По ту сторону от Максима Галкина

Вера Арнгольд
Этим летом, решив взять на море «легкое чтиво», я ошиблась, выписав по каталогу в рубрике «О чем мечтают женщины»)))- (вот сроду не читаю такого, просто, понимаете, на море трудно читать что либо серьезное) удивительно потрясающую по своему драматическому психологизму, мягкой иронии и теплому чувству любви книгу Одри Дивон «По ту сторону лета». Как человек, искушеный в чтении (стаж с пяти лет от роду), я принялась за книгу с легким ироничным вниманием, и буквально не смогла оторваться от нее, проглотив в один день. 
Человек-визуал, с клиповым мышлением журналиста, сценариста и немного поэта, я увидела книгу в динамично сменяющих друг друга ярких картинах. И была бы рада посмотреть отснятое по книге кино!
Сюжет нетривиален(?) женщина, оставшаяся совсем одна решилась эпатировать общество, а чо -муж женился на молодой, дочь выросла и чужда матери. Эжени – дама за 50, махнувшая на себя рукой (чего уж там, когда уступают место в автобусе и «девушкой» уже не называют) – опа! Ей нужно было приехать  в Россию и поступить в продавщицы))) у нас там сплошь «девушки»)))!
Так вот, Эжени сидит и тупо пьет в кафе и, вдруг, видит обалденно красивого парня-официанта: «Скользящей походкой он лавировал между столиками, как будто танцевал под одному ему слышную мелодию... В том, как он двигался, ощущалась какая-то совершенно исключительная свобода».
Щелк! Что-то такое забытое, непривычное, тублером - в ее голове. Вроде немного и выпила? Но Эжени пускается неожиданно во все тяжкие-она предлагает парню за неплохие деньги...жить у нее в доме и быть ей другом-сожителем, как говорят. Тока все по-честному, без приставаний и постелей. Да и о чем речь, ей 56, ему 25! Она, не зная его настоящего имени, зовет его Арно. И парень соглашается. У него есть давняя фишка-путешествия.
Интрижка заглочена, падкой на папараццины уловки, т. е. мной. Но, вот это отнюдь не дешево - бульварная история мезальянса. Меня захватило то, с какой психологической точностью молодой человек буквально за месяц встряхивает и приводит в чувство до этого казалось бы ничтожное создание. Личность Арно сильна и харизматична до безобразия) вызывает бурные эмоции и споры, вот его портрет: «Естественно, мой Арсен Люпен поднялся пешком. И сейчас как ни в чем не бывало стоял посреди кухни. До чего же он все-таки хорош! Скульптурно вылепленные скулы, подчеркивающие худощавость щек, глаза под неправдоподобно длинными ресницами, каждый взмах которых напоминает трепетание крыльев насекомого, испуганного слишком ярким светом. На шее у него висели наушники, и до меня доносились приглушенные звуки рок-музыки, понапрасну расточаемые в пространство. Он был не просто молод — он нес в себе эпоху. Улыбался как современный человек. Ходил, смеялся, дышал как современный человек. Даже волосы приглаживал жестом современного человека. Должна признаться, ощущение его неуместности на моей кухне грело мне сердце».
А  вот какова Эжени (пишу не я, а кто-то еще там): «Трудно представить, что человек может довести себя до такого состояния, в котором предстает перед нами Эжени. Надо себя совсем не любить и не уважать, чтобы стать той, кем она стала. Конечно, ее вины никто не отрицает, но если вглядеться глубже… Например, ее мать, которая бросает дочь, придавленную упавшим шкафом и продолжает, как ни в чем не бывало готовить на кухне. Разве возможно такое представить, не жуткая ли картина предстает перед нами? Отец, полностью подчиненный жене. Муж, который закрывает глаза и не хочет видеть, что женщина, которую он любит, опускается все ниже и ниже. Дочь – эгоистичная особа, которой глубоко наплевать на всех и вся. Как тут удержаться. Надо обладать огромной духовной силой, чтобы не сломаться».
А вот Эжени сама о себе: «Первое, чем я перестала заниматься, — это, разумеется, секс. Намного раньше, чем бросила ходить в спортзал. Не было у меня таланта к этому делу, от чего немало страдал Жорж. Он не жалел усилий, чтобы обратить меня в свою веру, дважды в неделю возобновляя попытки. За тридцать три года совместной жизни выходит три тысячи четыреста тридцать два раза.... Мы лежали в постели и смотрели какую-нибудь передачу, и в какой-то момент я вдруг чувствовала, что он больше не следит за развитием сюжета. Первой — на разведку — он высылал ногу. Волосатую, с толстыми ногтями. Она неуклюже ползла по моей щиколотке, заодно царапая ее». Не напоминает ли этот сюжет кому-н. его семейную жизнь?) Ахахаха, ну простите...
