К иллюстрациям Г. Доре к Ветхому и Новому Завету

Голоса Петербурга
            43 стихотворения (из 48)
 
            2. Сотворение Евы. (Быт. гл. II, ст. 18 – 24.)
               
        Я Ева, я твоё ребро,
        Из тела вышла твоего.
        Я рана, ранила тебя,
        Так Бог хотел, прости меня.
        Велел мне он с тобой идти,
        Но сбилась я совсем с пути.
        2002

           3. Переселение Авраама в землю Ханаанскую. (Быт. гл. VII, ст. 1-6.)
               
Закат сгорал, и золотом руна
Была покрыта вся земля.
Пылало золото далеких облаков
Над цепью сглаженных холмов.
Шел Авраам и вся семья,
Рабы и слуги, и родня,
Верблюды шли, как корабли,
И волны стад текли, текли –
Так вел Господь, путем своим,
Его к вершинам золотым.
2002


            4. Явление Господа Аврааму у шатра. (Быт. гл. XVIII, ст. 1-33.)

Бог триедин. Не каждому дано
Три сущности собрать в одно.
Кочевника свободная душа
Застыла в золоте несдешнего огня,
И был прозренья чуден миг,
Когда он смысл любви постиг.
2002


           5. Истребление Содома и спасение Лота. (Быт. гл. XIX, ст.1-30.)               
       
        Тот мир давно покрыла тьма,
        Беги скорей – там зло. Нельзя,
А я взяла и оглянулась,
        Столпом из соли обернулась,
Остановилась, не уйти,
Так и стою на полпути.
Семья ушла, а я мертва.
Я соль, застывшая слеза.
Нельзя смотреть на боль души,
Как зло горит в огне любви!
2002

            6. Изгнание Авраамом Агари. (Быт. гл. XXI, ст. 9-14.)               

Ах, Авраам, рабыня – не жена,
Но сын-то твой, душа твоя.
Одна в пустыне. Боже мой!
Что сделал ты с своей рабой?
Прекрасен гордый бедуин –
Свободный, сильный дух пустынь.
И Бог помог, но взгляд горит
Позором тех, былых обид.
Нет рабства, нет уже клейма –
Пустыня выжгла все, дотла.
Но страшен дикий, тёмный взор,
Как ночь, как вечный приговор.
        2002


            7. Иаков у Лавана. (Быт. гл. XXIX, ст. 1-20.)               

Весь свет любви – одна лишь ты,
Прекрасная любовница мечты,
Весь мир, все радости земли
И Божья воля тоже ты –
Рахиль, с кувшином у воды.
О, жажда вечная любви,
Любой ценой, но утоли.
Дай мне испить, роди детей
И будь всегда, всегда моей.
        2002

          
    9. Моисей в тростнике у берега Нила. (Исх. гл. II, ст. 3.)               

        Есть духи светлые в ночи,
Есть духи светлой красоты,
И Моисея на руках
Они качали в тростниках.
        Он плыл, и был его покой
Овеян светлой красотой.
Бессильны были силы зла
Пока душа его спала.
        2002

            10. Моисей и брат его Аарон перед Фараоном. (Исх. гл. VII, ст. 8-10.)               

Змея, пожравшая других –
Всё символы веков былых,
Всё грани вер и мятежей,
Жестоких и чудовищных идей.
А Бог зовет, и нет конца
        Пустыне выжженной дотла.
        Сквозь тьму египетских ночей,
Сквозь боль и слезы матерей,
По окровавленной воде
Он вёл народ к святой земле.
Туда, где рабства больше нет,
Туда, где будет виден свет,
Где содрогается гора,
И Божий глас в бреду огня
Опять зовет, ведёт с собой
И обещает рай земной.
        2002


           11. Поражение первенцев египетских. (Исх. гл. XXI, ст. 29 и 30.)               

Бог возлюбил евреев. Только мать,
За что она должна страдать?
Как пережить, чем искупить
Судьбы невинной порванную нить?
        О, Ангел, Ангел, Боже мой,
Но Бог тогда ли был с тобой?
Не отличить добро от зла,
Бесцельна боль, и жизнь темна,
        И Ангел, светлым палачом,
        Пришёл карать своим мечом.
        2002
.
           12. Моисей сходит с горы. (Исх. гл. XXXII, ст. 15 и 16.)    
               Наказание Корея, Даoана и Авирона. (Чис., гл. XVI.)               

