Ода Паровозу

Владимир Ал
(ассоциативная композиция)

Однажды во время краткого отпуска меня занесло в глухую швейцарскую деревушку Цермат. Был период очень плохой погоды: от теплых дождей «Ледяная Гора» в центре села растаяла, а больше смотреть там было нечего. Я пошел в местную Муниципальную Библиотеку покопаться в книгах. На пыльных полках мне бросился в глаза текст, напечатанный на принтере редкой в этих местах кирилицей. На титульном листе была сделана пометка от руки: «К Предстоящему Юбилею Нашего Бронепоезда, Стойко Стоящему на Запасных Путях (наброски доклада)». С любезного разрешения прелестной девушки, работавшей в этот день в библиотеке, я сделал кое-какие выписки из этого текста, которые и предлагаю вашему вниманию.

Из Википедии:
    Паровоз - автономный локомотив, использующий в качестве двигателя паровую машину.
    Паровозы были первыми передвигающимися по рельсам тяговыми транспортными средствами.

Цитата из Джорджа Стефенсона:
    Паровоз есть изобретение не одного человека, а целого поколения инженеров
    и механиков.

Цитата из запискок машиниста Франца Яблонского:
    Паровоз не боится ни быстрой езды, ни высокой форсировки котла. Паровоз
    боится только невнимательного обращения, плохого ремонта и ухода.

