Слово о старцах России

Элла Гоник
              * * *

В лоне церкви, Богом хранимые,
Преданные России навек,
Жили старцы - монахи чтимые,
В них нуждался всегда человек.

Всех их Россия, верно, не помнит,—
Есть средь них святые имена,
И эти православные вехи
В древних начертаны письменах.

   1.преп. СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ

Много в России есть мест заповедных,
Где хаживал часто инок бедный.
Известны эти места под Москвою,
Где лес стоит мощной зелёной стеною.

Видны купола далёко цветные,
Усыпали звёзды их золотые,
Троице-Сергиевой Лавра зовётся,
Место, где колокол сердцем бьётся.

Троицкий Храм остаётся поныне —
Русской земли дорогою святыней,
Здесь преподобного мощи хранятся —
Сергию люди идут поклоняться.

К Отче пришла я с глубоким поклоном,
Сердцем молилась ему просветлённым,
Свечи у раки священной горели,
Певчие в Храме божественно пели.

       2.

Думала думу о старце великом,
Чья жизнь прошла в обители тихой,
В образе старца слились навечно
Промысел Божий и человечность.

Жил молодым Он в лесу одиноко,
Взором смиряя звериное око,
Церковку выстроил, краше невесты,
Не было чище, святей того места.

Как-то предавшись вечерней молитве
В сладком блаженстве духовного ритма,
Шум Он услышал за стенами кельи,
Выбежал в лес, прервавши моленье.

С неба вдруг голос послышался тихий:
"Сергие, будешь ты Отче великий,
Видишь, сколь птиц над твоей головою,
Иноков столько пойдёт за тобою."

Минуло время. В глуши, отдаленье,
Духом взрастая в трудах и моленье,
Сергий любовь у народа снискал,
Братию — иноков Божиих собрал.

Сергий отныне стал опорой, и силой,
Самый усердный и молчаливый,
Среди монастырского окруженья
Он выделялся глубоким смиреньем.

       3.

В мрачные годы татарского ига
Он вдохновлял на великую битву
Русских людей и все время молился,
Чтобы победой их дух укрепился.

Рвали страну межусобицы княжьи,
Сергий сердца враждовавших к согласью
Чудом склонил, чтобы мир воцарился,
Больше бы кровью не обагрился.

Силой святой всеми чтимого старца
Мы еще живы с тобой, может статься,
Стали слабее плотью и духом,
К совести гласу — тУги на ухо.

    П.преп.СЕРАФИМ САРОВСКИЙ

Провинция России, море пшеницы,
Дорога ведёт к мудрому провидцу,
Лето жаркое и тополя пушатся,—
Скорее бы в Дивеево добраться.

В обители, Богородицей хранимой,
Серафим Саровский, всеми чтимый,
Радостной улыбкой встретит у оконца,
Погладит взглядом, словно нежно солнце.

Скажет тихим голосом:"Я тоску развею,
С радостью творите, будете добрее,
К людям с чистым сердцем вы всегда идите,
Радость и любовь им вы всегда несите."

Отче Серафиме, помолись пред Богом,
С доброю молитвой выйди на дорогу,
В хижине-пустынке так неспешно время,
Нелегко монаха в тесной келье бремя.

Крест свой нёс Он с верой и терпеньем,
Много лет провёл в тиши уединенья,
Плоть свою смиряя, Бога он просил,
Чтобы дал Господь благодатных сил.

Злые люди били, Он их всех прощал,
Он их души грешные к Богу обращал,
Просыпалась в грешниках совесть, доброта,
Трепет перед силой Божьего Креста.

Он трудился много, огород любил,
И обитель строил, стены возводил,
Он открыл для женщин монастырь в селе,
Был защитник мудрый в девичей судьбе.

С верой шёл он к людям, радостный, святой,
Утишал любовью, будто бы родной,
И в духовном подвиге был неутомим,
Матушка, Россия, преклонись пред ним!

***************************************************

Старцы великие, Божьи угодники,
Вы дух России великий подняли,
Чтобы духовность её сохранить,
Надо Россию всем сердцем любить.

Снова сиять будет лампада веры,
И жизнь Ваша будет вечным примером
Несгибаемого духа и силы,
Дай Боже, воскреснет опять Россия!


             * * *

             1990

Иллюстрация - икона Сергий Радонежский с медведем"

К ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ "СЛОВА О СТАРЦАХ РОССИИ"
Сначала я так и хотела определить жанр - поэма, поставив его в эту рубрику. Но всё же у меня такой глубины нет, как в поэме, поэтому а назвала "Слово", это как-то меня больше устраивало, так как ближе к русской духовной поэзии, а не к поэтическому жанру. И потом - слог не "поэмный", а ближе к сказанию и именно древнерусскому... Писала эту вещь очень долго, наверное, года три. Была ещё одна глава - преп. Оптинский, но удалила, так как получилось весьма примитивно и отнюдь не глубоко. Даже, читая, не создавалось впечатления, что я что-то понимаю в нём. А так, поверхностннй портрет. Писать это произведение было очень трудно, так как оно сочетает в себе и историю, и религию, и моё эмоциональное впечатление, как от жизни и деятельности самих старцев, так и повествования о судьбе России. Поначалу была очень большая концовка, где я писала о духовных лидерах ХХ века, в частности, об Андрее Сахарове, Алесандре Мене и других, кто выступал против антидуховности страны. Но пришлось всё подсократить, потому что концовка явно перевешивала по сравенению с главами "Слова". И ещё. Основная моя цель в этом неожиданном произведении была - показать старцев России, раскрыть понимание духовности( мало кто знает, что это такое по отношению к России) и показать нашу ( сегодняюшнюю) Веру в её судьбу. А она немыслима, если не изучать наследие этих великих старцев. Писать в таком стиле для меня было очень трудно, т. к. я ещё совсем не умела писать(это было в 90-х годах прошлого века, когда я только осваивала поэтические жанры и вообще после долгого перерыва обратилась к поэзии.