Разверзлись камни. Дети, жены –
Все в ад, в шеол и в никуда.
        Не смей перечить никогда!
Я на земле один пророк,
Я верю, мне поможет Бог.
Вот ваш закон, вот ваш завет,
        На много-много тысяч лет
Я даже тысячи смертей
Готов на совести своей
Нести до самого конца.
Не оробей, заставь, убей,
Иди за мной, пророк Иисус.
И я не трус, и ты не трус.
Не бойся совести, пророк.
Вот наш ковчег, и вот наш Бог.
Во имя рода своего
Будь, как и я, готов на все:
        Убей младенцев, жен, детей,
Землей и домом завладей    
        Гуляй,люби в чужих садах
На той земле, где мед, где прах,
Где будет вечно жить народ,
Который больше не умрет.
        2002

           13. Изведение Моисеем воды из скалы. (Чис. гл. XX, ст. 1-11.)               

Был свет и зной, и день, как ад,
И был отрезан путь назад,
И люди падали, и камни жгли ступни,
И дети плакали, и не было воды.
Как трудно жажду утолить,
Огонь безверия залить,
Но, вот, разверзлась в миг скала,
Потоком хлынула вода,
И мир стал свет и блеск любви,
И Бог опять воскрес в груди.
        2002

   14. Медный Змей (Чис. гл. XXI, ст. 4-9.)               
 
Спасет ли Медная Змея?
Спасет. Тем вера и жива.
Ведь для спасения людей,
Подчас, хорош и Медный змей.

"Не нянька я народу своему”,
Но я его люблю, люблю.
Я изнемог, пусть медный змей
По воле Бога, дух людей
Надеждой, верой исцелит!" –
        И Моисей все говорит
О страхе божьем, о земле,
О меде, меде, молоке,
Но всё дороги, нет конца,
И всё земля не та, не та,
Всё только этот пресный хлеб,
Да Божий гнев, да вечный грех,
Да богоизбранный еврей,
Не побоявшийся смертей,
Во имя Бога и любви
Творивший ад и боль войны.
        2002

            15. Иисус Навин останавливает солнце. (Иис. Нав. гл. X, ст. 12-14.)
                Явление Ангела Иисусу. (Иис. Нав. гл. V, ст. 13-15.)               

И расступались воды,
И падали сражённые народы.
Он солнце мог остановить!
Вел убивать и мог убить.
С ним Ангел был среди людей,
Но мир, ничуть не стал добрей.

О, сущность вечная любви,
Кого тогда спасала ты?
Наверно, будущую мать
Христа, что будет так страдать,
Любовью, верой исцелять,
Вочеловечивать, прощать.
        2002

             16. Смерть Авимелеха. (Суд. гл. IX, ст. 22-57.)               

        Убей меня, убей мой друг.
        Я не умру от женских рук.
        Позор Сисары не по мне,
        Что бабой был убит во сне.
        Да я убийца, я жесток,
        И проклят я, пришел мой срок.
        Пусть сын рабыни, но не раб.
        Мой брат свободный мне не брат.
        Я был царем, я снял ярмо,
        Убей меня, мне все равно.
        2002

            17. Дочь Иефоая, ликующая при встрече отца своего.
                (Суд. гл. XI, ст. 1-35.)               

Исполнил свой обет.
       Уж лучше б ты сгубил себя.
Так просто и легко убить свое дитя.
Ту, что прекрасней всех, милей
И ближе всех других, людей,
Ту, что еще и не жила,
Ту, что любила лишь тебя.
Твой грозный Бог тебе помог,
        Но, как же ты, увы, жесток,
        И не пришла еще пора
        За всех страдавшего Христа.
        2002       

           18. Смерть Самсона. (Суд. гл. XVI, ст. 19-31.)               
            
        Ты предала – и я во тьме,
        И свет погас, и тьма во мне.
Ты предавала много раз,
Но Бог меня сейчас не спас.
Мои враги, в предсмертный час
Я все равно сильнее вас.
Я все равно тебя сильней,
И Бог со мной во тьме моей!
        2002

   20. Вениамиты похищают дочерей в Силоме. (Суд. гл. XXI, ст. 19-23.)
               
