По конкурсу Портреты творцов

Творческая Мастерская Алкоры
http://www.stihi.ru/2012/09/25/2111  Конкурсная страница
http://www.stihi.ru/2012/11/01/3604  Итоги конкурса

Подведены итоги конкурса  «Портреты творцов», и настало время обсудить его результаты. Как вы думаете, что обеспечивает успех  конкурсного произведения, которое, так же, как и многие другие произведения участников, написано без технических ошибок исполнения, правильным  с точки зрения использования значения слов и выражений языком  и с использованием поэтических средств? Конечно же – соответствие его заданным теме и жанру исполнения .

Мой опыт организации конкурсов на странице «ТМ Ликбез» подарил мне неожиданное открытие - большинство наших участников вообще не читает текст на странице объявления, условия  приема произведений – им достаточно одного только названия конкурса! И если слова этого названия каким-то образом напоминают слова их собственных, давно написанных стихов, то авторы подают заявку на участие. Им кажется, что если стихи хороши, то соответствие их условиям приема – это дело десятое. Примерно так же к конкурсным стихам иногда относятся и судьи – их волнует поэтический слог, а вовсе не раскрытие заданной темы, и уж тем более – не жанр.

Между тем, форма написания произведения в каждом жанре – своя, и то, что идеально подходит для лирики, не совсем годится для жанров рифмованной прозы – рассказа в стихах и  эпистолы, а то, что приемлемо для праздничного поздравления, иронических стихов или стихов для личного пользования в кругу друзей, не годится для  конкурсных стихов  на заданную тему.

В этот раз заданием конкурсного произведения было написание рассказа  о конкретном человеке – известной всем творческой личности  (любой – на выбор автора). Не посвящение ему (форма «поздравляжа» с хвалебными словами, написанными к дате), не  описание его памятника или музея, не пересказ в стихах его произведений с цитированием их, не описание картин художника, не перечисление сыгранных актером ролей, а характеристика человека, главных черт его личности, его портрета, истории судьбы, - точно так, как это часто делают прозаики, но только поэтическим языком.

Конкурс за конкурсом я пытаюсь подвести своих участников к необходимости умения  писать стихи, имеющих четкую прозаическую основу (К таким конкурсам относятся  уже прошедшие у нас на странице конкурсы: «Изложение по Л.Толстому», «Рассказ в стихах», «Портреты творцов» и пока еще незавершенный– «Уроки истории»). 

Это довольно трудно – писать на заданную тему, но это – главная черта  приобретенного профессионализма. На начальном этапе своего «сочинительства» все мы пишем только о себе – о своих чувствах, своих требованиях и претензиях к жизни,  о своих  умилениях красотой природы, – пишем отрывисто (как строка ляжет), очень эмоционально, но не всегда понятно для других. Нам на этом этапе читатель нужен только для одной цели – чтобы он нас читал и хвалил. Понимать ход нашей мысли -  это читателю не обязательно. А связно излагать свои мысли на заданную другими тему мы и вовсе не считаем нужным: еще чего???  Между тем, любой журналист и литератор всегда сумеет выразить свои мысли  по какому-то вопросу точно в той форме, которая требуется, и может сделать это убедительно и понятно ДЛЯ ДРУГИХ.

Прием заявок на данный конкурс шел для  меня трудно. Принимала я не все – просила стихи доделывать или заменять. Подавалось много прекрасных стихов, но большинство из них в задание конкурса никак не укладывались. И, наоборот: те, что более или менее теме соответствовали, были напрочь лишены языка поэзии. В итоге – разброс выбора предпочтений  судей очень большой: 41 произведение из 70 принятых были отмечены, но при этом большинство номинантов получили незначительное количество очков. Тем не менее, суммой очков первая пятерка призеров была выявлена, и за их стихи мне  не стыдно. Прекрасные стихи! Вы можете прочитать их на странице «Лауреаты ВСМ» в сборнике соответствующего конкурса, чтобы составить о них свое  собственное мнение.

В этой статье я не буду анализировать ни находки отдельных произведений, ни ошибки исполнения, а все свое внимание уделю вопросу несовпадений по теме. Мне очень хочется, чтобы подавая заявку на конкурсы «ТМ ЛИКБЕЗ», автор всегда интересовался, какой жанр заявлен Председателем и что конкретно должно раскрывать содержание его стихов.

 (Все написанное в этой статье, имеет непосредственное отношение и к проходящему сейчас конкурсу «Уроки истории», на который подается очень много заявок, но авторы совершенно не обращают внимания на заявленный жанр, а иногда – даже  и на тему!).

А теперь я приведу вам несколько стихов из конкурсного пакета, прекрасных по технике написания, но, к сожалению, плохо соответствующих требованию конкурса – созданию портрета личности. Одни  рассказывают о творце, как о человеке, слишком мало, иногда совсем ничего. Другие скорее повествуют о чувствах автора к творцу или восприятии им  произведений творца, иногда - памятника, установленного в честь творца, но мы ничего не узнаем из стихотворения о характере, судьбе и чертах личности конкретного человека. Повторяю – к самим стихам, приведенным ниже, у меня нет никаких претензий, недостаток не в их технике, а в не достаточном  раскрытии ими темы конкурса.

