Вот дрогнул занавес Венок сонетов 13

Александр-Георгий Архангельский
Ольга Полевина.
http://www.stihi.ru/avtor/polon
Александр Архангельский
http://www.stihi.ru/avtor/dmytrovych51

Вот дрогнул занавес… Венок сонетов 13


Ольга Полевина. Магистрал

Антракт. А сколько мне осталось актов
на этой сцене плохонькой сыграть?
Что было б лучше – знать или не знать
количество оставшихся антрактов?
Вот дрогнул занавес – и я иду
играть не мной придуманные сцены,
лить кровь в корриде на песок арены
и зрителей дурачить на ходу.
И, подмигнув устало отраженью,
сложу свои я маски к ночи – в ряд.
Как частокол, они меня хранят,
скрывая ото всех мои сомненья.
Вот музыка призывно зазвучала.
Где маска? Где же ты, мое забрало?

Ольга Полевина

1
Антракт. А сколько мне осталось актов
в паршивом фарсе под названьем «жизнь»?
Игра на вылет, только удержись
под гром оваций или свист азартный…
Подмостков смена, декораций пьесы
и публики – изменчивый процесс.
Но неизменна маска на лице:
играю ведь то ангела, то беса.
Могу суровой, гордой быть, жестокой,
могу быть легкомысленно-пустой,
общительно-безбрежной и простой,
могу – такой донельзя одинокой…
Могу я, роли выстроив, как рать,
на этой сцене плохонькой сыграть.

Александр Архангельский

2
На этой сцене плохонькой сыграть
придётся роль героя иль злодея
и поделиться с каждым, чем владею.
Ну, чем толпа орущая – не тать?
За рубль на тыщу зрелищ подавай
и весели её, коль с хлебом туго.
Уж лучше было б мне ходить за плугом,
чем в чувствах изливаться через край.
Но я артист – и не простят мне грех,
и в рай мне после будет путь заказан –
за лицедейство буду я наказан,
что развлекал, но, видимо, не тех.
Про то, кто господин мой – чернь иль знать,
что было б лучше – знать или не знать?

Ольга Полевина

3
Что было б лучше – знать или не знать,
быть иль не быть? Извечные вопросы!
Весною знать, какою будет осень,
и где поставить горести печать?
Какую маску и в какое платье…
Какую роль и текст какой прочесть.
Какою дозой – правду или лесть,
отчаянье, восторг могу сыграть я?
Но что оставлю я на самом дне
в том озере, немыслимо бездонном,
чьи берега непроходимым тёрном
так заросли, что ходу нет извне?
Там проведу, удрав от всех внезапно,
количество оставшихся антрактов.

Александр Архангельский

4
Количество оставшихся антрактов
кто б в пьесе жизни сосчитать сумел?
Мелькает действо… Я покуда цел,
ведь удалось же выжить мне на старте!
Рожденье… Смерть… В нарядном обрамленьи
под занавес, под колокольный звон
снесут… Но жаль – не выйти на поклон…
«Принц датский умер, – скажут с облегченьем.
– И не накажет больше негодяя,
и не поставит каверзный вопрос,
и не толкнёт Офелию на плёс,
безумие в поступках выражая».
Я весь на взводе – в пламени, в чаду…
Вот дрогнул занавес – и я иду…

Ольга Полевина

5
Вот дрогнул занавес – и я иду,
и кто-то мне подсказывает фразы.
Не оступилась до сих пор ни разу!
Аплодисменты!.. Во втором ряду
я, пару глаз внимательных заметив,
играю пьесу только лишь для них,
и, с шепота переходя на крик,
плету из ярких слов густые сети.
Попался или нет? Моя игра
случайно перестала быть игрою.
Так с маскою срастается порою
Лицо… Но эта тема – для пера
редка… Принуждена я неизменно
играть не мной придуманные сцены.

Александр Архангельский

6
Играть не мной придуманные сцены –
удел актёра, неизбежный рок.
И я на это сам себя обрёк.
Не вырваться из этого мне плена.
Жить не смогу я без аплодисментов,
без света рампы, бьющей по глазам,
без занавеса. Он-то, как сезам,
откроется – и зал наполнит светом,
теплом души играющих актёров.
Но часто в пьесе скрытый поворот
к финалу неожиданно ведёт,
который не учтён был режиссёром.
Приходится взаправду за измену
лить кровь в корриде – на песок арены.