Своих прекрасных дочерей
Не сберегли. Эх вы, Вениамиты!
Не отстояли матерей,
И больше нет у вас детей –
Все ваши женщины убиты.
Левит жену свою отдал
Спокойно вам на поруганье.
Жестоко слишком наказанье.
Вы похотливей, но честней,
Чем те, кто ваших сжег детей.
        2002

           21. Ноеминь и ее снохи. (Руфь гл. I, ст. 8-22.)

        Есть подвиги любви,
Не только подвиги войны.
Руфь, дочь земли другой,
Дочь женщины совсем чужой.
Но все законы, всех земель –
Одна любовь, лишь ей и верь.
И ей поверивший однажды на всегда,
Не пожалеет никогда.
Чужой ребенок, но любим –
Он мой, останется моим,
Чужая мать – ты мать моя,
Ведь я люблю, люблю тебя.
        2002


            22. Возвращение ковчега. (1 Цар. гл. VI, ст. 1-13.)

Вернулся дух, и день ослеп
В ветхозаветной простоте.
Как много света на земле!
Как хороша моя земля,
Что Богом мне самим дана!
Вот крылья ангелов,
И хочется летать,
И на колени в поле встать
Среди колосьев золотых
Благословляя всех святых
За этот миг, за миг любви,
За этот свет в моей груди.
        2002

               
      23. Рицпа стережет тела своих детей. (2 Цаp. гл. XXI, ст. 5-11.)

Повешены, и высохли от зноя,
И мать тогда не умерла.
        Всё жертвы чьей-то дикой воли
        Всё голуби на жертвеннике зла.
       
        От голода не умерли, но солнце
Сожгло любовь безумием огня.
Как ночь ужасна и пуста,
И нет еще в душе Христа –
Мир не дорос до этого креста.
        2002
               
            24. Ангел приносит пищу пророку Илии. (3 Цар. гл. XIX, ст. 5-8.)

Прозрачно-белый, известковый,
Покрыт, как бабочка пыльцой,
Влетел в горячий свет и зной.
Принес откуда-то еды
Посланник Бога и судьбы.

Народ, идея, Бог, борьба –
Пророк один и жизнь одна.
Один-единственный пророк.
"Я обессилел, изнемог
В слепящей этой пустоте,
Я одинок, и страшно мне,
Мне эту ношу не снести,
Но Бог велел народ спасти" –
        И вот пустыня, пыль дорог
И ангел – белый мотылек.
        2002  

            25. Илия возносится на огненной колеснице. (4 Цар. гл. II, ст. 1-13.)

Метал и молнии, и громы,
Сжигал живых людей –
Война религий и идей,
Всё та же древняя война,
Всё не кончается она.

Жрецы заколоты, и трупы сожжены,
И жертвенники все осквернены
Во имя избранного рода,
Во имя божьего народа.

И вот, на огненных конях,
Пророк, в кипящих облаках
На колеснице, в дымной тьме
Горит на медленном огне.
        2002


    26. Смерть Гофолии. (4 Цар. гл. XI, ст. 20.)

Мать, истреблявшая детей,
В звериной сущности своей.
Царицы хуже всех блудниц –
Власть, как вино, для всех цариц.
Но отрезвление пришло,
И капище народом сожжено,
И знает внук: " Пришла пора,
Я царь, и бабушка моя,
Всего лишь, прах у ног моих,
Прах, убивавший всех живых.
        2002

    27. Ангел истребляет войска Сеннахирима. (4 Цар. гл. XIX, ст. 35.)

Меч окровавленный. Прекрасна и страшна
Крылатая, нетленная судьба.
Как умереть от ангельской руки?
Бывают ли такие палачи?
Как может так наказывать Господь?
И чем потом душе помочь?
Что будет делать бедный дух,
Убитый Ангелом, как тягостный недуг?
        2002


            28. Товия и Ангел. (Тов. гл. VI.)

Пришел и жил среди людей,
        И даже не узнали.
        Прекрасен, в мудрости своей
        И полон чувственной печали.
Но все поверили ему
        Так бесконечно полюбили,
        За всё, за всё благодарили,
Хотели много денег дать
И не хотели отпускать,
И даже если б не сказал,
И даже если б не летал,
Свет, был бы светом на земле,
А Ангел, Ангелом в душе.
        2002
    

    29. Ангел Рафаил отходит на небо в виду семейства Товита. (Тов. гл. VII.)  

