возможность воспитания

Дюринг Евгений
     эти примеры доказывают, что воспитание возможно, что призывы не обманчивы, на них можно ответить, им можно следовать – и в преследовании цели, на которую они указывают, достичь успеха, единственный успех, который считается, и первое, что необходимо сделать, это отвоевать свободное время, отвоевать свободу для  усилий в достижении этой цели, понятно ли я говорю, если я о себе, то можно было бы и не спрашивать, сам себя я прекрасно понимаю, да нет же, вот и доказательство, противоречие, испепеляющее, как молния божества, как водородный взрыв, искать самого себя в убеждении, что ты сам себя понимаешь, это нелепо, признаю: для себя я так же загадочен, сокровенен, как и для других, до которых, кстати, мне нет никакого дела, но понимание имеет одинаковые законы для каждого и для всех, другими словами, если я хочу понять себя, я должен сделать это так, чтобы меня поняли и другие, вот почему обращение к другим не лишено смысла, и к нему я буду прибегать часто, надеюсь, путь будет долог, «задача неисполнима, но мы не должны отказываться от нее», поучительное изречение, его нужно выбить в этой местности на каждом столбе, правильно ли так сказать, соответствует ли такой способ выражения обычаям того, кого я разыскиваю, не сказал бы он по-другому, не упомянул бы сначала щит, потом надпись и потом – столб, на который крепится этот щит, заинтересован ли он в деталях, в точности выражений, в единстве стиля, выяснить это удастся только в конце, надеюсь, я до него доберусь, я уже не говорю «ты» или «мы» и считаю это продвижением в правильном направлении, каждый день я должен проходить часть пути и под вечер, остановившись на привал, записывать что-то на щите, прибивая его затем к столбу, заранее врытому в землю, это и будет моим отчетом о путешествии, ловко придумано, путешествие, которое не отличается от рассказа о нем, и не пора ли дать себе имя, назвать себя Александром, Альфредом, Андреем, Алексом, сколько возможностей, и ни одна не кажется предпочтительнее, выберем наугад, итак, Александр, что я знаю об Александре, ничего, а что я надеюсь о нем узнать, все, например, вправду ли он носит это имя, или я поспешил с выбором, и если да, то можно ли будет в конце поменять его на другое, насколько фатален этот выбор, предопределяет ли он исход путешествия, его успех или неудачу, ничего не ясно, ничего, только слабая надежда, что кое-что, вряд ли все, прояснится в конце, когда последний щит будет прибит к последнему столбу, но пока довольно и этого, главное, не отступать от задуманного, и да поможет мне Б., т. е. А.

–––––––––––––––––––––––––
     «Стань самим собой!» – С. Беккет. «Безымянный».
     «Человеку, который не хочет принадлежать к массе, достаточно только перестать быть инертным в отношении самого себя; пусть он следует голосу своей совести, который говорит ему: “Будь самим собой! Все, что ты теперь делаешь, думаешь и к чему стремишься, – это не ты сам”. Каждая юная душа слышит этот призыв днем и ночью и содрогается, ибо она чует предназначенную ей от века меру счастья, когда думает о своем подлинном освобождении…». – Ф. Ницше. «Шопенгауэр как воспитатель».
     «Это то, чему учил нас Рабби Тарфон в “Изречениях отцов”, тонко понимая постоянно колеблющееся противостояние между оптимизмом и пессимизмом: “Вам не дано выполнить задачу, но это не значит, что вы должны отказываться от ее исполнения”». – М. Брод. «Франц Кафка».