Ольга Полевина

7
Лить кровь в корриде на песок арены,
меч деревянный в ножнах золотых
держать, и, выхватив в последний миг,
под занавес ударить непременно.
Обманный жест! Но падает партнёр
как мёртвый, и украдкою хохочет.
А зал кипит, увидевший воочью
и кровь, и боль, и смертный приговор…
Последний отзвучит аккорд в финале –
упавшему я руку протяну.
Поступок мой не ставьте мне в вину –
пойду ли против автора? Едва ли…
А мне – играть всё это на виду.
И зрителей дурачить на ходу.

Александр Архангельский

8
…и зрителей дурачить на ходу,
толпу, что столь охочая до зрелищ,
судьба… Играть, во что и сам не веришь,
и обрекать себя на жизнь в аду.
Изображать влюблённого – без чувств,
с приклеенной улыбкой сердцееда –
вот амплуа, сценическое кредо.
Давно ларец моих желаний пуст.
Люблю тебя, но втайне ото всех.
Играешь ты совсем иные роли.
Увы, не я герой твоих историй.
И призрачна надежда на успех.
Уйду легко, смирившись с пораженьем,
и подмигнув устало отраженью.

Ольга Полевина

9
И, подмигнув устало отраженью,
снимаю грим, когда погаснет свет.
А отражение моё в ответ
лениво растворяется виденьем.
Мы лжём – всегда и всем. Себе самой
всей правды никогда я не открою,
чтоб мой двойник, чтоб «я» мое второе
узнать не смог, что вовсе не игрой
был выпад мой. И соль от слёз – не грим.
Стекает капля, будто кровь из раны…
Ночные слёзы – горько, без обмана…
Играет, может быть, печальный мим,
Кем стало вдруг моё второе «я»?..
Сложу свои я маски к ночи – в ряд…

Александр Архангельский

10
Сложу свои я маски к ночи – в ряд –
и втайне залюбуюсь их подбором.
Героя маска, с нею рядом – вора,
рубахи-парня: чёрт – и кум и сват.
А эта мне досталась неспроста:
играть пришлось на грани выживанья,
и выйти за пределы пониманья,
и муки на кресте терпеть Христа!
А эта прилепилась насовсем –
печального Пьеро – не надо грима.
О, если б я тобою был любимый,
лучился б и сиял во всей красе!
Я в масках – хоть на бал, на маскарад.
Как частокол, они меня хранят.

Ольга Полевина

11
Как частокол, они меня хранят
от мелких горьких брызг – солёных взглядов,
от любопытных, что со мною рядом, –
мне вспрыснуть норовят крысиный яд.
Нельзя без маски! Сердце беззащитно!
Как агрессивна внешняя среда!
Ничем не отделимо иногда
оно, и только маскою прикрыто.
И тонкий бархат отразит удар,
и скроет перестук, как гром набата.
Вуаль – прочнее стали, и не надо
оружия другого иногда…
Лицо прикроет невесомой тенью,
скрывая ото всех мои сомненья.

Александр Архангельский

12
Скрывая ото всех мои сомненья,
с другой покажет маска стороны.
И пробежит вдруг холод вдоль спины,
и зал замрёт в немом оцепененьи:
ужели Он? Ужель пришла пора
опять молиться – Господи, помилуй! –
и собирать в кулак единый силы,
кровь выдавать со страстью на-гора?
Дрожи, тиран! Пришёл и твой черёд!
Я поведу на штурм твоей твердыни.
И будет правда властвовать отныне,
волна затопит гнева – и сметёт.
Историю писать начнём сначала.
Вот музыка призывно зазвучала!

Ольга Полевина

13
Вот музыка призывно зазвучала.
Вот занавес качнулся… Смутный шум,
смешки, хлопки… Вихрь мимолётных дум
и ощущенье призрачного бала…
Уже суфлер свой пролистал талмуд,
уже оркестр к плечу приставил скрипки,
уже змеятся тонкие улыбки.
Уже меня на этой сцене ждут…
А я – открыта!.. Пропустила миг,
прощаясь в мыслях… Проглотить не в силах
ком в горле, и отринуть всё, что было.
А рампы свет меня, как гром, настиг…
Шаг в бездну… Нет! Чтоб я – да не сыграла?!
Где маска? Где же ты, мое забрало?

Александр Архангельский

14
Где маска? Где же ты, моё забрало?
Отнюдь я не тебя хочу сберечь –
горящий взор и пламенную речь.
Покуда время властно не забрало
моё желанье и моё начало,
не занесло над головою меч,
и мне не приказало в землю лечь,
забвенья не укрыло покрывалом, –
люблю! И не на сцене – наяву –
одну тебя. И не играю вовсе.
И знать я не хочу, что будет после.
Безумцем не поэтому ль слыву?
Диктует пьесы ход Великий Автор.
Антракт. А сколько мне осталось актов?..