аптечный брейвик

Михаил Зуч
Коротко. Страшная трагедия. Но закономерная. Почему? Давайте рассуждать.

Ставить в один ряд Виноградова с Брейвиком некорректно. Брейвик совершил свой акт насилия из идеологических соображений. Один его «манифест» тянет по обьему на «Войну и мир». У него был мотив. Он ставил цель. Это чистой воды террористический акт, рассчитанный на максимальный общественный резонанс. Он его добился.
Виноградов, несмотря на наличие «манифеста» из трех абзацев в социальной сети, не имел цели «переделать мир». Это акт отчаяния или полного отчуждения данного мира, более всего похожий на кальку с аналогичных случаев на Западе, когда в общественных местах и учебных заведениях происходит очередная бойня. И завершить эту бойню, в отличие от Брейвика, Виноградов был намерен самострелом, как это и бывает в подобных случаях. Но не успел.

Сейчас спектр мнений по поводу случившегося развернулся широко. От конспирологического подозрения в постановке данного «спектакля» спецслужбами, дабы еще закрутить гайки и лишить народ даже намека на владение короткоствольным оружием, до обвинения в банальном крышесьезде. Но нас не должен интересовать последний акт этой трагедии, кто бы или что бы, ни был его «режиссером». Пусть это будет, исходя из вышесказанного, грамотный зомбеж и провокация неких абстрактных реакционных сил или затмение рассудка. Пусть это будет что угодно. Важна лишь суть, исток, та питательная почва, что взрастила из этой юной души хладнокровного убийцу. Вот в этом стоит разобраться.

Озадачившись, даже посмотрел намедни малаховское «Пусть говорят», посвященное данной теме. Но профессиональные хабалки и «политические головы» рассыпались горохом между «запретить», «ужесточить», «усугубить» и «любить друг друга», «уважать» и «верить в Бога». Один лишь Антон Хреков робко высказал, как представляется, правильную мысль. Дословно не скажу, но суть, что в этом человеконенавистническом «манифесте» Виноградова есть истинный мотив: виной всему общество потребления, что ни ставит никаких иных задач и целей, кроме потреблять, и потреблять, и потреблять…
Скажете, до оскомины банально? Ну, а что поделать, братцы, если все мы сегодня пребываем в этом до оскомины банальном обществе, где все изьедено до дыр и нет ни сакральности, ни глубины? Куда тут, собственно, копать, если под ногами бетон, а в воздухе смесь из цементной пыли? В какую сторону света ни пойди, кругом рекламные щиты и дух наживы. Как ни бейся головой о стену, пытаясь разобраться в истоках этой трагедии, вывод лишь один. И он социальный. Ибо есть, с чем сравнивать. Я о СССР.

Вот уже четверть века мы живем по западной кальке. И все, что есть на «просвещенном Западе», есть ныне и у нас. В нагрузку к джинсам и жевачке. Не было в СССР социального явления проституции? Не было. Сейчас любая, в любых позах, вплоть до детской. Скажут, что она была всегда, везде и в СССР тоже, только в латентном скрытом виде? Знаете, процент биологических ****ей, озабоченных бешенством матки, из серии «этому дала, этому дала, этому дала и этому дала» есть всегда, но в здоровом обществе он не выходит за рамки мизерных процентов отклонения от нормы, и не является почвой для легализации узаконенной «профессии». Скажут, что в валютных барах Москвы и Питера она профессионально существовала и в СССР? Но это был строго контролируемый КГБ контингент для более «интимной» работы с иностранцами. Но в обществе-то не было! Или кто-то возразит?
Не было в СССР организованной преступности? Не было. Преступность была, но слиться в многоголовый спрут ей не давали. А уж тем более слиться с властными структурами и правоохранительными органами, что происходит ныне повсеместно. Теперь имеем своих Аль Капоне и Карлеоне в законодательных собраниях и прочем «истеблишменте».
Не было в СССР наркомании? Не было. Один раз я в своем пионерском детстве услышал от одноклассника, чей старший брат вернулся с зоны, что воры покуривают анашу. Что за анаша, и нафига она, никто не ведал.  Но раз это воровская мулька, то точно какая-то зараза, был наш вердикт. Что теперь творится, и говорить не стоит.

