Виктория загадочная душа!.. О Пилецкой В. И

Поэты Прозаики Приднестровья
ВИКТОРИЯ — ЗАГАДОЧНАЯ ДУША!

ИЗ ЦИКЛА "ВОСПОМИНАНИЯ"
Сердцу весело сегодня,
Грустно было, но вчера…
(В. Пилецкая)

Настоящим подарком к юбилею известной приднестровской поэтессы Виктории Пилецкой стал сборник "Бирюза", изданный в серии "Семеновский бульвар". В оформлении использованы фрагменты картины М. Ларионова, которая в этот раз осветилась ярко-бирюзовым цветом. Благодаря стихам Виктории Пилецкой, "лучизм под небом синим" словно оживает на картине нашего знаменитого земляка:

Воссоздал Ларионов
"Бульвар" свой на века —
Пространственно-свободный,
Открыто-ветровой,
Что полон и сегодня
И солнцем, и листвой!..

Я с радостью приняла из рук Виктории Игнатьевны Пилецкой этот новый сборник с только мне понятной подписью. Ведь этот человек стал моим "Сокровенным человеком" уже давно…
…Встреча наша была предопределена!
Заочно Викторию Пилецкую я хорошо знала еще в начале 80-х годов. Можно даже добавить — ХХ века. Звучит так, словно мы вообще сто лет знакомы! Да так оно, наверно, и есть…
Долго она для меня была загадочной неуловимой Викторией, которую ответсек редакции "Днестровской правды" Владислав Маринов называл тепло — "наша Вика". Часто слышала я от него, что "Виктория Пилецкая — загадочная душа, любительница побродить по лесам, по грибам, по ягодам…". И встретилась я с ней впервые именно в лесу, куда и мы любили выбираться за грибами, ягодами да красотой. "А вот и Вика!" — просто сказал Влад, когда она вышла к нам навстречу. Он познакомил нас, и мы долго бродили по лесным полянам, собирали ежевику и разговаривали. Потом на какое-то время мы потеряли друг друга. Было это в конце 80-х годов, когда, как написал в предисловии к сборнику поэзии и прозы Виктории "Репейник" Роман Кожухаров, "казалось, ничто не может помешать поступательному развитию поэтического таланта тираспольчанки, но неожиданно в конце 80-х в творчестве Виктории Игнатьевны наступила пауза, затянувшаяся на долгие годы". Полностью и целиком соглашаюсь со всем, что он написал о творчестве В. Пилецкой в предисловии к книге, но только не с этими словами. Это только книги не выходили, а никакой паузы в творчестве не было. Уж это я знаю точно, потому что после 92-го года мы опять встретились с Викторией, и теперь уже не разлучались надолго.
Вспоминаю наши частые рабочие посиделки у нас на кухне втроем — Влад Маринов, Виктория Пилецкая и я. Был, конечно, и "Рябиновый чай", и все, что находилось к чаю, и всегда посреди стола стояла тяжелая немецкая пишущая машинка. Мы работали, печатали и обсуждали стихи, составляли, макетировали будущие сборники стихов, которые я оформляла своими рисунками. Я стала сообщницей Виктории  и Владислава. А когда Виктория Игнатьевна узнала, что я тоже пишу стихи, мы стали еще ближе. Мы забывали о треволнениях, тяготах быта, голоде и холоде, недостатке денег. Мы творили! Мы понимали друг друга! Мы верили друг другу! И мы были счастливы…
Я полюбила стихи Виктории Пилецкой за их необыкновенную простоту и необыкновенную глубину:

Рыдаю над прозой.
Слагаю стихи.
Цветы — были розы,
Теперь — васильки,
А дальше иные
Цветы подойдут:
Лесные,
Степные,
И те, что растут
В забытых оврагах,
В щербатых каменьях,
Стихи мне — долины
Цветочных мгновений.

И читала она их нараспев, своим глуховатым тихим голосом, а мы сидели (я — с ручкой и тушью над листом бумаги, Влад — за машинкой), слушали. Потом — говорили, говорили…
Когда случилось горе, и мы остались без Владислава, именно Виктория не дала мне отрешиться от поэзии, уйти в себя. Не оставила одну, осталась настоящим другом и подстегивала стихами:

Умчит дорога Млечная
Неведомо куда.
Мы края бесконечности
Не сыщем никогда.
Лишь ощутим под ложечкой
Внезапный холодок.
Но жизнь еще не прожита,
Давай шагай, ходок!