Так вот, с приходом Арно, жизнь Эжени меняется ровно на 180 градусов. Она вынуждена совершать нелепые поступки, гонять на мотопеде с чокнутым парнем, с риском разбиться в лепешку, курить марихуану, объясняться перед подругами и бывшим мужем,  (мол ты чо, ваще съехала с катушек), иметь неприятные стычки с дочерью, которая, словно в сказке «Машенька и три медведя» вопрошает: «Кто это ел из моей чашки, кто спал в моей кроватке, убью нафиг!?»
Арно свободен внутри - и это буквально сносит крышу у скованной разными «так положено» Эжени. Он курит в доме, может выкинуть во двор дорогие антикварные вещи, решив, что это «пыль веков», ездит на мотоцикле, рискуя столкнуться с машинами, поет под гитару в разных подозрительных кабаках, откуда приходится спасаться бегством. Предрассудки его взбешивают. Он может поцеловать при всех свою спутницу в возрасте, эпатируя окружающих. Он, буквально насильно, порой даже с помощью пощечины заставляет Эжени постепенно приходить в себя, уважать себя, как человека, возвращать себе понятие «личность». Весело глянув, он взял меня за руку: «Тебе не будет стыдно, если мы пойдем так?» Я растерялась, не зная, что ответить. «Ты боишься того, что о тебе подумают люди, Эжени. Это нехорошо». И вдруг принялся подпрыгивать, тряся меня за руку, как мальчишка, возвращающийся из школы: «Давай, Эжени, шевелись! Я пить хочу, умираю!» Он по-прежнему не отпускал мою руку, и я отлично видела заинтригованные взгляды, которые бросали на нас прохожие».
И еще – «Когда я вышла за порог, дождь швырнул мне в лицо горсть ледяных капель... Я увидела, как он идет ко мне, поплотнее запахнув свою кургузую курточку и шлепая кроссовками от лужи к луже. Он снова танцевал свой звериный танец. И по-звериному гордился собой. У него был вид довольной собаки. Поравнявшись со мной, решительно взмахнул рукой и влепил мне пощечину — звонкую, точную, исполненную холодной ярости. В его глазах сверкнул злобный огонь, полоснувший меня как кинжалом. Скривив губы в подобии улыбки, он процедил: «Ну, наконец-то!» — тоном, каким возвещают: виктория! И добавил: «Мне в тысячу раз больше нравится, когда ты не притворяешься».
И пусть что угодно пишут об этом романе в рецензиях на сайтах (а я начиталась, спасибочки, аж тошно) «мечтающие женщины», я твердо заявляю: «Любовь нечаянно нагрянывает!» Не избежали этой участи и Арно, который увлекся «перевоспитыванием» старшей подруги, и тем более сама Эжени. Чего только стоят прекрасные описания (в духе набоковской «Лолиты»): «Мой указательный палец добрался до его руки, и меня обожгло, словно я сунула его в костер. Отчаянно труся, я уговаривала себя, что, если он вдруг проснется, я сделаю вид, что дотронулась до него случайно, спутав во сне с исчезнувшим мужем. В конце концов, я тут ни при чем, это мои жадные пальцы... Я ведь не делала ничего дурного? Никому не причиняла неудобств, даже ему, потому что он ничего не ощущал. И вдруг меня словно обожгло: наверняка нечто в этом роде твердят сексуальные маньяки, уговаривая себя, что никому не делают больно, ведь жертва ничего не ощущает. Но рядом со мной лежал не кто-то, а вполне реальный молодой мужчина, которого я, не спрашивая разрешения и избегая называть вещи своими именами, ласкала. Арно неожиданно повернулся во сне, и я быстро отползла назад, изо всех сил сдерживая судорожное дыхание».
Арно, конечно, с самого начала протестует против принятой позиции «домашнего питомца» и, несмотря на то, что ему платят деньги, он сам диктует правила. Он так привык, это потребность его души. «Разумеется, у меня нет никаких прав. Я всего лишь домашнее животное. Разве не так? Поводка только не хватает. Ты завела меня от скуки. Моя задача — производить в квартире немножко шума. Ты считаешь меня очень славным. Единственная закавыка — ты меня не гладишь. Почему? Что мешает тебе сделать следующий шаг? Чего ты боишься, а, Эжени?»
Эти два человека вначале решили купить себе одно и то же - немного романтики. В итоге оба стали очень близкими, родными потому, что оказывается, они очень похожи и своими душевными ранами, нанесенными им в детстве, и внутренним стремлением к свободе, и желанием любить того, кого выбрал сам.
Финал, кто бы и что там ни гундел, считаю, прекрасен! «Трудности перевода» я прощаю, так как для меня довольно визуально выписанного ряда.
http://lib.rus.ec/b/347341/read -читать онлайн Одри Дивон «По ту сторону лета».

На фото австралийская реклама чистящего средства)))