музыки
притих вдруг весь зрительный зал.
Все слушатели, как союзники,
которых оркестр собрал.

На сцене царит вдохновение.
Эмоций своих не таи.
И звуки рождают видения.
У каждого, впрочем, свои.

86.

Кто боготворит музыкальную лиру,
тот слух услаждает мелодией зыбкой.
Что с детства рождает доверие к миру,
так это содружество флейты и скрипки.

Гармония звуков владеет душою
и в ней пробуждает высокие чувства.
И было б, наверно, ошибкой большою
жить, вовсе не ведая силы искусства.

87.

Ночная музыка
так радует соседей.
Они, как видно,
без ума от страстных нот.
Неужто цирк им
одолжил своих медведей,
что громко топают,
не ведая забот?!

За стенкой тот,
кто чутким ухом ловит звуки,
борясь с бессонницей,
свидетелем вдруг стал
того, что кто-то,
озверев совсем от скуки,
устроил рядышком
с ума сводящий бал.

88.

Тростник прибрежный музыкою полон.
Об этом знают ветры и река.
Недаром набегающие волны
так в зарослях резвятся тростника.

О том поёт мелодия из дудки,
наполненной дыханьем пастуха,
что все сердца к такому пенью чутки,
не ведавшие до сих пор греха.

89.

Музыка - лекарство от рутины,
часто отравляющей наш быт.
И она рисует нам картины
те, что память бережно хранит.

Бередят нам души эти ноты.
Жарко кровь пульсирует в висках.
Забываем даже про заботы
и витаем где-то в облаках.

90.

Форель Шуберта

Мне душу те ноты согрели.
Таков ведь и был их посыл.
Хотя над судьбою форели,
что поймана, я не грустил.

Ах, Шуберт, когда ты упорно
печалишься, слёз не тая,
неужто совсем не притворна
безмерная жалость твоя?

91.

Девушки песни поют у реки,
в воду, гадая, бросают венки.

Если плывёт и не тонет венок,
скоро отыщет тебя женишок.

Если ж веночек под воду уйдёт,
надобно ждать жениха ещё год.

92.

Вокальный жанр совсем не терпит фальши.
Позорно - "дать на сцене петуха".
Не часто, но случалось это раньше,
ведь, как известно, все не без греха.

Издержки этой творческой работы
Италия, конечно, не простит,
ведь петь, перевирая жутко ноты,
в стране поющей - это страшный стыд.

93.

Танцуют "Яблочко" матросы.
Их ждёт невиданный успех,
ответ давая на вопросы:
- Кто в мире пляшет лучше всех?

Но я описывать не буду,
входя, как все писаки, в раж,
всю эту грацию и удаль,
ведь их в словах не передашь.

94.

Орган, что звучит,
приближает нас к Богу.
И музыка Баха,
отсеяв весь шум,
способна туда
проложить нам дорогу,
где мысли о вечном
тревожат наш ум.

А Моцарт игрив.
И не зря его скрипки,
сводя на балах
женихов и невест,
рождают восторги
в душе и улыбки.
И Бог рукоплещет,
внимая с небес.

95.

А музыке текст и не нужен.
Она и без слов хороша.
Мир песнями нынче измучен.
Мелодий желает душа -
симфоний, балетов и скерцо.
Надеюсь, оркестр не соврёт.
Но будет утешено сердце
и словом, которого ждёт.

96.

Есть музыка, подверженная моде.
Её кругом горланят и бренчат.
Но есть набор излюбленных мелодий,
которые я вновь услышать рад.

Они всегда несут с собой виденья,
что с прошлой жизнью связаны вполне,
и создавать способны настроенье,
волнуя и тревожа душу мне.

97.

Пой песни, девочка, пока
не станешь взрослой вскоре,
и веруй в то, что жизнь легка,
пока не знаешь горя.

На голове твоей платок,
что матерью повязан.
А возле ног твоих щенок,
что так к тебе привязан.

98.

Музыка настолько прихотлива,
что капризной кажется она.
То сижу, расслабившись счастливо,
то душа тревогою полна.

Вот спадает снова напряженье,
дирижёра старого храня.
Я смотрю на рук его движенья,
что доносят звуки до меня.

99.

Последняя песня Марка Бернеса

Голос певца был наполнен печалью.
В самом конце уже жизни своей
всех нас растрогал он песней прощальной
про улетающих вдаль журавлей.

Чуя кончины своей приближенье,
он уже сам был к отлёту готов,
остро почувствовав вдруг постиженье
этих простых, душу ранящих слов.

100.

Музыка, ты из Италии чудо.
Души тревожить - твоё назначенье.
Наша любовь к тебе тоже оттуда,
где родилось к нежным звукам влеченье.

Ты завлекала, манила, ласкалась
этими largo, andante и vivo,
и покоряла, представив нам Каллас
с дивной, сводящей с ума Casta Diva.

101.

Наши песни унылы,
как заметил Поэт,
но настолько нам милы,
что замены им нет.

Нынче спевки так редки.
Чья же это вина?
Вспомним песни, что предки
пели, выпив вина.

Мы пьяны тем же хмелем,
что сквозь время прошёл,
и с настырным весельем
каблуками бьём пол.

И уж тут не до грусти,
если пустимся в пляс.
Прав Поэт: пахнет Русью
там, где праздник у нас.