Бабушка из стреля ружьяла Часть 1

Игорь Дадашев
Бабушка, а расскажи про Аляску?
Что тебе рассказать, солнышко? Сказку!
Жила-была девочка. Звали ее Лизка.
Жила на она острове, что звался Киска.
Ее бабушка проживала с нею и мама.
Жили они в типи, иногда в иглу, это что-то
Вроде вигвама.
Бабушка Лизки звалась Прасковьей.
А Быстроногая Лань была ей  свекровью.
Ба, а что такое «лань», и что такое «свекровь»?
Это мать мужчины, с которым связала тебя любовь.
Ее имя было таким красивым и романтичным —
Быстрая Лань. Она и в самом деле напоминала лань
Своим именем необычным.
Потому что являлась подлинной индианкой.
Не шутишь? Настоящей, всамделишной?
Да-да, чистокровной индианкой.
Да и у самой Прасковьи-то лишь папа был русским.
Простой казак Василий Калашников,
Зато у мамы ее оказался прищур восточным, узким.
Все думали, что она эвенка, юкагирка или ламутка.
А была она не чукчанка и не якутка, но девушка алеутка.
И жили они с Прасковьюшкой в Новом Архангельске,
Где колокольный звон малинов и певчие в святом храме
Поют ангельски... Сейчас город этот зовут просто Ситха.
Или же по-американски еще проще того — City of Sitka.
Но церкви русские там до сих пор стоят православные.
И молятся алеуты хоть и по-английски, но русскому Богу,
А это главное... Но что случилось потом, ба, скажи?
Ну скажи, не томи, бабушка! Как Новоангельский стал Ситкою?
РАССКАЖИ! Хочу знать всё-всё до единой мелочи!
Тогда начнем сначала. Научимся распознавать следы лисьи,
Куньи, заячьи и белочьи. На свежем на снегу,
Где ель черна по болотам чахлая. Береза же белокорая.
Не малая. А красивая какая! А сок дает какой вкусный!
Берёста у нее нежнее нежного. Белоснежная!
По распадкам пропасть ягод и грибов. Раздолье.
Шумит-гудит лесное приволье.
То лось громадный сквозь чащобу ломит.
То мишка черный на калину белку гонит.
Да смотрит зорко из кустов волчок.
Коль спать не будешь, он тебя из лесу шмыг.
И за бочок! Хвать, да в чащу леса. Поминай тогда как звать!
Это, брат, тайга. Закон суров. Или ты, или тебя...
Был охотником, стал дичью... Баба, я боюсь! Не плачь, дитя мое!
Живи со всеми в мире, всех любя...
А это как, бабуля? А как святой аляскинский Герман,
Или как охотница Прасковья...
Это та, у которой алеутка была свекровью?
Нет, моя радость, алеуткой была ее мама.
А свекровь у Прасковьюшки была атабаской...
Смешно-то как! Как-будто коляской... Не шали, внучок!
Атабаски это племя индейцев. Быстрая Лань из их рода,
Дочь гордых индейцев. А как же Прасковьюшка стала охотить?
Не охотить, а ходить в лес, добывать еду себе и семье.
Но только лишь самое необходимое. Никого зазря не убивая.
Лишь ту пищу, которую могу поймать сама я.
Так говорила себе Прасковья. Повторяя то, чему учила
свекровь её...
А что же случилось потом, милая бабуля?
Земли эти русский царь продал, роднуля...
И уплыли на русских кораблях из Нова Архангельска мы,
А еще раньше другой форт, что был в Калифорнии срублен.
Названный в честь России Россом продали мы.
Вернее, не сами люди добрые, а те, кто мошной богаты.
Знаю, знаю, бабушка, это дядьки важные, чиновники и бюрократы!
Ну, наверное, не совсем так, внучок, однако похоже.
Вот и уплыли из Калифорнии и Аляски наши фрегаты тоже...
И осталась Прасковьюшка одна. Папа ее,
Простой русский казак Василий к тому времени почил в бозе,
А мама, вернулась к племени своему кочевому,
Не захотела ковыряться на ферме в коровьем навозе.
И дочка Прасковьюшка потянулась за нею.
А там-то, в тайге густой и встретился ей суженый,
Настоящий индеец. Сын Быстрой Лани, Сильный Ветер.
И не было никого лесному охотнику дороже в целом свете.
Стал он звать ее на канадский манер Полиной, Полли.
Вышла замуж она за лучшего охотника, за бегуна,
Что ветер в чистом поле... А дальше, бабушка, что было дальше?
А потом открыли белые люди золото на Аляске.
И началась там золотая лихорадка... Это такая болезнь, бабуль?
По всей Аляске?
Это, внучок, было словно умопомешательство.
Сколько людей кинулось на Север ради золотого старательства!
Но об этом в следующий раз. А сейчас спать! Не открывая глаз!
Смотри, без шуточек. Я на кухню, а ты засыпай, малыш, давай!
Раз, раз...


Фотография автора. Икона из Успенской церкви в г. Кенай (Аляска)