В 2001 году благодаря ее стараниям появился сборник "Звезда моя далекая", где рядом со стихами Пилецкой и Лосевой были напечатаны мои.
Он был издан с благословения Олега Юзифовича, который в предисловии отметил, что "тираспольские поэтессы, чьи стихи составили этот триптих, предприняли смелую попытку приостановить девальвацию художественно-поэтического слова, вернуться к тем основаниям, которые нарабатывались поколениями литераторов, составивших славу и гордость великой русской поэтической школы". На выход сборника в прессе тех лет тепло откликнулись Борис Дмитриевич Челышев и Иван Кильчик, а спустя почти 10 лет Роман Кожухаров отметил, что "вышедший тогда коллективный сборник "Звезда моя далекая" впервые продемонстрировал незаурядные способности Пилецкой как издателя, ведь стихотворный триптих состоялся именно ее стараниями". Да, Виктория Игнатьевна сама нашла спонсоров, издала сборник, вопреки тому, что "на харч еле сыщешь пятак". И вопреки своему пониманию:

О поэт!
Ты обязан быть хрупким.
О поэт! Ты обязан быть свят!
Что — устои?
Режимы?
Запреты?
Что — в заплатах дырявый
карман?
Выживайте!
Живите, поэты,
Всех великих и маленьких
стран.


И оставалось тогда действительно выживать. А ведь поэту тоже нужно есть, чтобы как-то подпитывать свое вдохновение. Должен ли поэт обладать этими самыми редакторскими способностями? А может быть, это дело других? Кажется, тот же Олег Юзифович метко сказал когда-то: "Надо чтобы стихи пустили корни сами". А у замечательной, но, к сожалению, ушедшей от нас тираспольской поэтессы Антонины Лосевой так и не вышел сборник стихов при жизни, нет его и до сих пор. Зато теперь появляются то тут, то там самиздатовские сборники довольно сомнительного качества, по зову души. Или, как сказано в аннотации к одному сборнику, "для изучения республиканского компонента". Что бы это значило, может быть поймут лишь учителя словесности. На личности я переходить не буду, скажу только, что очень не нравится мне эта порочная практика: "денег набрал — себя издал". А Марина Цветаева, к примеру, вряд ли тут пробила бы сборник стихов. Денег-то у нее вечно не было, да и поэзия какая-то "женская". Термин этот создан некоторыми поэтами-мужчинами. А если поэт — женщина, да талантливая? По этой же причине еще 10 лет назад так и не появился у Виктории Пилецкой сборник стихов, готовый еще до "Звезды", в которой раздел с ее стихами назван "Рябиновый чай".
Так и не наступил тогда у нее "час собирать непозднюю рябину". А сколько прекрасных стихов навеяно было сугробами и тайгой, частью ее биографии, когда Виктория уходила с головой в геологические экспедиции! Она писала:

Я сюда добралась по сугробам,
Что возвысились тут до небес.
Обступает сторожку особый —
Не порубленный, выживший лес.
Что за счастье-то!Здравствуй, денечек!
Этот лес для меня сбереги.
Я рябиновый чай, между прочим,
Распиваю под песни пурги…

