Media no future?

Лиза Лукашина
18 октября в главном здании Московского государственного лингвистического университета прошла встреча с заместителем гендиректора РИА Новости, а также главой медиа-лаборатории РИА Новости, Василием Гатовым. Тема выступления – «Современные тенденции в развитии СМИ».

«Форсайтовый взгляд в будущее массовой информации», такое определение дает Гатов, выполненному медиа-лабораторией РИА Новости по заказу Роснано и Сколково, проекту, созданному для аккредитации в рамках форума «Инновации».
Мир в том виде, в котором мы знаем его сегодня, уже через 20 лет потеряет прежний облик, оставив без изменения лишь некоторые его элементы (в том числе и в области коммуникации). Затрагивая тему современных тенденций в развитии и дальнейшей модернизации технологий, не стоит забывать о ряде вопросов и проблем, возникающих в сфере массовой коммуникации, общественных отношений, коммуникации вообще. «Создавая видение будущего, ты постоянно гуляешь между утопией и антиутопией, вещами, описывающими позитивные и негативные направления развития», говорит замгендиректора РИА Новости.

Неспроста 20 век был объявлен веком медиа – объем значений медиа в обществе вырос больше, чем в 100 раз.  Потребление коммуникаций сегодня – это около 120 часов в неделю (сравнивая с потреблением в начале века – на 118 часов больше). Современные гаджеты (в частности, социальные сети и иные мобильные информационные каналы), реализовавшие возможность быть «онлайн» в любой точке города, страны и даже мира, дарят своим обладателям рекордное время – 168 часов в неделю.
Сегодня в мире существуют тренды, которые невозможно не заметить. Каждый день, в каждой профессии, связанной со СМИ (будь то реклама или пиар), мы сталкиваемся  с тем, что определяет для нас и реальность, и социальный прогноз: стабильными на сегодняшний день (в них не происходит ничего тревожного с точки зрения процессов, рекламы, финансов и внимания людей) являются медиа. Прежде всего, это, конечно же, вэб. Но вэб, по мнению Гатова, столкнется с проблемой пограничного роста. Количество людей, имеющих доступ к сети Интернет, а также пользующихся ей, составляет 2-3 млрд. всего населения Земли. При чем, реальную потребность будут испытывать только около 2,5 – млрд., остальные – или не располагают девайсами, или временем. Происходит то, что называется взрыв мобильного интернета, взрыв мобильного контента (новый набор свойств) – именно того, что не присуще обычным ПК.

3 технологии поставлены текущим прогрессом под пересмотр:

1. Печатные СМИ.
Проблемы, накопившиеся с годами (бизнес от книг, журналов и газет), вероятнее всего, решены не будут. Проблема состоит в том, что данная отрасль уже 20 лет теряет финансирование и деньги или не может найти новые каналы. Статистика США приводит следующие цифры: за 5 лет общий оборот газет более чем в 2 раза. Как правило, индустрии, переживающие такие сокращения, не возрождаются.

2. Наружная реклама.
Из-за неэффективности наружная реклама теряет свои функционные преимущества. Причина: она не интерактивна. Технология, которая позволила бы стать наружной рекламе активной, сегодня не доступна для массового производства.
Новости – больше не главная составляющая СМИ и с точки зрения печатных каналов воспринимаются как «комьюнити», то есть товар, существующий без их участия: расходы на отделы новостей, сбор информации, ее анализ и верификация в традиционных СМИ уменьшаются.
Главным способом размножения информации был и есть печатный станок. Станок – это сложное устройство, стоимостью превышающий десятки миллионов евро. Если оборудование вовремя не сменить, качество продукции, скорость ее производства, а также запас капитала для дальнейшего обновления, постепенно исчезнет. Как только это произойдет, начнется уменьшение производства, а значит, уменьшение потенциальной выручки, инвестиционного рычага, а затем и вовсе «death of pearl».

3. Оригинальный, эксклюзивный контент не является основой для достижения успеха у аудитории.
Также были затронуты проблемы доступности контента (современное поколение не привыкло покупать что-либо, получает все бесплатно – учебники, книги, музыку и др.), цензура СМИ, отношения власти и общества.
Государство всегда пыталось контролировать три вещи: 1. Ценность, 2. Поведение пользователей, 3. Проблема открытия данных. Никто не хочет открывать данные, но все хотят их получать.
 
Опираясь на современные тенденции развития СМИ, можно выделить сложный набор следующих факторов:
1) Пропасть между поколениями (отношение к жизни, обществу, семье, обязанностям).
2) Миграция (все страны относятся негативно, кроме США). Нетерпимость будет всегда из-за политических и экономических соображений. У СМИ нет решения этого вопроса. 
3) Цифровой разрыв (Тач-технологии).

Тенденция к объединению мира постепенно возрастает. Из любой точки планеты можно будет получить доступ к сети, потому что это необходимо, выгодно и удобно.
Неизбежно перемещение в сеть всех способов коммуникации. Они станут надежнее, чем что-либо. Профиль в социальной сети станет лучше, чем паспорт, ведь он лучше, чем паспорт, а главное больше и подробнее рассказывает о личности человека.
Коммуникация постоянно будет находиться под воздействием социализации. Люди будут наблюдать за тем, что происходит в социальных сетях в режиме реального времени: кто и что читает, кому что нравится и т.д.
Вся коммуникация будет контекстуализирована на уровне девайсов. То есть, находясь в определенном месте, человек будет получать информацию о нем, контент.
Все это значит, что к концу 2020 года мы забудем слово «телеканал», видео будут производиться постоянно с помощью глазных камер и др. Телеканал станет совокупностью брендов. Ведь больше не имеет смысла создавать расписания вещаний. Человек сам сможет выбирать то, что именно он хочет посмотреть в данный момент.

Факторы, которые окажут влияние на работу будущих медиа-работников:
1. Дисплеи станут неотличимы от бумаги. 
2. Протокол безопасности (новые формы обеспечения защиты информации).
3. Проблема голографического изображения будет решена.
4. Проблема пропускной способности сети.
5. Контент будет собираться в соответствии с личными предпочтениями владельца.
6. Возможна тенденция к сокращению телеканалов.

Несмотря на непрерывную модернизацию современных технологий и СМИ в целом, люди боятся перемен, сопротивляются одной точке зрения. Безусловно, она будет существовать чуть позже, но будет.
На смену старому миру приходит мир новый: мир, в котором проще разрушить старую модель, чем придумать новую; мир, в котором проще взять, чем отказаться. Казалось бы, жить в нем страшно, но, все-таки, очень интересно. «Я, будучи человеком второй половины, дико завидую тому, что вам предстоит прожить 21 столетие, которое будет мощным, интересным, абсолютно цифровым и абсолютно интерактивным».

Лиза Лукашина