Александр Белявский - геолог и артист

Александр Ясень-Горелов
            (САГА О ВОЕННЫХ МАЛЬЧИКАХ)

   Когда 8-го сентября по полусонной Москве стремительной
молнией разлетелся паскудненький "шепоток", что Александр
Борисович "сиганул в окно", то первой-же говорун, от кого
я услышал этот вопиющий маразм, был ошарашен моим вопросом -:
" Му ...-ла! А ты знаешь, что такое - "поле" и "геолог-поисковик"?..
   Артиста - Александра Белявского знает(точнее мечтает, что - знает)
вся Россия(точнее - весь Экс-СССР), а вот о геологе - Саше Белявском,
могут судить только те, кто либо сами работали вместе с Ним в "поле",
либо работали хоть и не с Ним, но - в аналогичных условиях.А работа
в "поле" 50-х, хоть и отличалась от работы в "поле" 70-х(когда там
привелось работать уже мне), но - весьма незначительно.
Всё тот же 20-ти килограммовый рюкзак, всё та же промокшая насквозь
от пота телогрейка и всё те же 25-ть, а то и 40 километров "маршрута"
за день в сплошном облаке "тумана" от мириад комаров, мошки и гнуса
по три месяца в году, при плюс 30-ти градусах.
Или аналогичные "нагрузки" в те же 30-ть градусов,
но уже - мороза и не три месяца,
а целых полгода :
   
   Сырая тяжесть сапогов,
   Роса на карабине -
   Кругом тайга, одна тайга
   И мы по-середине.
   Письма не жди, письма не жди -
   Дороги опустели.
   Идут дожди, одни дожди
   Четвёртую неделю...

   ...И 10 лет, и 20 лет,
   И ни конца, ни края -
   Олений след, медвежий след
   Вдоль берега петляет.

   ...Тяжело пролетит незнакомая птица,
   В тишине камыши осторожно вздохнут.
   Недовольный медведь над водою склонится -
   Капли с морды в гремучий ручей упадут.

   Не сердись, а собраться мне в путь помоги.
   На рассвете опять я начну всё сначала.
   Ночью ветер принёс хвойный запах тайги -
   И дорога под сердцем моим застучала...

   ...Стал тяжелей на подъёме рюкзак
   Врезался лямками в плечи жестоко -
   Это ты сделал ещё один шаг
   К цели далёкой, к цели далёкой.

   Этих шагов ещё тьма впереди.
   Сам себе выбрал ты путь необычный -
   Стискивай зубы и дальше иди
   Шагом привычным, шагом привычным.

   Только тогда, когда всюду пройдёшь
   Верность и клятву храня. как присягу -
   Ты настоящую цену поймёшь
   Каждому шагу, каждому шагу...

   Это - строки из прекрасных песен времён
геологической юности Александра. А теперь -
несколько строк Автора:

   Были - ожиданья, километры.
   Были, но - остались за спиной
   Встречи - в декабре, прощанья - в мае,
   Снег Тимана и Каршинский зной.

   Что осталось? Пыльная квартира,
   Ломкая, в крахмале, простыня.
   Сквер на Пресне - поседел от пыли.
   И на лавке - поседевший я.

   Но таковых в московской "актёрско-тусовочно-
журналистской" среде Первопрестольной(видимо -
кроме меня)- мало, или были, но уже - "как мамонты"...
   Дебилы, которые рассуждали об, якобы, самоубийстве, -
абсолютно не могут представить себе психо-физиологию
"военного мальчика" 1932-го года рождения, который
прекрасно видел и понимал абсолютно всё, что на самом
деле происходило в Стране(как это видели Его "пагодки" -
Василий Шукшин, Владимир Высоцкой, Джемма Фирсова,
Вадим Спиридонов, десятки сотни и тысячи-тысяч других
"военных детей".
   Я - хорошо знаю их: я - рос под их пристальным
"приглядом", а они - "матерели" на моих глазах...
   Юрий Визбор - один из них писал :

   "...Много знали мы, дети войны -
   Дружно били врагов-спекулянтов...
   Вот стоит подпирая забор
   На войну опоздавшая юность...")

