Реквием Русалке

Игорь Сульг
                Погибшему российскому броненосцу «Русалка»

Когда резец освобождал
Из камня горестную деву,
Молчало море, ветер спал,
Но ангел светлый пролетал,
И зная будущий финал,
Послал благословенье телу.

Напомнил в камне Адамсон*
Главу трагедии былого,
В нём похоронен ада сон,
В нём слышен вздох и тяжкий стон,
И дева** стала эпилогом...

Резец слагал из камня гимн,
И ангел звук его направил
По глади моря, до могил,
Зарытых бурей в плотный ил,
Колеблющихся под волнами***.

Он голосами чаек крик
Распространил в глубины моря,
На плач всплывал страдальцев лик –
И список скорбный**** был велик –
Погибших душ, лишь шум прибоя

Напоминал о горьком дне,
Где смерть нашли любовь и жалость,
Где жизнь погасла в глубине,
Где каждый был наедине
С душой своей, что в страхе сжалась.

Холодной драмы той финал –
Забвенью предана страница...
Резец из камня высекал
Прощанье душам, морю, птицам...
Где реет чаек вереница,
Там вмёрзли волны в пьедестал.

Примечания:

* Амандус Адамсон (Amandus Heinrich Adamson) 1855 - 1929 – известный эстонский скульптор. Закончил Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге. 29 июля 1905 года в Севастополе был открыт памятник «В память кораблям, затопленным в 1854—1855 г. для заграждения входа на рейд», в котором им были выполнены скульптурные работы.

**Прототипом для скульптуры ангела послужила горничная скульптора 17-ти летняя уроженка Гапсаля (ныне Хаапсалу) Юлиана Роотси.

*** Городская легенда гласит, что бронзовый ангел смотрит на место катастрофы, и через сто лет и один год позолоченный крест, которым ангел осеняет все уходящие в море корабли, укажет дорогу к тем, кто лежит в морской пучине.

**** Гибель броненосца в сентябре 1893 года унесла жизни всего экипажа из 177 человек.


Фото автора: памятник «Русалка»


ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА ИЗ ИНЕТА

Гибель российского броненосца «Русалка» 7 сентября 1893 года до гибели парома «Эстония» 28 сентября 1994 года являлась крупнейшей морской катастрофой на Балтике.
Поиски «Русалки» и команды начались 10 сентября 1893 года в районе Эрансгрундского плавучего маяка, как предполагаемого места гибели корабля. Поиски, в которых участвовали 15 судов, продолжались 37 дней (до 16 октября) и были приостановлены в связи с наступившими заморозками и зимними штормами. В ходе поисков были обнаружены различные предметы и детали надстройки «Русалки». Ни один из офицеров и матросов спасён не был, место гибели броненосца обнаружить не удалось.
Семь лет спустя после катастрофы был создан комитет по сбору пожертвований на сооружение памятника. Средства собирали по всей России. Создание монумента было поручено известному эстонскому скульптор Амандусу Адамсону. Место для установки памятника было выбрано на берегу залива. С левой стороны к памятнику примыкало городское кладбище (ликвидировано в конце шестидесятых годов ХХ века). Позади в парке Екатериненталь (Кадриорг) была устроена прямая аллея, соединяющая памятник и дворцовый комплекс. Недалеко находилась конечная станция узкоколейной железной дороги. Гранитный постамент памятника изображает броненосец, разрезающий штормовую волну.
С палубы броненосца поднимается высокая гранитная скала, на которой высечены надписи „Россіяне не забываютъ своихъ героевъ мучениковъ”, увенчанная легкой и грациозной фигурой ангела. Он осеняет высоко поднятым в правой руке золоченым крестом суда, заходящие в порт и стоящие на Таллинском рейде. Общая высота монумента около 16 метров. Со стороны парковой аллеи на палубу броненосца ведет широкая лестница, которую венчает бронзовый барельеф, изображающий гибель броненосца. Постамент находится в центре розы ветров (в виде компаса), по периметру которой установлены тумбы, украшенные двуглавыми орлами и символическими мордами львов. На тумбах помещены таблички с 165 именами погибших на броненосце нижних чинов экипажа. Столбики соединены якорной цепью. Со стороны моря в гранитной скале высечены имена 12 офицеров броненосца «Русалка».
Все это позволяет рассматривать монумент в качестве символического надгробия – кенотафа. Кенотафы устанавливаются в тех случаях, когда прах погибших недоступен для погребения, но сам факт погребения имеет важное общественное значение. В девятую годовщину со дня гибели броненосца «Русалка» состоялось открытие монумента.
Журнал «Нива» за 1902 год описывает это событие так: „7 сентября в г. Ревеле происходило торжественное освящение памятника морякам, погибшим на «Русалке». В описываемый день еще с утра на берегу моря, на бульваре, стал собираться народ. Море было особенно бурным и невольно напоминало своим грозным видом о той ненастной поре, когда погибла «Русалка". Вокруг памятника был выстроен почетный караул из всех частей войск, находящихся в Ревеле. На правом фланге находилась прибывшая из Кронштадта депутация учебно-артиллерийского отряда и 16-го флотского экипажа, к которым принадлежал экипаж погибшего броненосца. В 12 часов дня к памятнику прибыли губернатор, адмирал Вульф, представители дворянства, города, всех учреждений и ведомств, учащиеся всех школ с учителями и родственниками погибших моряков. В половине первого, по прибытии министра Тыртова и адмирала Авелана, послышалась команда снять с памятника завесу. Наступил торжественный момент: завеса упала, и перед взорами присутствующих моментально предстал красивый, легкий и стройный памятник морякам «Русалки»”.