Слепящий свет, так четки тени,
На стенах дома виноград,
В душе людей цветущий сад,
Легки, прозрачны облака.
Как жизнь прекрасна и проста!
И Ангел есть, и рядом Бог,
И не забыл, и всем помог.
        2002            

             30. Иудифь показывает голову Олоферна. (Иудифь гл. XIII, ст.15.)

Юдифь, права ли ты
В своем безумном ослеплении?
Ведь подвиги любви,
Не подвиги предательства и мщения,
Постель – не место для меча,
А слава женщины – не слава палача.
Но город выстоял, и память нетемна.
Ах, женщина – печальная судьба!
        И подвиг твой, прославленный в веках,
Остался кровью на руках.
        2002

     31. Царица Астин не повинуется приказаниям Артаксерса.
         (Есф. гл. I, ст.10-12.)

Красавица-гордячка не нужна,
Нужна покорная жена,
Служанка собственного рода,
Другого, чуждого народа.
Зачем страдать, зачем любить,
Рабыне легче победить
В постели глупого царя,
Ведь царь и сам, лишь раб раба.
        2002


     32. Иов на куче навоза. (Иов гл. II, ст. 8 и 11-14.)

Все пережил и смерть детей,
        Но верил в Бога до конца.
Как вера первобытная чиста!
И нажил все, и жизнь полна.
А как же память, где она?
Где силы взял, чтоб всё забыть?
От Бога? Очень может быть.
Дал Бог забвенья, не дал боли,
Душа, которой не дал воли,
Водой из Леты напоил,
Ты и не умер, и не жил.
        2002

            33. Бог погубляет Левиофана.
      (Видение пророка Исайи.)

Чудовище, волнующее вновь,
Мой страх и ужас, как любовь.
Не убивай исчадье тьмы!
Есть в бездне бездна красоты,
Но ад не может быть прекрасен,
Хоть мир без ужаса – ужасен.
Я та же тьма из всех могил,    
Я тот же ужас тёмных сил.
Чудовище, живущее в крови,
Ты тоже часть моей души.
Я все-таки попробую сама
Избавиться от собственного зла.
Мне жаль, что я живу и тьмой.
Прости меня и будь со мной.
        2002

    34. Видение пророка Иезекиля костей человеческих.
        (Иезек. гл. XXXVII, ст.1-14.)

И кости ожили и вышли из могилы.
Вот кожа, тело, руки, жилы.
Здесь, на земле обетованной,
Призвал зачем-то. Боже мой,
Ну что ты делаешь со мной?
Исчезло все давным-давно.
Ты жизнь вернул. Зачем, за что?
Судить. Чего теперь судить?
Уж лучше было бы не жить.
И я сама себе судья,
И я могу судить себя.
Я осознала, поняла,
Вот только жизнь давно прошла.
И как теперь мне искупить?
Вернуться в прах и снова жить?
Жить прахом снова во плоти?
Прости, пожалуйста, прости.

        Вернул. Теперь не убивай,
Меня назад не забирай.
Я тоже часть твоей души,
Я тоже свет твоей любви.
Вот и оставь свой свет во мне
Для светлой жизни на земле.
        2002


    35. Видение пророка Захарии. ( Зах. гл.VI.)

В дыму, на дьявольских конях
Взлетели ангелы, и лучики в руках.
Взнуздали бешеных коней
Над дикой пропастью теней.
Зачем крылатым бег коня?
Зачем взнуздали силы зла?
Все в блеске юной красоты
Куда летят, зовут они?
Из света в свет. Крылатый бред,
А Бог опять прислал рассвет.
        2002

            36. Маги, путеводимые чудесной звездою. (Матф. гл. II, ст.1-12.)

Зажглась звезда,
И маги поняли, она,
Проснулись ночью, и пошли
Дорогой лунной тишины.
Родился светлый Бог любви.
        Среди библейской, древней тьмы,
И воплощенная душа
Уже звала, уже вела.
За гранью смерти путь любви
Давно предвидели они.
        2002

            37. Бегство в Египет. (Матф. гл. II, ст.13-15.)

Пустыня блещет. Вся она –
Сияние закатного огня.
Мать так испугана,
        И так прекрасен мир,
Так, гармоничен, полон сил.
Жестокость, горе. Боже мой!
И свет – сияющий покой,
И жизнь у матери в руках,
Вся эта боль и вечный страх,
Все море пламенной любви
Таинственной, божественной судьбы.
        2002

            38. Крещение Иисуса Христа. (Матф. гл. III, ст.13-17; Мар. гл. I,
                ст. 9-11; Лук. гл. III, ст. 21-23.)