№1
ОЛЕГ ДАЛЬ  (разумеется, не автор стихов, а ЛГ)

Дорога в мир, невидимый другим, -
Куда она ведет, куда приводит?
И тот, кто совершенство в ней находит,
Измученный усталый пилигрим,
Не упадет ли, не окончив путь,
Не в силах даже воздуха глотнуть?!,,

Душа, как скрипка, вырвется из рук,
Пронзительной мелодией прольется –
Вот-вот взлетит и больше не вернется…
Но…лопнут струны, искажая звук.

И боль в груди, и жгучая тоска –
Так гаснут ночью лампы маяка...

На мой взгляд, крайне сложно создать образ человека формой сонета. Вот и здесь, сонет хорош, но что представляет собой  Олег Даль – не очень понятно.

№2
СЕРГЕЙ ЕСЕНИН

Светлый взор...голубые глаза...
И улыбка с оттенком печали...
Почему же полвека назад
Мы друг друга не повстречали?
Не столкнулись дыханьем снов,
Мимолётным сияньем взоров,
Вереницей ночных садов,
Тёмной путаницей коридоров?..
Сквозь пространство, сквозь шум времён,
Из покровов туманной сени
Прошумит, прошуршит мне клён:
Осень...Ясень...Еси...Есенин!
Только там, на краю земли,
Где берёзы сияют в злате
И калики идут вдали
К деревянной избе-палате
Мне чуть окающий голосок
Прозвенит, прошуршит порошею,
Пролетит, Простучит в висок:
Дорогие мои...дорогие...хор-рошие...

Здесь больше о чувствах автора, чем про Есенина.

№3
ВИКТОР ЦОЙ

Наша осень вывесила флаги,
Пулями расшитые знамена.
Где туман струится по оврагам,
Словно кровь по венам оголенным.
Разослала осень похоронки
Всем друзьям-товарищам и близким.
Кто тебя учил стрелять так плохо?
Пули не разят, летя со свистом.
Пусть сентябрь грохочет в барабаны,
Празднуя нелепую победу.
Я теперь лежу на поле брани
В ожиданьи чуда или смерти.
Ухвачусь за краешек заката
Губы прокусив до острой боли.
Так хотел я получить награду.
И она нашла меня на поле.
И слетится воронье на тризну
Расклевать растерзанную песню.
Но к утру долина будет чистой,
А ручей в овраге - снова пресным.
Наша осень вывесила флаги,
Пулями расшитые знамена.
Колыхались траурные стяги
Над землею, кровью напоенной.

Отличная лирика, но я почти ничего не узнала о Викторе Цое из этого стихотворения.

№4
ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ

Бар Высоцкого. «Шанталь»*.
Обжитой приют богемы.
Стиль хай-тек. Стекло и сталь.
Фото. Надпись «Вертикаль».
- Видишь, с кем мы!

Как беснуется струна!
Этот натиск, это рвенье
Вытравляла зря страна
В те пустые времена
Безвременья.

«Лукоморья больше нет!» -
Хриплый голос сквозь динамик.
Словно он постиг секрет,
Что спустя десятки лет
Будет с нами!

Он – хронический бунтарь
До тупых сердечных колик,
Под усмешки властных харь
Жизнь метнувший на алтарь
Алкоголик.

...Это нынче говорят
Рассудительно и гладко -
Он кричал, он бил в набат,
Отдавая свой талант
Без остатка.

Бар Высоцкого. Рояль
Молчалив. Нет общей темы
И у нас. Седой февраль
Гонит вьюжную спираль
В рай богемы.

Почти ничего, или очень мало о Высоцком. Больше о восприятии его  нашими современниками, чем о самом творце, как о человеке.

№5
ХУДОЖНИК ДАЛИ

Запустит в медный таз Луны
Звездой бессонница. Как тени
Вспорхнут испуганные сны,
Оставив гнёзда сновидений.

Под скорлупою «тонких тел»
Желток из мыслей и событий,
Из наших слов и наших дел,
Из неосознанных открытий.

Найдя птенца, плыву во-вне,
Держа добычу осторожно.
Но, вспомнить, что приснилось мне,
Через минуту невозможно.

В руках лишь пёрышко подчас,
Да пух исчезнувшей нирваны...
Чуть задремлю – ударьте в таз!
Тотчас вернусь я с птицей странной.

Это вообще стихи о картинах Дали, а не о самом художнике.

№6
ФРАНСУА ВИНЬОН

Я - Франсуа Вийон. Я изгнан отовсюду.
Бегущий прочь, пришедший в каждый дом,
Гуляка и плясун, бреду с трудом,
Повсюду осуждён...,но слишком много судей!

Пел песни и кутил, и предавался блуду,
И умирал от жажды над ручьём,
Был чужаком в отечестве своём -
Я, Франсуа Вийон! Я изгнан отовсюду...

Повсюду осуждён. Но слишком много судей!
Они везде, мне не унять их прыть,
Они не смогут мне тот грех простить:
Пел песни и кутил, и предавался блуду...

