Кострома - Ипатьевский монастырь

Ольга Мальцева-Арзиани2
  Ипатьевский монастырь расположен на стрелке между Волгой и рекой Костромой. В широком разливе вод поэтически величаво рисуется живописная панорама монастыря с его зубчатыми каменными стенами и башнями, золочеными куполами собора, выразительными гражданскими постройками. Местоположение монастыря на важной торговой магистрали сделало его своеобразным ключом к городу.
           Ипатьевский монастырь впервые упоминается на страницах летописей в 1432 году, но создан он был значительно раньше. Монастырская легенда, записанная в XVI веке, относит время создания его ко второй четверти XIV столетия. Она рассказывает о том, что Ипатьевский монастырь был основан выходцем из Золотой Орды, знатным татарским мурзой Четом, который добровольно перешел на службу к великому князю Ивану Даниловичу Калите. Когда Чет плыл по Волге, повествуется в легенде, он тяжело заболел и сделал стоянку на месте, где ныне стоит монастырь. Во сне Чету явилась Богоматерь и обещала исцелить его, если он построит обитель в честь апостола Филиппа и святителя Ипатия. По прибытии в Москву Чет принял христианскую веру, получив при крещении имя Захария, и испросил у великого князя разрешения на закладку монастыря во имя св. Ипатия на месте "чудесного" исцеления. Захарий стал родоначальником костромских вотчинников Зерновых, Сабуровых, Шеиных, Вельяминовых-Зерновых и Годуновых - знатных боярских  фамилий, покровителей монастыря.
           Приход Годуновых к власти сопровождается щедрыми пожертвованиями Ипатьевскому монастырю. В результате пожертвований Годуновых и других лиц земельные владения монастыря к концу столетия возросли вчетверо. По количеству земляных владений монастырь занимал четвертое место в ряду крупнейших русских монастырей. В 1595 году Борис Годунов дал Ипатьевскому монастырю двор в Москве, в Китай-городе, а в 1603 году - два дома в Костроме. Ипатьевский монастырь стал называться "лаврой". На средства Годуновых с 50-х годов XVI столетия и до 1605 года проведено полное переустройство монастыря.
           В Ипатьевском монастыре при Борисе Годунове жили в ссылке Романовы, а в годы Смутного времени они получили монастырь в вотчинное владение как вознаграждение за их опалу при Годуновых. Когда в вотчине Романовых произошла кровавая расправа польского отряда с Иваном Сусаниным, Михаил с матерью были вынуждены бежать из села Домнина ) и укрыться в Ипатьевском монастыре.

На земском соборе в феврале 1613 года Михаила Романова избрали царем, и в монастырь явилось посольство из духовенства и бояр. Здесь, в Троицком соборе, был совершен чин избрания Михаила Федоровича на царство. Это событие обеспечило монастырю могущественное покровительство царской фамилии Романовых. По указу царя в Ипатьевский монастырь был перенесен прах Ивана Сусанина.
           На протяжении всей своей истории монастырь являлся одним из крупнейших и влиятельнейших монастырей на Руси. Однако к XVIII веку церковь теряет влияние на жизнь государства, и монастырь утратил свои позиции. До наступления XX века в истории монастыря никаких заметных событий не происходило.
           После революции, в 1919 году, монастырь закрыли и его материальные ценности национализировали. В 1958 году в Ипатьевском монастыре создан Костромской историко-архитектурный музей-заповедник. На реставрацию выделены значительные средства. Работы, произведенные костромской реставрационной мастерской, позволили освободить древние постройки от позднейших искажений, вернуть им первоначальный вид.Музей-заповедник включал организованный на территории монастыря и в прилегающей местности Музей народной архитектуры и быта.
           В настоящее время монастырь вновь действующий, но здесь сохраняется и музей.

 

* На фотографии художник Михаил Сергеев в музее ВОВ в Парке Победы рядом со своей картиной "Битва у Ипатьевского монастыря"

** Фотографии художника Михаила Сергеева.