Ирина Петрова. Желанный Апельсин

Елена Токарчук
Ребенок на качелях – это я.
Сова в зеленых елях – это я.
Мне ведомо единство бытия.
Ручьи во всех апрелях – это я.
Живущая без скорби и нытья -
В сиянии веселья – это я.
/Елена Токарчук/

20 апреля 2009 года своё очередное заседание провёл литературно-художественный клуб «Вдохновение». На этот раз его гостями были известные ульяновские авторы: руководитель городского клуба поэтов Татьяна Борисовна Толоконникова, литератор Любовь Константиновна Токарчук и автор-исполнитель Борис Блохин. Они представили вниманию собравшихся музыкально-поэтическую композицию, посвящённую памяти Елены Токарчук – человека, чьё творчество, наполненное светом и любовью к жизни, едва ли может кого-то оставить равнодушным. Мама Лены, Любовь Константиновна, сразу заметила многообразие талантов в малышке и стала всесторонне их развивать. В детстве у неё было смешное прозвище – желанный Апельсин. С шести лет Лена пошла в балетную школу и начала учиться игре на фортепиано. В июле 1982 года у неё родился братик Андрюша. Лена была в восторге от того, что о нём можно было заботиться, и она ему стала не только старшей сестрой, но и примерной нянькой. Жизнь в то время была трудной, но счастливой, и, казалось, ничто не может измениться.
Когда маленькому Андрею исполнился годик и мама понесла его на осмотр к невропатологу, она с ужасом узнала, что мышцы ребёнка не работают. Только теперь врачи обратили внимание и на Ленины жалобы о боли в ногах. В Москве им поставили диагноз: миопатия, прогрессирующая дистрофия мышц. Начались бесконечные походы и поездки по врачам, больницам, санаториям – и постепенная потеря надежды на выздоровление: стало ясно, что их болезнь врачи вылечить не могут. В семь лет Лене пришлось оставить балет, в восемь – фортепиано, в третьем классе она перешла на индивидуальное обучение и села в инвалидную коляску. Ноги её больше не держали.Теперь все силы и всё свободное время родные старались отдавать детям. Зоя Яковлевна, бабушка по маме, получила участок в пойме реки Урал. Отец установил и оборудовал для жилья вагончик, построил деревянную веранду. В этом саду Лена с братом жили в детстве каждое лето.
Инвалидная коляска, тем более в таком раннем возрасте, часто становится для людей символом обречённости. Кто-то замыкается в себе и остаётся на этом детском уровне развития всю жизнь. С Леной произошло по-другому. Она много читала и пыталась найти ответы на всё чаще возникающие вопросы в книгах.
В 1990 году, когда Лене было около 14 лет, в многотиражке машиностроительного завода состоялась первая публикация её стихов. В том же году её любимая учительница по рисованию впервые привела к ней журналистов, и местная телепрограмма «Обратная связь» пригласила Лену в студию. Во время передачи были показаны её графические и живописные работы, а сама она читала свои стихи. Для Лены тот первый «выход в мир» оказался очень важным: она познакомилась и подружилась с замечательными людьми, которые потом поддерживали её творческий огонь и способствовали выходу первых книжек.
Была в её короткой жизни и ещё одна важная встреча. Ей было пятнадцать лет, когда мама привезла её на пчелолечение. Там она познакомилась с Леонидом, который был старше её на три года и тоже с детства был серьёзно болен. Он – высокий, темноволосый, она – хрупкая, с сияющими глазами, в которых отражалось солнце. Они полюбили друг друга, мечтали о счастье. Но время быстро пролетело, лечение закончилось, и им пришлось расстаться. Они стали перезваниваться, изливать друг другу души в трогательной переписке. В 1993 году, на день рождения Лены, Леонид позвонил в последний раз и… пропал. А Елену закружил вихрь событий: окончание школы, поступление в литинститут, переезд из родного Уральска в Ульяновск. До неё так и не дошло письмо мамы Леонида о том, что 13 июля 1995 года её сын утонул в реке, спасая утопающих. Только через три года она узнала об этом трагическом событии, но ещё долго не могла смириться с тем, что её Лёни уже нет на этом свете...
