Двухнедельное ревью 77. Обзор Сергея Пагына

Психоделика
_______________  РЕГЛАМЕНТ  РАБОТЫ  СТРАНИЦЫ  РЕВЬЮ  _______________

день 1-10    —   Приём оригинальных авторских текстов со ссылками на первоисточники.
день 10        —   После специального объявления Обозревателя приём текстов прекращается.
день 11-12  —   Текущий Обозреватель отбирает на свой вкус 5 (или более, по желанию) лучших или наиболее интересных текстов и пишет на них развёрнутые комментарии, которые затем переносятся в "шапку" ревью.
день 13-14  —   Участники и все желающие обсуждают комментарии Обозревателя.
день 15        —   Открывается страница нового Двухнедельного ревью и начинается приём оригинальных авторских текстов.



    Обозреватель:   Сергей Пагын          http://www.stihi.ru/avtor/serghei69


                ЧТО-ТО ВРОДЕ ВСТУПИТЕЛЬНОГО СЛОВА

Если честно, я мало думал и думаю о предназначении поэзии и ее роли. Наверное, это плохо. Не знаю…Чаще думаю о том, что вот… стиш бы хороший написать))
Есть стихи, которые мне просто нравятся. В итоговом обзоре я попытаюсь объяснить, почему выбрал их. На мой взгляд, это очень сложно, а посему мой низкий поклон авторам всевозможных критических и некритических обзоров, среди которых встречаются действительно очень интересные.
Как-то в одном интервью я все-таки попытался поразмышлять на эту тему. В результате ничего нового не сказал. Тем не менее, вот фрагменты:
«…Если говорить об индивидуальном, о духовном опыте человека, то поэзия - лишь один из способов познания мира и самого себя, причем, не самый совершенный».

«Дело в том, что поэзия возможна благодаря присутствию тайны в мире, некой недосказанности.
«И мир еще неизречен
и неисповедим…»

Благодаря этой неисповедимости, сумеречности нашего существования и возможно поэтическое творчество. Человек пытается прояснить свою ситуацию в мире, высветлить нечто в своей душе - в результате рождаются стихи. Только в этом случае поэтическое творчество и обретает какой-то смысл. Но существуют еще живопись, музыка, которая в этом плане, мне кажется, менее опосредованным и более эффективным способом познания. А порой человек достигает таких вершин и такого света, что поэзия теряет свое значение. Скажем так, поэзия – лишь одна из ступеней к самому себе, и, я уверен, далеко не последняя».

«Вспомнилось из Светланы Кековой:

«Зачем ты шепчешь, что душа болит?
Ведь если ветер душу оголит
как суть вещей,
то будет страсть преступна,
жизнь - девственна, а смерть общедоступна.

И что тогда мне жажду утолит?»

А поскольку тайна всеми возможными и невозможными способами изгоняется из современного мира, то может наступить время, когда нам нечем будет утолить жажду, и это будет смертью поэзии. Но мне очень хочется надеяться, что до этого еще далеко…».

В стихах я ценю внятность основного посыла и наличие воздуха и пространства. А еще с трудом (за редким исключением) воспринимаю длинные многословные стихи. Ловлю себя на мысли, что после шестой-седьмой строфы читаю с натугой.

Вот, пожалуй, и все.
Всем участникам ревью желаю удачи и всего самого доброго.

С теплом,
Сергей Пагын

                _____________________________________________

                ПОПЫТКА ОБЗОРА

Поскольку стихи я предпочитаю читать не с монитора, а с листа, распечатал представленные стихи. По ходу чтения на полях я делал заметки с замечаниями по поводу прочитанного. Представляю их вашему вниманию.

Недостаток чувства меры

Странно, но порой талантливые самобытные авторы начинают «давить» на стихо, форсировать, нагнетать страсти. Ощущается переизбыток изобразительных средств, а конечный результат часто внушает некоторое разочарование. Хотя вроде бы должно быть наоборот – максимальный эффект при минимуме изобразительных средств.

Недостаток доверия к отдельно взятому слову

Как следствие - обилие метафор, уничтожающих пространство друг друга. От них порой хочется передохнУть.
Хочется не замутненного прямого слова, воздуха и пространства для него, чтобы оно дышало во всю грудь.

Далее – стихи не нуждаются в объяснениях. Образы и смыслы должны считываться читателем. Конечно же, чтение стихотворения - это труд. Но читатель не должен заниматься разгадыванием стихотворных шарад и головоломок. Это труд иного рода.

Теперь о выбранных стихах

Если говорить откровенно (а следует говорить только так – в противном случае любой литературный обзор лишен смысла), ни одно из прочитанных мной стихотворений не понравилось мне, скажем так, на все сто, то есть Встреча не состоялось. Очень бы хотелось, что это мое высказывание не было воспринято как брюзжание (среди многих стихирских брюзжаний) пресыщенного поэзией человека. Во-первых, никакого пресыщения я в себе не наблюдаю – и слава богу! Во-вторых, просто не случилось Встречи, возможно, и по моей вине. Что тут поделаешь?!
Из прочитанного более всего понравились стихи Яна Брунштейна http://www.stihi.ru/2012/10/19/9945 и Алёны Лёшиной http://www.stihi.ru/2012/11/06/6497 . Первое – живой историей на основе библейского сюжета – с неожиданно пронзительным и глубоко психологичным финалом (возможно, тронуло еще и потому, что у самого подрастает сын)).
Второе – искренним и глубоким чувством, динамикой и опять же сильным эффектным финалом:
а вчера любовь сказал он
сказал – любовь

Еще я бы выделил три стихотворения:

***

расписание на лето
на листке который где-то
потеряла я в субботу
вот его находит кто-то
вот его читает кто-то
кто метет с дорожки снег
слышен смех..

Ла Светлана Ветка Ветка

...........

и

День в доме испанца

В ранний час сорву с тебя рассвет –
Хороша. Как стать прекрасней сможешь?
Но увижу – тела краше нет,
Чем в сиесту. Зрелость женской кожи.

Разрезай напополам гранат,
Кровоточат страстью в полдень зерна.
И затих, казалось дикий, сад –
Укрощенный, нежный и покорный.

Ты смотри – вот сыр и белый хлеб,
Терпкое вино, что любят махи.
Нож изогнут, будто лунный серп –
Ты отрежь и брось ночные страхи

В пыль дороги. Пусть сожрут их псы…
Ночь пришла? Она еще не скоро…
И цыган украл мои часы…
Ты ложись со мной, моя синьора.

Проведу ладонью, захлебнусь –
Как в рассвет. Закат его построже.
Темное вплывает. – Птичья грусть...

Без меня пригрей её, о Боже.

Михаил Микаэль

...........

Да еще – Регина Мариц:

вселяйтесь в опальные домики
где птицы гнездятся в гардинах
штудируйте воздух искомканный
играйте его андантино
кружитесь держитесь за музыку
смотрите в рассвете незваном
как стены становятся узкими
а птицы становятся вами

Собственно, на этом у меня все.
Всем огромное спасибо!

Сергей Пагын