   И один их Них - стремившийся к максимально возможной,
если и не "свободе", то - к максимальной "автономности" -
восемнадцатилетний  "военный мальчик" -
Саша Белявский.
   А одной из самых "независимых", от окружающего Страну
абсурда, "сред обитания" - была именно "полевая геология"
(об этом чудесно писала и пишет прекрасный литератор
и давняя "геологиня" Анна Масс - сама одна из лучших,
описанных Ею "Вахтанговских детей")...
   И Александр Борисович вначале выбрал "поле", а уже потом,
убедившись в в своих истинных силах, "ушёл" в Искусство,
в котором "степень свободы" весьма близка и рода душам
неспокойным, непокорным - ищущим Света...
   "2 х 2"в математике дают "четыре", а "запас прочности"
у Него был не "квадратичен", а - "кратичен". Четыре "сезона"
в прибайкальской тайге - это очень сильно отличается
от съёмочного сезона в "Форте Байард", или купания пусть
и в осенней Яузе - максимум, что некий "режиссёр" мог
предложить "актёру". А Александр не был "актёром" -
Он был(увы - был!)- Артистом, а следовательно - и Творцом,
и Борцом, и Бойцом - Монолитом...
   И мне хорошо знающему, что на самом деле, а не "в кино"
представляет собой "полевой сезон" в Восточной Сибири
и уже с 6-летнего возраста научившегося отличать "актёра"
от Артиста, - будут "лепетать", что Александр Борисович,
якобы "от бессилия", выпрыгнул в окно, как 16-летняя
школьница-полунаркоманка(от несчастной любви к какому-
нибудь соседу-студенту, у которого только-только первые
подростковые прыщи сошли с лица)!
Бред...Полнейший бред...
   "Военные мальчики" - могут спьяну повеситься, могут вскрыть
себе вены(опять-таки - спьяну), но скорее всего - Они просто
достанут припрятанный где-нибудь "ствол" и пустят себе пулю
в лоб, или в висок.
   А то, что у Александра Борисовича был где-то припрятан
"таковой" - я даже спорить не буду(не хочу быть подлецом).
Даже если Он не "залабазил" его ещё в геологи(ещё до-военная
традиция) - Ему, после "Места встречи" наверняка его подарил
кто-либо из "авторитетов"(хорошо зная по по моим личным
"геологическим временам" их сентиментальность - на 99,9%
уверен в этом)и этот ствол будет когда-нибудь найден
и помещён в "Квартиру-Музей Геолога и Артиста
Александра Борисовича Белявского" на Тишинке...

   Полуторачасовая "поминальня" в Доме Кино закончилась,
цветы уже увяли, поминальные свечи прогорели. Но наша Память
об "военном мальчике", геологе-полевке, Артисте(а не "актёре")
Александре Борисовиче Белявском зависит от нас самих.
От того - будем ли мы так же чисты и мужественны душой, как Он...

   P.S.: Не хочу сказать ничего плохого о театре
им. Евг. Вахтангова - это мой любимый театр Москвы..
Это - МОЙ Театр - я проработал в нём машинистом сцены
(в два "заезда")почти двенадцать сезонов. А "Щука" -
безусловно лучшее театральное училище России.
Но(опять -"но" - что-то вроде палача)-...
   Когда я пришёл на "поминальную молитву"
в Центральном Доме Кино в 10-30-ть("старая привычка"
машиниста сцены - вдруг "местной" постановочной части
понадобятся "запасные руки", которые лишними, как известно,
никогда не бывают)в фойе всё было прекрасно подготовлено
к траурной церемонии.И я остался у служебного входа
в надежде "перехватить" кого-либо из "вахтанговцев",
но...НИКОГО...
   Нет - венок был, но это был КАЗЁННЫЙ ВЕНОК.
Ладно - Владимир Абрамович Этуш: приуставший и от "закулисья",
и от "грызни" в СТД, но(опять-таки - "но"!)- ни от Арбата-26,
ни от "Щуки" так ни кто не подошёл в "Лобному Изголовью"
Александра Борисовича(кроме Вашего покорного слуги:
"От постановочной части театра имени Вахтангова, как меня
объявили многим сотням скорбящих не только в Доме Кино). 
   ...Многословно и нудно давал своё очередное интервью
   телевизионщикам вездесущий Владимир Вольфович Жириновский...
   ...Задумчиво оглядывал пришедших мудрый "старец"
   советского балета Михаил Лавровский...
   ...Зинаида Михайловна Кириенко с огромным трудом
   сдерживала подступающие к горлу рыдания...
   Винствующе-вопиющих маразмов в нашей жизни - полно.
   Один из них - то, что на "поминальный ужин"
   не пустили Татьяну Самойлову.
   Вопросы - есть? У меня - нет...
               
   ("Сага" - вышла в 5-й книге "Наследия" 2014 года)