Очень неплохие стихи, если рассматривать их,  как лирику. Здесь ЛГ говорит нам  о себе сам, от 1 лица - форма не совсем та, да и узнаем мы немного, а стихи – хорошие.

№7
В.ВЫСОЦКИЙ

Снег без грязи над погостом эпатажным.
Я здесь не был столько зим, что не угнаться.
Где мои семнадцать лет – уже не важно.
Он ушёл, когда мне было девятнадцать.

Но с тех пор флажки лишь только цвет меняли...
Рвали парус. Кто за бортом – потонули...
Всё, что после "не люблю" – не про меня ли?
Всё несём свою беду – не потому ли?

Наши души не выводятся из комы.
И не терпят психопаты и кликуши.
Этот город – он чужой и незнакомый,
Словно Гамлет, кровной клятвы не нарушив.

Ходят толпы, и всё тонет в фарисействе.
Где же финиш – горизонт? Кто будет первым?
Лишь в ток-шоу, совратив порядок действий,
Рвётся нерв, немного действуя на нервы.

Снег без грязи – не синоним жизни долгой
Без вранья, и корабли давно сгорели.
Все баллады: о борьбе, любви и Боге –
Неуместны, как не к месту бард в борделе.

Над погостом – вороньё, его здесь много.
Прямо церковь, но ведёт дорога вправо.
Чуть помедленней не выйдет той дорогой.
Мы спешим, и не найти на нас управу.

Стынут годы, обращённые каверной.
Без границы... Как же так, неправда, братцы?!.
И мне кажется, что к лучшему, наверно –
Он ушёл, когда мне было девятнадцать...

И не видел, и не слышал, и не ведал,
Не смешался с мутным слоем, маясь между...
Снег без грязи покрывает время следом...
Вдоль обрыва, по-над пропастью надежды.

Эти стихи мне понравились, но скажите, о ком они – об авторе стихов или о Высоцком? Мне кажется, об авторе и о его отношении к жизни. Это лирическое стихотворение, а не рассказ на тему…

№8
ВЕРОНИКА ТУШНОВА

"Не на будущее,
так за прошлое,
за упокой души,
напиши обо мне хорошее.
Я уже умерла. Напиши!"

                /Вероника Тушнова/

Нет, ты не умерла и каждой строчкой
Со мною говорит твоя душа,
Она - в ромашке пыльной и в листочках,
Что их уносит ветер, не спеша,

И в журавлях, что пролетают клином,
И в небе, что над нами в даль плывёт,
И в первой снега белизне невинной,
В надежде тех, кто счастья очень ждёт...

"Сияющая обнаженность рощи..." -    1
И сказано здесь всё, без лишних слов...
Нет для меня "пронзительнее, проще   2
И одухотвореннее " стихов...

О ком эти стихи? Что мы узнаем из них о Веронике Тушновой? Только отношение к ней автора –лирическое  восприятие ею  стихов Вероники.

№9
А.С.ПУШКИН

Ну откуда здесь запах жасмина - переплелся с опавшей листвою
И схлестнулся со свежестью ливня… Может ветер принес за собою?
Или в кружеве лёгкой скамейки зацепился - подарком от лета,
Невесомо-воздушным ремейком, ароматною нотой сонета?

Приласкал он застывшие кудри мальчугана ещё, лицеиста –
Тот навеки замолк, не разбудит его шум городской. И туристы
Постоят в отдалении рядом, любопытством покой не нарушив –
На скамье Царскосельского сада призадумался юноша Пушкин…

А это отличные лирические стихи о… памятнике!

№10
НИЗАМИ

Проплывает времён череда,
Звёздной пылью осев на ресницах.
И как будто всё было всегда,
Но вспорхнуло невиданной птицей…
Всё, что было – уже не вернуть,
Но попутные ветры подуют,
Стоит створки души распахнуть
В ту страну, что ещё не придумал…
Ты счастливец – ты мира творец!
Ты размашистым росчерком создал
Неба свод и прекрасный дворец,
Песни птиц и хрустальные воды…
Ароматные ветры легки.
Серебрятся замшелые камни.
Ловят рыбу с утра рыбаки
В той реке, что пока безымянна.
И о ком-то тоскует свирель,
Ей сочувствует горное эхо.
А всего-то - шалунья-капель
Разбудила с утра человека.

О самом Низами – очень мало, от силы один катрен. Остальное - красивая лирика.

Я думаю, что примеров уже достаточно. Нужен какой-то вывод? Вывод есть - он возник у меня совершенно неожиданно для меня самой:
 
Хотите победить в конкурсе? – Тогда не ленитесь писать новые стихи для конкретного конкурса - в заданной форме и в тему. Такие произведения,  как правило,  всегда  имеют успех.

Конкурсы – это прекрасная школа тренировки поэтического мастерства, обязательным условием которого, в том числе, является и умение писать стихи на заданную тему, а не только лирически исследовать свою личность, свои ощущения и свои претензии и пожелания к жизни…
                С уважением, Алкора.