В Пятигорске

Манжос Павел
Памяти Михаила Лермонтова

Опять туман на сумрачном Бештау…
Уступы вековечные багря,
Холодная июньская заря
Прошлась росой по сонному каштану.

Но минул час – и нет уже тумана,
Лишь облака разорванно летят
И небеса ожившие глядят
На пять голов земного великана.

Долины расплётенная корзина,
Эола арфа, трав зелёный плед...
Но дорог этот край невыразимо
Мне тем, что так любил его поэт.

Я снова здесь. Нелепая болезнь
Случайно привела меня к Железной,
Но жизнь его, как прерванная песнь,
Давно звала из сумеречной  бездны.

Я рано был бедою ослеплён,
Я в детстве знал недетские печали,
Но вот он, клён – его встречавший клён,
Чьи ветви думы вечные качали!

Пора свои печали завершать:
Своя утрата – это ли утрата?
Я счастлив тем же воздухом дышать,
Которым он дышал и жил когда-то.

И для меня особый альпинизм –
Бродить по тропам в утреннюю пору,
Где он лечил проклятый ревматизм
Упрямым восхождением на гору.

И пусть твердят о нарушенье правил,
Мартынов-де был колкостью задет –
Он ничего России не оставил,
Лишь пулю – ту и тот лишь – пистолет*.

Убит... Ещё один. Нелепый случай –
Прибытие актёра на Кавказ?
Поэты гибнут смертью неминучей
От зависти преследующих глаз.

Но эта смерть – из тех, когда нельзя
Не думать об искусстве лицедеев.
Спектакль у них на славу удался:
Убит? Убит! Иначе, чем Рылеев.

И не сокрыться тайному во мраке –
Пусть грудь не выест заговора гарь:
Наёмником убит поэт. "Собаке –
Собачья смерть", – промолвил государь**.

Вот  мостовая, знавшая его,
Вот домик, ставший маленьким музеем,
Мы на него отчаянно глазеем,
Не находя такого ничего.

Но там, внутри, он думал и творил
Большой роман о странном офицере,
Который, не мечтая о карьере,
Героем стал, хоть свет не покорил.

И то, что вечно, вовсе не старо:
Пусть этот миг не вечен под рукою,
Но белое невечное перо
Всё ищет встречи с вечною строкою...
(1983)
_______
*Это поэтическая натяжка: пистолеты в деле были подменены: "Сначала в деле фигурируют пистолеты, изъятые в доме поэта и Столыпина («одноствольные с фестонами с серебряными скобами и с серебряною насечкою, из коих один без шомпола и без серебряной трубочки»). Потом выясняется, что это ошибка, – пистолеты Столыпина. Появляются другие – якобы принадлежавшие Лермонтову пистолеты Кухенрейтера. Они и объявляются оружием дуэли. Но ведь в описи имущества поэта значится лишь «пистолет черкесский с золотою насечкою в чехле азиатском» – и никаких других..." Согласно проведённой экспертизе, пулю вообще не нашли - она пробила грудь поэта навылет, под углом 60 градусов - снизу вверх, что говорит о том, что Лермонтов ехал верхом, а Мартынов во время выстрела был пешим. (Неслучайное убийство Михаила Лермонтова.
Гибель великого поэта глазами современного сыщика.
(Александр Карпенко, «Аргументы Недели »,  № 26(318) от 12.07.2012 г.)
**«...В Пятигорске имелась целая группа влиятельных врагов Лермонтова во главе с генеральшей Мерлини. «Они действительно интриговали, пытались стравить с поэтом других офицеров (например, молодого Лисаневича). В конце концов, болезненно самолюбивого, комплексующего Мартынова завести удалось». («Аргументы недели», 12 июля 2012 .) «С близкого расстояния выстрелил в сидящего на лошади поэта (потому такой угол проникновения пули через тело). После чего бросился к Глебову: «Выручай, была дуэль с Лермонтовым без секундантов. Я его убил!..»
Тамара Дадианова, доктор философских наук, профессор филологических наук. Тайны Михаила Лермонтова. (Республиканская газета "Южная Осетия" № 128, 10 октября 2013 г.)

Фотогалерея инета.