И ещё о стихах

Вадим Вуколов
… И еще кое-что о стихосложении, мимо чего просто не могу пройти.
Среди многих людей, пишущих стихи, гуляют разные мнения относительно того: надо ли в стихотворении придерживаться четкого размера и соблюдать выбранный ритм. Тема эта не такая безобидная и вольная, какой может показаться свободному и анархически настроенному человеку 21 века.

Затрагивая эту тему, некоторые пишущие делают упор на смысловом и эмоциональном  содержании стихотворения, отодвигая по важности размер на задний план. Их можно понять. Действительно, четко зарифмованная и выверенная по размеру бледная немочь не делает стихотворение поэзией, а сочное, умное и образное стихотворение интересно читать даже, если его «штормит» в части ритма . На этом и строится позиция этих авторов. С ними трудно не согласиться. Но…

Но… Дальше идет то, что принято называть научным подходом.
Я бы начал с того, что вспомнил: как устроена жизнь. Ведь именно Мироздание  – тот Великий Мастер, у которого всегда есть чему поучиться. Но что такое Мироздание и на каких принципах оно основано? Мироздание – это гигантское  древо с  целой иерархией принципов, главный из которых - принцип Гармонии и согласованности, в основе которого как раз и находится строгое соподчинение ритмов и размеров, дающее в итоге Красоту и возможность существовать. Быть. Пребывать в этой Красоте.
Мироздание – это также хор огромного количества поющих, и благозвучность их пения напрямую зависит от правильной тональности каждого исполнителя, малейшая фальшь – и распадается гармония и, как следствие, исчезает Красота… 

Жизнь – это волновой процесс, а волна – это всегда строгий размер. Когда мы пишем стихотворение, мы как бы выстраиваем мысли и чувства в своеобразные импульсы, пакеты информации, которые как волны исходят от источника – человека-творца. Поэзия – это танец со словом. В прозе этого нет. Прозу можно рассматривать как обычное гуляние: захотел, пошел туда, захотел – сюда… Поэзия же предполагает жесткое следование за партнером. В каком-то смысле поэзия – полёт!  А полет требует согласованного и ритмичного движения обоих крыльев для красивого и безопасного движения в воздушном океане. Это трехмерное состояние души в отличие от двумерной прозы (двумерной не по исполнительскому таланту, а по инструментарию и технологии). И позволяет ей взмывать ввысь то самое наложение ритмов, которое и выдает «девятый вал», выносящий душу пишущего и читающего в небесную высоту. Уверен – в Раю общаются белыми стихами.
Есть ещё одна маленькая хитрость. Когда мы мучаемся, подбирая слова для сохранения размера, мы задействуем скрытый механизм их внутренней природы, который просто ставит их на их правильные места – туда, где они звучат с максимальной отдачей.

Я далек от мысли навязывать авторам свою точку зрения. В конце концов, дисциплина и требовательность к себе – дело частное, но, перефразируя слова известного персонажа из фильма «Белое солнце пустыни», за поэзию обидно. И отчасти за тех авторов, стихи которых только выиграли бы, будь они поакадемичнее и построже к своему рождающемуся творению.