Выписки из текста основного доклада:
    ...
    Хотя первый прототип Паровоза был построен во Франции ещё в 1769 году военным
    инженером Николя-Жозе Кюньо (Nicolas-Joseph Cugnot), первый по-настоящему
    работоспособный Паровоз, «Ракета» (Rocket) был создан в Англии Джорджем Стефенсоном
    только в 1830 году. В России первый Паровоз построили отец и сын Черепановы тремя
    годами позже. В течение XIX века Паровозы совершенствовались, и к началу XX века
    уже сложилась устоявшаяся конструкция Паровоза.
    ...
    Паровоз оказал огромное влияние на жизнь и последующее развитие всего
    человечества. Вот несколько характерных примеров:
    ...
    Благодаря Паровозу братья Люмьер смогли дать путёвку в жизнь новому виду
    искусства – синаматографу («Прибытия Поезда»). Подумайте сами: ведь кто бы
    пошел смотреть на «Прибытие Экипажа»?
    ...
    Историки науковедения установили, что именно Паровоз подтолкнул математика
    Лобачевского к формулировке аксиомы о паралельности прямых. Скромный служащий,
    будучи в переездах между Петербургом, Москвой и Казанью, он часами просиживал
    у окна вагона, глядя на убегающие вдаль рельсы... Это и подвигнуло его мысль
    на нужный путь.
    ...
    Благодаря Паровозу новый аллюр получило и сыскное дело. Благодаря неспешно
    движущемуся Паровозу сыщик Эркюль Пуаро мог спокойно и уверенно совершенствовать
    свое мастерство при разгадывании такого заковыристого дела об убийстве в
    «Восточном Экспрессе».
    ...
    Романтическая струнка. В своих неоднократно изданых и переизданых мемуарах,
    первый раз увидевших свет еще до первой мировой войны под заголовком «Он и Я»,
    Анна Каренина называет Паровоз не иначе как «Моим Любимым Избавителем».
    ...
    Когда в воздухе запахло дымами Призрака Коммунизма и повеяло Ветрами Революции,
    Паровоз и тут оказался при деле. Именно с его помощью Ленин смог пробраться из
    буржуазного и довольного своей сытостью Цюриха по льду Женевского озера и далее
    через Финский залив в свой шалаш для раскачивания колыбели революции.
    ...
    В годы общественных перемен Паровоз неоднократно приходил на помощь народу.
    Это для него прокладывает путь в Шепетовку Павка Корчагин: без еды, без мыла
    и без ракет, на холоде и отстреливаясь от врагов, скашивая окружающий лес на
    шпалы, прокладывал Павка путь – для него, для Паровоза.
    ...
    «Наш Паровоз, вперёд лети – в Коммуне остановка» – пели первые романтики
    революции.
    ...
    Перечислить тех, чьи судьбы тесно переплетались с Паровозом:
    - Сергей Лазо,
    - Константин Заслонов,
    - Миколка-Паровоз
    (надо пополнить список).
    ...
    Годы НЭПа и буржуазного разложения пытались исказить чистоту образа Паровоза.
    Ведь до чего дошло дело: картежники приладили светлое имя Паровоза к такой
    декадентской игре как преферанс – «паровоз на мизере».
    ...
    С повсеместным распространением либеральной экономики воротилы автомобильного
    бизнеса всеръёз пошли в атаку на Паровоз. В чем только его не обвиняли: ему
    ставили в вину и низкий КПД, и недостаточную эффективность сгорания топлива
    в паровом котле, и необходимость в больших запасах воды. Дошло дело до обвинений
    в тяжёлых условиях труда локомотивной бригады. Но стоит отметить, что несмотря
    на тяжёлые условия работы, Паровозы, тем не менее, весьма ценились машинистами.
    Прежде всего это было связано с тем, что, в отличие от тепловозов и электровозов,
    теоретически расcчитать рациональные режимы ведения поезда для Паровозов
    практически невозможно - слишком много составляющих: температура и давление
    пара, положения регуляторов, уровень воды в котле и т.д. и т.п. Микропроцессор
    тут не поможет, а ведь именно из-за этого и ценился практический опыт машинистов.
    С уходом Паровозов, авторитет профессии «машинист локомотива» значительно упал.
    ...
    В годы отката «хрущевской оттепели» и с началом «застоя» Паровоз явился
    предвестником грядущих перемен. Тогда еще нельзя было ЯВНО упоминать его имени,
    но правдивая информация находила себе дорогу в иносказательной форме.
    Предвосхищая грядущую «Перестройку» романтики таежного костра от имени
    Паровоза правильно расставляли все акценты:
        а поезд длинный смешной чудак,
        знак рисуя, твердит вопрос:
        что-же что-же не так, не так,
        что же не удалось?
            (Юрий Кукин).
    ...
    Подрастающее поколение воспитывалось в уважении к Паровозу:
        Голубой вагон бежит качается
        Скорый поезд набирает ход
        Ну зачем же этот день кончается
        Пусть бы он тянулся целый год
        Скатертью скатертью дальний путь стелится
        упирается прямо в небосклон
        Каждому каждому в лучшее верится
        Катится катится голубой вагон
             (детская песенка В.Шаинского на слова А.Тимофеевского)
    Вот так хором пели детсадовцы - вот так передавалась эстафета поколений.
    ...
    Невзирая на засилие цензуры правда о Паровозе или, как говорли в народе
    «паровозная правда», всегда находила дорогу к людям. С любовью и нежностью
    в своих песнях говорит о Паровозе Юрий Визбор, выбирая для этого самые
    неожиденные образы: иногда у него это «пароходик на темной воде», а иногда
    даже и «чайник со свистком». Он еще НЕ МОГ тогда Его назвать ПРЯМО, но
    мы-то догадываемся, ЧТО именно на самом деле хотел сказать нам поэт.
    ...

Вот то немногое, что мне удалось выписать из этого «Доклада». Там была еще и отдельная страничка, на которой были стихотворные строки. Рядом была пометка от руки «использовать как речевку для приветствия от группы пионеров депо Москва Сортировочная». Группа должна была состоять из шести ребятишек, каждый из которых должен был декламировать одну строфу. Сценарный план предусматривал также, что по окончании декламации пионеры должны были стать друг за дружкой по росту и, изображая «поезд» под соответствующие Паровозу звуки, уйти со сцены...

**

Как мысли творческой черёд
скользи, непостижимый,
железный конь, лети вперёд,
engine пародвижимый!

Да, вместо рельса – ржавый прут,
скребут на сердце кошки,
но пусть от зависти умрут
асфальтовые вошки!

От нефтеносности пластов
ты независим гордо.
Надёжней сварен твой остов
конвейерного “Форда”!

С последней каплей нефтяной
уйдут бензовонючки,
а ты вернёшься к нам – иной –
из временной отлучки!

Всегда с прогрессом впереди,
не может быть сомнений,
что – с Паровозом победим
планеты потепленье!

И за вокзалом ждёт вокзал,
по рельсам, словно в вечность,
как Лобачевский предсказал
ты мчишься в бесконечность!

У-уууу!
Чух-чух-чух-чух-чух...

2010