Красив. А как иначе может быть?
Он Бог. Божественно прекрасен.
Так чуден день, и мир так ясен,
И прост, спокоен божий свет,
А зла и не было, и нет.
Не будет казни и креста,
Позорного, тернового венца,
Не будет тьмы, и смерти нет,
Есть только этот вечный свет –
Свет воплощения любви
Его, божественной судьбы.
        2002


     39. Иисус идет по водам. (Матф. гл. XIV, ст. 24-34; Мар. гл.VI,
                ст. 48- 53; Иоан. гл.VI, ст. 18-21.)

Вода прозрачна и светла,
Закат, чуть тлеют облака,
И светлый Бог в его огне
Идет по призрачной воде.
Ветхозаветная земля
Дождалась нового царя,
А он не царь, он просто Бог,
Так бесконечно одинок,
И кто-то машет вдалеке,
Рукой, на утлом челноке.
        2002


            40. Встреча блудного сына отцом. (Лук. гл.XV, ст. 20-32.)

Так долгожданный и родной
Вернулся сын, пришел домой.
Несчастья, глупость, мотовство –
Ничтожно всё, и всё прошло.
Остался светлый миг любви,
И сын, прижавшийся к груди.
2003


    41. Ангел ободряет страждущего Иисуса. (Лук. гл. XXII, ст. 43-44.)

Ты человек, и боль любви тебе знакома,
Как мера зла и мера красоты,
Как мера собственной души.
А Ангел был божественно прекрасен,
И рядом с ним распятый мир
Был так красив и так ужасен.
И боль была еще сильней
В душе просвеченной твоей.
2002

    42. Тьма, бывшая по распятии Иисуса. (Матф. гл. XXVII, ст. 45;
                Марк. гл. XV, ст. 33; Лук. гл. XXIII, ст.44-45.)

        И тьма, гроза и Бог распятый
В просвете туч, как приговор.
И нет надежд, есть только боль,
Да женщины у страшного креста.
Распята светлая душа.

Как быть, когда его не стало?
Как все опять начать сначала?
Но нужно жить и хоронить,
Но нужно верить и любить.
И будут верить до конца,
Любившие, узнавшие Христа.
2003


    43. Вознесение Господа на небо. (Мар. гл. XVI, ст. 19; Лук. гл. 24,
                ст. 50-51; Деян. гл.I, ст. 4-9.)

Пришёл, жизнь высветил собой.
        Своей любовью и судьбой.
Ушёл, но только зло осталось.
И жизнь, и смерть – все состоялось.
Осталась мать, ученики,
Остался светлый миг любви,
Осталось то, чем можно жить,
И мир от зла освободить.
        2003


    44. Сошествие Святого Духа. (Деян. гл. II, ст. 1-4.)

Что может быть светлее Света?
Одно мгновенье, миг один,
Познанье, как и вдохновенье,
Свет недоступных нам глубин.
Но в свете высшего познанья
Жизнь – не иллюзия всезнанья,
А  путь, что труден и суров,
Путь воплощения в любовь,
В свободу в Боге, в вечность боли,
Путь созидания и воли.
        2003


     46. Смерть, – видение святого Иоана Богослова. (Апок. гл. VI, ст. 8.)

Смерть, но чего? Материи, души,
Той светлой сущности, что в нас,
А может той, в которой мы?
Чудовище на дьявольском коне,
Ты прах, или бессмертие, живущее во мне?
Бессмертия такого не хочу,
Свободу смерти в этом не ищу.
Змеиный хвост для матери-земли
Оставлю здесь, а там, другие сны.
Смерть не коса – она зерно,
И видит Бог, проращено оно,
Ведь сущность светлая не может умереть,
Вся эта тьма – чужая смерть.
2002


              48. Видение Нового Иерусалима. (Апокал. гл.XXI, ст. 1-4)

Из скал, единою скалой,
Прекрасный город неземной
Возник, просвеченный сияньем –
Любовь из скал, ее дыханье.
Жемчужный город и хрустальный,
И город-боль многострадальный,
Святой, овеянный крылами,
Не здешними сияющий огнями,
Куда придти мы все должны
Из царства зла, из царства тьмы,
Где Бог един, и нет вражды,
Где мудрость светлая любви
Глядит в глаза, зовет в полет
И не исчезнет, не умрет.
2003
                ________________