Можно и дальше загибать пальцы. Список длинный.
Если кто-то решит, что я решил тупо понастальгировать по почившему СССР, железному занавесу, КПСС и прочим атрибутам советского строя, то ошибется. Все мы сегодня в той или иной степени понимаем и пороки бывшей системы, и причины, приведшие ее к краху. В одну реку дважды не войти. Но мы так же на собственной шкуре ныне ощущаем и все прелести «капиталистического рая». И пусть те, кто считает, что вся беда лишь в том, что у нас пока «недокапитализм» в отличие от Запада, идут читать лекции баранам. У нас самый, что ни есть настояшшый, очищенный до его сути, до корней, явленный во всей красе капитализм. Мы опять впереди планеты всей. Ибо Запад в лице его олигархата, лишенный конкуренции и альтернативы, с легкостью сбросил маску «своего парня» и два последних десятилетия идет семимильными шагами к восстановлению рабовладельческого строя. А мы уже тут! Здравствуйте.
Нашим нуворишам не было нужды изображать из себя агнцев божьих. Расстреляв парламент, они, засучив рукава, принялись с невиданным усердием восстанавливать кастовое общество и насыщать свою утробу на костях плебеев.
Нет у, так называемого, «капитализма» никакой иной подоплеки, идеологии или идеи, кроме бабла во имя власти и власти во имя бабла. Не было, и нет. Никуда он не зовет и никуда он не ведет. Весь его технологический прогресс лишь очередной виток борьбы за прибыль. Так сказать, «побочки» в конкурентной борьбе за выживаемость. Не усрался ему ни Марс, ни наука, ни развитой социум, ни, тем паче, духовный рост населения. И даже более того. Последний ему противопоказан, ибо подразумевает полное раскрытие творческого потенциала в человеке, что неизбежно приводит к независимости ума и духа. Если сегодняшним реальным властителям Запада удастся, наконец, окончательно монополизировать власть в той или иной форме «мирового правительства», то весь его «рост» и «прогресс» окончательно застопорится. Вернее, жестко сегрегируется. Будет верхушка пирамиды из господ, наследственно пользующаяся абсолютной властью и всеми возможными благами, чуть ниже класс продвинутой обслуги для удовлетворения их прихотей, и еще ниже стойла для быдла с распределителем подачек сверху. Все. Паси гусей.

Вот это и есть почва для воспроизводства Виноградовых, возвращаясь к нашей теме. Ибо в обществе, где во главу угла ставиться урвать от жизни все и заглотить кусок побольше, где искусственно закупорены все социальные лифты, где, как шагреневая кожа стремительно сокращается поле возможностей для самореализации человека в областях, не связанных со стремительным обогащением, где атомизированы все социальные связи, включая родственные, где жизнь человека ценна лишь в меру его экономической значимости и количеству нулей на счете, жить не-вы-но-си-мо трудно. И даже дышать порой.
Убогое образование, компьютерные игры, наркотики, зашкаливающая агрессия в обществе, живущему по принципу «человек человеку - волк» - это лишь спусковой крючок. Но «пуля» уже в стволе, а ствол в руке. И это есть убогий социум.
И никакие «запретить», «ужесточить» ни-че-го не поменяют. Если человек решился на такое, он найдет, как это реализовать. Хоть кухонным ножом. А почва никуда не денется. Что нам наглядно демонстрирует оплот «демократии», США, где с регулярностью в несколько месяцев очередной «тихий мальчик» мочит полкласса.

Типун мне на язык, ибо каркать в это деле грешно, НО!... Но есть все основания полагать, что этот случай не последний. Он лишь прецедент. Девять тысяч «лайков» на странице доморощенного «брейвика» говорят не о том, что уже есть девять тысяч потенциальных убийц-последователей. Но говорят о состоянии социума. Сегодня мы «лидируем» в мире по количеству подростковых суицидов. Не дай нам Бог втянуться в «конкурентную гонку» по количеству убитых окружающих теми, кто в порыве отчаяния решил покинуть этот "лучший из миров". А все идет к тому.

Какие выводы? А какие тут могут быть выводы? Понятно, что когда сливали СССР, вместе с водой слили не одного ребенка, а целую родильную палату. Отсюда же понятно, что без восстановления общества социальной справедливости в новом, отредактированном формате, нам не остановить деградацию. Но и понятно, что восстановление социальной справедливости в рамках капиталистической системы невозможно. Мир «чистогана», пользуясь штампами советской пропаганды не утратившими смысла, заматерел в своем маразме и привел цивилизацию к катастрофе, что мы сегодня наблюдаем в стремительно развивающемся экономическом кризисе и вытекающих из него войнах. Либеральных догматиков, если таковые в чистом виде еще есть, можно пачками без зазрения совести класть в Кащенко. Ведь логика проста. Без слома ныне существующей системы через любые формы революции, мы стройными рядами шагаем на погост. Никакой мало-мальски нормальной жизни не предвидится. Крови боимся? Так, ребята, мы уже живем по колено в крови. Ежедневная лента новостей просто заливает монитор. Привыкли? Ну да, так по чуть-чуть, малыми дозами, как наркоманы. Уже не торкает. Все тщимся отстоять свой маленький мирок, авось, да пронесет, приедет дядя Айболит и все исправит. Ну-ну…

Но, знаете… Уже и не надо никаких экстремистских лозунгов. Не надо пропаганды. Все уже развивается независимо от нас. Хаты с краю не найдется. Посмотрите на мир. Все неумолимо движется к развязке. И выбор прост. Либо нас сомнут, и мир окончательно превратится в электронный концлагерь, управляемый шайкой обезумевших дельцов, либо мы отстоим свое право жить по человеческим законам, а не законам стаи. И в рамках этого глобального выбора есть личный выбор. Стать свидетелем, потерпевшим или соучастником. С любой из двух сторон. Есть ли третий путь? Да. Это прилет Нибиру, квантовый скачок и инопланетяне. Хорошо. Оставим место чуду. Но даже это не отменит личного выбора в душе каждого из нас. Как и прогремевших выстрелов.

Вот и все.