Никандр Елагин, хорошо знающий В. Пилецкую и ее стихи, прочитав подготовленные для сборника стихи, написал о ней статью "Приглашение к рябиновому чаю". Привожу ее всю, так как написана она мастером слова, человеком, которого считаю одним из талантливейших журналистов Приднестровья. Он писал так: "Говорят, хороший чай размягчает душу, делает ее доброй, блаженной. А если это чай рябиновый, к которому приглашает известная в Приднестровье поэтесса Виктория Пилецкая, то сразу настраиваешься на особый лад разговора. Вы ожидаете горьковатого привкуса рябины, и напрасно. Ее светлых, прозрачных, почти акварельных стихов-зарисовок не коснулись тяжкие раздумья в наплыве последнего лихолетья. Этому есть свое оправдание. Мы устали от политического и экономического раздрая. Хочется прикоснуться к вечным ценностям бытия. Ненавязчивое чувство патриотизма, тихая, непоказная любовь, трогающая самые нежные струны души — вот главные ориентиры стихов-миниатюр Виктории Пилецкой. У этой женщины по годам солидной — игривое, даже задиристое, по-юношески светлое, не омраченное тягостями бытия, отношение к жизни. И тут тоже нет обмана: эта легкость от глубокого проникновения в образ, от жизненного опыта, от чистой веры и внутренней поэтической благодати… Каждое из стихотворений не сопровождается датой его создания, каждое из них появлялось то ярким метеором, очерчивающим черный небосклон, то водою ключевою обдавало вдруг, то искрило сердце, то распивало рябиновый чай по соседству с пургой, то утопическим раем наполняло стынь-сторонку… Это из образного мира Виктории Пилецкой".
Стихи еще не были напечатаны, это еще была рукопись, а Никандр Елагин воспринимал их, как давно готовый к печати сборник и словно писал к нему вступительную статью: "В этом сборнике представлены стихи, разные по настроению, по пространству и времени, по их духовному и лирическому наполнению, порой необъятных, беспредельных, какой может быть только поэтическая душа. Но вот усажены они на страницы этой рукописи, как на настоящее чаепитие — за широкий круглый стол, за которым непременно найдется место и читателю. Стихи составляют нечто единое и неделимое — эдакий сгусток творчества, с его протуберанцами, с его взрывными волнами чувств. Но все это из одной доброй компании, собравшейся то ли у самовара, то ли у туристского костра, где "В лепестки подснежника
Укутана душа."
Хоть бы спонсор какой-нибудь откликнулся, чтобы издать эти прекрасные стихи!".
Но спонсор тогда так и не нашелся. Лишь после того, как Виктория написала публицистическую книгу "Жизнь начинается с дороги", в 2002 году появляется ее новый сборник — "Запретное лето", о котором хорошо сказал тогда Олег Юзифович: "Перед нами, несомненно, стихотворения, судьба которых да будет счастливой!". Жизнь у нее, действительно, начиналась с дороги, и тема дорог проходит лейтмотивом через все ее творчество. Дикое авторалли, дороги, звезды, светящие геологам, дорожным строителям, тяжеленные рюкзаки, золотые холмы…

Ах, эта сладость — пыль дорог,
Она — на губы из-под ног…

В 2003 году выходит новая книга стихов Виктории Пилецкой — "Гостевая виза". И она пишет в ней о себе: "В юности я не думала, тем более не мечтала, стать поэтом или писателем. Однако и на листах ватмана при геодезических съемках, и на картах, и на схемах движения по азимуту вместе с каплями дождя появлялись строки моих стихов, рассказов…". В сборник этот вошли избранные произведения 1957-65 гг., стихи, рассказы, сказки. И я была его корректором. Я горжусь этим, так как мне очень приятно делать что-либо для Виктории Игнатьевны и ощущать, что она мне доверяет. Я всегда радуюсь ее приходу. Всегда нам есть о чем поговорить и что делать. И каждый раз я поражаюсь ее жизненной мудрости и трудолюбию. Виктория Пилецкая никогда никого не учит. Она просто живет и пишет, работает над рифмой, экспериментирует над формой. И в стихах выражает свой взгляд на творчество:

Улыбайтесь
И плачьте, поэты!
Возгорайтесь
И мерзните льдом!
Ведь стихи — это ваша
Планета:
Первый дом —
И последний ваш дом!

Улыбаться и плакать, возгораться и мерзнуть. Как это тяжело, она знает очень хорошо, только две строчки со свойственным поэтессе лаконизмом выдают это:

Только падают с небас тихи им
И сжимают одышкою грудь.

Некоторое время Виктория Пилецкая возглавляла литобъединение "Взаимность". Мудро, тактично, профессионально направляла молодых, менее опытных коллег, при этом внимательно выслушивала. Многому научилась и я от нее. И, прежде всего: никогда, ни при каких обстоятельствах не переставать писать.
Еще в начале 2003 года, в марте, в газете "Приднестровье" были напечатаны стихи Виктории Игнатьевны и среди них одно, под названием "Репейник". Так вот когда мысленно рождался будущий сборник поэтессы! Он рождался "в непролазном репейнике слов".