В 1903 году, к десятой годовщине катастрофы на памятнике установили и освятили бронзовый венок и бронзовый барельеф, изображающий гибель броненосца. Состоялась панихида. Сегодня оригинал барельефа хранится в городском музее, а на памятнике установлена его копия. Памятник морякам с броненосца «Русалка» пережил две мировые войны. Около памятника нередко устраивали массовые митинги и демонстрации. Так, например, 1 мая 1922 года у памятника состоялся митинг против буржуазной диктатуры, на который пришли более 20 тысяч человек со знаменами и лозунгами.
К началу сбора пожертвований и времени установки памятника место катастрофы не было найдено, однако городская легенда гласит, что бронзовый ангел смотрит на место катастрофы.
В городском обиходе памятник называют „памятником Русалке” или просто «Русалкой», он является излюбленным местом фотографирования у молодожёнов.
В 2005 году были восстановлены исторические фонари и добавлено 3 прожектора, общая стоимость работ составила 3,4 миллиона эстонских крон. Также в 2005 году Эстонская Почта (Eesti Post) выпустила серию марок посвящённых 150 годовщине рождения Амандуса Адамсона с изображением монумента «Русалка».

ПОИСКИ МЕСТА ГИБЕЛИ «РУСАЛКИ»

В конце июля 2003 года в 25 милях южнее Хельсинки эстонская экспедиция на исследовательском судне «Маре», под руководством капитана Велло Мясса обнаружила в финских экономических водах уникальный объект, поиски которого продолжались 110 лет: броненосец береговой обороны Учебно-артиллерийского отряда Российского императорского флота «Русалка». Да-да, того самого пропавшего корабля, памятник которому стал одной из самых ярких достопримечательностей Таллина! Гибель броненосца в сентябре 1893 года унесла жизни всего экипажа из 177 человек.

Когда в 1902 году, на девятую годовщину гибели корабля, в Ревеле был поставлен знаменитый памятник «Русалке», вместе с ним родилась легенда: через сто лет и один год позолоченный крест, которым ангел осеняет все уходящие в море корабли, укажет дорогу к тем, кто лежит в морской пучине. Правда, при одном условии – если к тому времени останется на земле хоть один скорбящий. Может, поэтому, у российских моряков всех поколений сложилась традиция: оказавшись в Ревеле (Таллине), навестить «Русалку», совершая один и тот же обряд. Полагалось обойти памятник вокруг и прочесть все имена членов погибшего экипажа – и офицеров, и простых матросов...

С момента установки Таллинской «Русалки» прошел ровно сто один год. Экспедиции Велло Мясса оставалось работать всего пару дней, исследовательское судно «Маре», принадлежащее эстонскому морскому музею, должно было возвратиться в Таллинский порт. Квадрат, который прочесывали эстонские специалисты, был выбран после долгой работы в архивах и представлялся наиболее вероятным местом нахождения «Русалки». Надо ли говорить, что после более чем вековых поисков, производившихся самыми разными командами и отрядами, шансов найти бесследно пропавший корабль было очень немного.
Однако когда на экране сонара появилось темное изображение странной формы, предчувствие подсказало членам экипажа, что „тень золотого креста” указала-таки легендарную могилу. На следующий день штормило, и погружения пришлось отложить. Однако ни о чем другом экипаж думать не мог, снова и снова возвращаясь к разглядыванию сонарных снимков.
На глубине в 74 метра кормой вверх, почти вертикально (примерно под тем же углом, под которым держит свой крест ангел над памятником), возвышался мертвый корабль. Первое же погружение эстонских водолазов Кайдо Перемееса и Индрека Острата подтвердило предположение: это «Русалка».
„Корабль стоит почти отвесно, как тридцатиметровый дом, необычайно глубоко уйдя острым носом в глинистое дно. Мы исследовали корму, левый борт, правый. Стараясь не запутаться во множестве тралов, обмотавших «Русалку», тихо двигались вдоль броненосца и поражались тому, как прекрасно он сохранился. Под сильными прожекторами ярко блестели ходовые винты со специфической формы, изогнутыми лопастями. Мы снимали подводной камерой все, что видели: чистый и крепкий корпус, иллюминаторы, световые люки”, – рассказывают водолазы.
Спустя несколько дней собранные материалы и фотодокументы Велло Мясс передал российскому посольству в Эстонии: „Мы не проникали во внутрь корабля, – подчеркнул он. – Подводная могила осталась неприкосновенной. Но собранных сведений достаточно для того, чтобы сделать окончательное заключение. Совпадают все параметры, длина и ширина корабля, равно как и увиденные детали говорят о том, что ошибка практически невозможна. В идентификации «Русалки» нам помогали и финские водолазы, пришедшие к такому же заключению, что и мы.
«Русалка» успела пройти две трети пути от Ревеля к Гельсингфорсу, когда случилась трагедия, подводная могила расположена в финских экономических водах. Решать дальнейшую судьбу находки будет российская сторона, это боевой корабль, и члены его экипажа служили на Императорском флоте (Финляндия в те времена, как и Эстония, входила в состав Российской империи)”.

P.S.
Эстонский исследователь Велло Мясс передал фильм, снятый водолазами, в Россию через посольство Эстонии.
„Это российский боевой корабль, и, наверное, Россия должна решать, что с ним делать дальше, – считает Велло. – Вряд ли есть смысл поднимать его, но дополнительно исследовать можно. Мы отдали честь кораблю, однако, возможно Россия захочет провести специальную памятную церемонию, вспомнить поименно тех, чьи имена высечены у памятника «Русалка» в Таллине. Возможно, живут на свете потомки моряков, которые смогут приехать”.

Место гибели «Русалки» можно увидеть здесь: http://russbalt.rod1.org/index.php?topic=1777.0