Творческая жизнь девушки была на редкость многообразна: Лена писала стихи и прозу, рисовала, выступала как литературный критик, была знатоком творчества народов мира. Её стихи дали жизнь многим песням. Часто она сама исполняла их со сцены под аккомпанемент авторов музыки на различных конкурсах и фестивалях – голос у Лены был прекрасный. В 1998 году становится лауреатом конкурса творчества инвалидов России и Белоруссии, проходившего в Москве. На следующий год вступает в Союз писателей России. В 2000-м ей присуждают Международную премию «Филантроп»...
Несмотря на то что мы с Леной уже хорошо знали другу друга и давно дружили, увидеться нам довелось всего лишь один раз, перед самой её смертью – в мае 2007 года. Мои родители собирались по делам в Ульяновск и по дороге завезли меня к Лене. Мама и бабушка радушно встречали нас на пороге, а Лена к тому времени уже не вставала. Она полулежала в кресле-качалке, укрытая пледом. В первое мгновение у меня сжалось сердце от её вида: болезнь забирала у неё последние силы, и она была похожа на высохшую тростинку…
Чёрный как ночь кот Амур, увидев «чужого» человека, забрался к Лене на колени и демонстративно лёг на свою хозяйку, искоса поглядывая на меня. Но я почесала ему шейку, и он доверчиво замурлыкал, а потом и вовсе оставил нас, отправившись на поиск мух…
Меня поразило, что в Лене мудрость не по годам соседствует с детской простотой и доверчивостью. Мы быстро нашли общий язык и стали обмениваться подарками. А потом стали читать статьи из газеты «Вера», которые я привезла с собой, – о возможном происхождении варягов и их родственных связях с казаками. Через некоторое время пришли друзья-поэты. Зазвучала гитара, уютная квартира наполнилась задушевными стихами и песнями…
Так совпало, что тот день стал великим для всей России: в праздник Вознесения Господня произошло воссоединение двух Православных Церквей. И мы все радовались этому событию и ликовали. Ещё успели посмотреть открытки с видами дивеевских святынь и сфотографироваться на память. Из гостей я уезжала радостная, переполненная эмоциями. Было небольшое сожаление, что не удалось с Леной по-девчоночьи посекретничать, но тогда казалось, что у нас всё ещё впереди. К сожалению, меньше чем через месяц Лены не стало…
И снова возвращаюсь я к мыслям о том, почему Господь забрал её в тот момент духовной жизни, когда она ещё только сделала первый шаг ко Христу, лишь предчувствуя Его? Чтобы мы – те, кто остался, – осмыслили её судьбу и смогли понять какую-то очень важную вещь?.. А сейчас всё, что мне остаётся, – это читать за Лену канон мученику Уару. Пока мы живём, то надеемся, что наши молитвы будут услышаны. А это не так уж мало.
...А Андрюша Токарчук, брат Лены, впоследствии окончил Ульяновский государственный университет по специальности «Издательское дело».
В Уральском издательстве вышли первые книги ее стихов, которые начала писать в одиннадцать лет. В Ульяновске, куда семья переехала в 1995 году, стихи Елены Токарчук печатались в областных газетах, альманахах «Карамзинский сад» и «Мономах».
Она не была общественным деятелем, не имела должностей и ученых званий, она
была просто эксклюзивным человеком. Ее глубокий философский ум и
разносторонние таланты реализовались в поэтическом и изобразительном
творчестве, а щедрое сердце – в общении со множеством людей, для которых она
была подарком Судьбы. Невольно приходят на память слова Н.А. Некрасова:

Природа-мать! Когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру,
Заглохла б нива жизни…

Да, Елена Токарчук была такой посланницей, пришедшей осветить нашу жизнь, рассеивать мрак неверия, нелюбви и разобщенности. Вся жизнь ее была восхождением к вершинам Духа и Любви.

Я без взмаха крыла,
Как орлица лечу,
Мне и ветер, и мгла,
И беда по плечу.
О, прекрасный полёт –
Устремленье на зов –
Над цветами болот,
Над дубами лесов!
Как мне нравишься ты,
Голубая Земля!
С неземной высоты
Обнимаю поля.
Эта жизнь хороша,
Как орлиный полёт.
И ликует душа!..
И поёт небосвод!..

Создавая в своих произведениях удивительный, трогательный, волшебный мир, Елена с детских лет поражала современников поэтическим даром и глубиной философских размышлений. За свою короткую, искалеченную тяжёлым недугом, жизнь она сумела проделать огромный путь в творчестве, подарив нам несколько сборников стихотворений, красочные иллюстрации к которым мастерски выполнены самим автором. Исключительно богатый внутренний мир поэтессы, её удивительное воображение, способность любить и сопереживать – всё это позволяло творить, всё это притягивало внимание к её личности и её таланту. Она ушла,… но оставила нам свои стихи и картины, а значит, и частицу себя. Поэтические произведения Елены Токарчук и сегодня звучат на литературных вечерах и творческих встречах. Её памяти мама и друзья посвятили музыкально-поэтическую композицию, в программу которой вошли воспоминания о Лене, чтение её стихотворений, исполнение песен, написанных на её стихи.
Рассказ самого близкого Лене человека, её мамы Любови Константиновны, позволил нам узнать больше о судьбе поэтессы и приоткрыл дверцу в её внутренний мир, сделав понятнее и ближе её многогранное творчество. А телевизионные сюжеты о Лене, которых немало было отснято за её жизнь, словно перенесли нас на несколько лет назад – в то время, когда приветливая, улыбчивая Лена жила и создавала свои солнечные картины и пронзительные, затрагивающие самые тонкие душевные струны, стихи.

Какое счастье быть живой –
Жить откровенней, иль секретней.
Какое счастье знать, что твой –
Едва знакомый собеседник –
Твоим прогреется теплом,
Когда душа его промокла.
Что тот, кто мчится за стеклом,
Он может проходить сквозь стёкла.
Какое счастье, что конца
Не создают в дороге терны,
Что мы – подобие Творца –
Мы вездесущи и бессмертны.
Какое счастье, что светлы
Зрачки на дивных небосводах,
Что даже пепел от ветлы –
И тот продлится в новых всходах!..
Что в том – не вызов и не лесть,
Когда скворцы вещают дружно,
Что ты нужна, какая есть,
А также есть, какая нужно!

Лирику Елены всегда отличала удивительная мелодичность, поэтому неудивительно, что многие её стихотворения были положены на музыку. Так, совместное творчество поэтессы и ульяновского барда Бориса Блохина привело к появлению целого ряда песен, многие из которых вошли в недавно выпущенный альбом «Быть живой», посвящённый памяти Лены. Некоторые песни, вошедшие в этот сборник, гости клуба услышали в исполнении Бориса
За час, отведённый для проведения мероприятия, мы смогли лишь приоткрыть дверцу в поэтический мир, созданный талантом Елены Токарчук, но и этого времени было достаточно, чтобы оценить многогранность, глубину и красоту её творчества. Ближе познакомиться с ним вы можете, обратившись в отдел художественной литературы, в фонде которого имеются поэтические сборники Лены, в том числе подаренные нашей библиотеке её мамой и друзьями.
В заключение нельзя не сказать несколько слов о Любови Константиновне. В рассказе о Елене Токарчук не разбирались подробности жизни семьи, в которой двое детей - инвалиды-колясочники с детства и старая женщина-инвалид, больная склерозом. Представить бытовую жизнь этой семьи сложно. Еще сложнее представить, как в таких условиях Любовь Константиновна смогла создать и поддерживать в доме атмосферу высокой духовности и выпестовать из своих детей Творцов. Сделать такое под силу только беззаветной материнской любви, именно в ее атмосфере расцвел поэтический талант Елены. Низкий поклон Любови Константиновне за ее материнский подвиг.

Маме

Ты влюблена
В огонь и снег.
И в сладость сна,
И в жаркость нег.
В рассвет на синем небе –
Такой уж выпал жребий.
Такой каприз –
Влюбленной быть
В надежность риз
И в ветра выть,
В синиц, летящих мимо,
И быть для всех – ЛЮБИМОЙ.


Ирина Петрова.
http://www.logoslovo.ru/forum/all_1/tag_3998_1/topic_1906/