Не стихи,
А поэтику мира
Уберег своенравный репей.
…И ищу я колючую лиру,
И сыграть лишь мечтаю
на ней…

И в 2004 году появился сборник поэзии и прозы "Репейник". И вновь поэтесса поражает всех. Именно она пробуждает давно забытые триолеты, и как она талантливо это делает! Роман Кожухаров отметил в предисловии: "Сколько ароматов, напитанных светом и ветрами стихий обрамлено в строгие восьмистишья! А сколько смыслов в них заключено!".

Что мир для нас?
Что мы в нем значим?
В провальной бездне неудачи
Что мир для нас?
Ответ, возможно,
время прячет.
В нерасшифрованной задаче,
Что мир для нас,
Что мы в нем значим.

Роман Кожухаров отмечает, что "о подлинном поэтическом мастерстве автора сборника свидетельствует форма триолета, царствующая в сборнике". Но при всем этом сборник появился опять при неимоверных усилиях Виктории Игнатьевны в поисках спонсоров. А если бы она их не нашла? Я помню, как долго она искала возможность издать сборник. Слава Богу, сын-художник помогает оформлять книги, и очень своеобразно, талантливо к этому подходит. Но почему же так тяжело достается поэту каждая новая книга? Слава Богу, мы теперь читаем стихи из сборника "Репейник":

Возможность повольничать сердцу
Ты дай, своенравная жизнь.
Веселье пришло — так кружись!
Возможность повольничать сердцу
Оставят провалы и высь.
Когда неудачи завертят,
Возможность повольничать сердцу
Ты дай, своенравная жизнь.

В 2006 году Виктория Игнатьевна издает сборник под названием "Княженика". Стихи, переводы и, главное, кольцо сонетов — составляют этот сборник. Помню, как эти сонеты меня очаровали своим изяществом:

А взамен — элегичный нюанс —
Еле слышный ноктюрн хризантем.
Вот и время покинуть Эдем
И услышать искристый романс,
Забывая ноктюрн хризантем, —
Элегически грустный нюанс…

Мы долго работали с Викторией Игнатьевной над сборником, над оформлением разделов, я вновь была корректором, а Роман Кожухаров — редактором. И уже традиционно — художником  опять выступил И. Пилецкий.
В разделе "Переводы" Пилецкая печатает не только свои работы, а еще и стихи авторов, чьи стихи и рассказы она перевела на белорусский. На такую щедрость не всякий пойдет в своем авторском сборнике! Но ведь это она — необыкновенная Виктория! И отказать ей совершенно невозможно, именно поэтому в сборнике есть и мои переводы — с белорусского — на английский! Пилецкая неугомонна, она постоянно в поиске. И вот мы с ней уже трепещем перед "мотивами" Атанаса Стоева! Она переводит его стихи с болгарского на русский, а я пытаюсь их перевести — на английский. Мы забываем о еде, забываем о времени.

А время всего лишь крылатый,
Не знающий сна мотылек.

Мы, как авгуры, понимаем друг друга без слов, улыбаемся над своим, ощущая частенько стену непонимания между собой и людьми земными. Мы, как образно выразился Роман Кожухаров в сборнике В. Пилецкой "Узоры" (2007 г.), — "гурманы", которые наслаждаются сонетами, триолетами, ронделем…
К 215-летию Тирасполя вышел сборник "Узоры". Спасибо государственной администрации города! Благодаря ей читатели Приднестровья вновь могли приобрести стихи В. Пилецкой и наслаждаться ими.
И вот появился новый сборник — "Бирюза". Как хорошо, когда автор, такой тонкий и талантливый, как Виктория Пилецкая, окружен заботой и любовью. Вспоминаются строчки из ее триолета:

Когда мы обласканы были судьбой,
На светлом крыльце мы сидели с тобой,
И длился жасминовый вечер…

В издательстве "Москва" в 2008 году вышла книга Сергея Чуприна "Русская литература сегодня: Зарубежье". Это словарь-справочник, дающий сведения о наиболее заметных авторах. Есть среди них и Виктория Игнатьевна Пилецкая! В отличие от некоторых имен, имя Виктории Пилецкой известно уже и в ближнем, и в дальнем зарубежье. А ей все нипочем! Она творит, "создавая свое вдохновенье".

Ирина МАРИНОВА.

МАТЕРИАЛ СКОПИРОВАН С САЙТА ГАЗЕТЫ "ПРИДНЕСТРОВЬЕ" от 11.04.2009 г.,

Автор фото Н.А.Самоний.