Деревенские истории. Проза

Юрий Старцев Лобанов
   Деревня. Вторая половина двадцатого века. Эпоха развитого социализма с поступа-
тельным движением в коммунизм. Поля обрабатываются, скот откармливается, леса в округе осваиваются, т.е. вырубаются. Все, казалось бы, устоялось (настолько, что позднее будет названо Застоем), всё поддаётся логическому объяснению. Нет ничего такого, что было бы ненужным в сельском укладе жизни. Бежит, к примеру, корова Бурёнка в десять часов дня с пастбища домой, во двор в окружении шлейфа оводов трёх видов и мух. Что это - явное зло, упущение Создателя? Не спешите с выводом.
А давайте-ка представим летние пастбища без гнуса. Все ли коровушки захотят жить во дворах? Говорю авторитетно: не все. И случаи такие были. В конце лета, когда оводьё и мухи исчезали, у некоторых коров проявлялось чувство свободы. Их потом по снегу выслеживали и отстреливали, как лосей, только собаки отказывались коров облаивать и держать до подхода охотников.


   Пример второй: участковый главврач, назовём его Заблудиным. Профиль - хирург.
Дома ночует половину ночей, вторую половину разъезжает по "вызовам" к дояркам, телятницам, работницам лесоучастка. Дома у Заблудина жена - красавица, тоже врач. Люди налюбоваться ею не могут, столь хороша собой и обходительна с народом.
Заблудин где-то блудит. Скажете, что это ненужное, аморальное явление? Давно бы надо в райком партии вызвать и пропесочить ловеласа. Могут и вызвать, и пропесочить, если врач партийный. И всем будет хуже. Заблудин лишится неофициальных
почестей от народа, при которых он открывает пинком двери в домах в любом часу ночи,
требуя компенсации в виде угощения и лести за оказанные когда-то неофициальные услуги. Ему будет скучно на селе жить и работать, и он уедет в город. А у местных тружениц не будет "домашнего гинеколога". И будут они бедные ездить в район со своими проблемами.

   Пример третий: мужики и взрослые парни дерутся на деревенских престольных праздниках. Если гуляние прошло без драки, то про такое гуляние и рассказывать
нечего. Неинтересно. Зря водку выпили, деньги на ветер бросили. Дрались. И причин
особенных для драк не было, а дрались. Опять не торопитесь зачислять сие явление
к пережиткам прошлого. Дрались, бывало и со смертями. Но не было ни одного маньяка,
ни одного "чикатило", ни одного извращенца, перепутавшего назначение некоего органа
в своих штанах. Их-этих социальных меньшинств "замочили бы", как говорит один популярный парень, в первое же лето на одном из народных праздников. К тому же в драках выплёскивались ненужные накопившиеся эмоции. Происходила подкорректировка подсознания, необходимая данным индивидуумам для дальнейшей обыденной жизни. Всё в деревенском укладе
проживания и выживания общества опробированно и имеет право на жизнь. Однако, я слукавил. Не всё! Есть одна сторона сельского бытия, которую я опишу по рассказам
людей и исходя из личного опыта. Но предупреждаю: какого-либо объяснения данному
аспекту, его расцвету и закату, я не нахожу, не знаю.

   Дальнейшее повествование начну с рассказа об участковом инспекторе - милиционере Никишине, он же Анискин. Так его называют позаглаза. В тот день,
в котором мы задержимся подробнее, Никишин неплохо поработал. Он поймал и составил
протоколы на двух нарушителей езды на мотоциклах. А именно - за езду без шлемов.
Изъял незарегистрированное охотничье старое ружьё, оставшееся после умершего недавно всем известного бобыля по прозвищу Панифида. Да что там изымать-то, пришёл
да взял, да и всё. Но, однако, надо же запротоколировать, как положено. Что и было
им Никишиным сделано. Провёл полезную беседу с директором совхоза об охране общественного порядка во время приближающегося наплыва студентов для уборки картофеля и с сознанием выполненного на сегодня долга отправился домой.

  Идти участковому было недалеко, метров четыреста дворами четырёхквартирных совхозных деревянных домов. И дом свой уж виден был, да на беду в то время на его
пути в одном из дворов происходила подкорректировка подсознания между двумя совхозными индивидуумами. А проще - дрались братья Кулаковы, которые и известны-то
 в округе больше тем, что дерутся между собой регулярно, не реже раза в два месяца.
 Но дерутся не на убой, а как-то по-братски. Со стороны послушать, так вроде и страшно: много крику, мата, взаимных оскорблений, угроз. При этом они находились
обычно в лежачем положении, будь это на дороге в поле после уборки урожая, на берегу реки при совместной добыче рыбы, на мостках у бани после мытья в этой бане.

       (продолжение следует)       

     04.11.2012.