История 3. Криминальная. Ветеранам посвящается

Анна Энсенада
   Тетя Оля мне очень напоминала Рину Зеленую в роли домработницы Ариши в фильме *Подкидыш*. Такие же быстрый говорок и обороты речи. Даже внешне она была на нее похожа. Поэтому я улыбалась каждый раз, когда мы с ней встречались.
   Собственно, она была не моя тетя, а мамина, но я, как и моя мама, звала ее *тетя Оля*. И мне она очень нравилась. Дома у нее всегда вкусно пахло пудрой, особо чудесными котлетами и старыми книгами. В углу стояло старинное гигантское зеркало во все три метра высоты старой квартиры на Мясницкой (тогда еще Кирова), а на буфете вели хороводы старинные фарфоровые статуэтки. Когда я до них добиралась, забравшись на спинку старого плюшевого кресла, то уже не могла ни о чем думать. Только глядеть и представлять разные сценки из жизни дам и кавалеров, балерин и клоунов, собачек и охотников на оленей. А еще обращалась она ко мне, как ко взрослой. И рассказывала при мне все-все. И я чувствовала себя причастной взрослой жизни. Мама говорила, что *она несдержана при ребенке, потому что у нее никогда не было своих детей*.
   У тети Оли был муж - дядя Коля. Ну да. Прямо вот так - Оля и Коля. Это был статный пожилой красавец, любящий хорошо выпить в праздник и побалагурить во все остальные дни. Тетя Оля называла его *мой ангел*, но при этом не забывала иной раз на него за что-нибудь прикрикнуть.

   1.

   Познакомились они на фронте. Тетя Оля, студентка 3-го курса мед.института, была мобилизована на фронт в 1942 году.  Войну она прошла почти всю, латая вместе с *доктором Рафаилом Дмитриевичем*, как она его называла, в хирургических полевых госпиталях. Жаль, что я не запомнила фамилию доктора. Но зато запомнила, что после Великой Отечественной он принимал участие еще и в Японской. Тетя Оля говорила, что это был потрясающий врач, который спас жизнь и ей лично.
   Во время одной из операций рядом с палаткой, где она проходила, упал снаряд. К счастью, доктора и пациента не задело, но вот тетю Олю тяжело ранило в живот. И доктор тут же, не отходя ни на миг, сделал операцию и ей, тем самым сохранив тете Оле жизнь. Правда, после этого ранения тетя Оля осталась на всю жизнь бесплодной. Уже не медсестрой, но пациенткой она познакомилась в госпитале с другим пациентом - дядей Колей. Веселый и красивый, он сразу покорил ее девичье сердце. Надо признаться, что тетя Оля тоже была красавица. А еще она была очень разговорчивая и веселая. И ничего удивительного не было в том, что с войны они вернулись вместе. Мужем и женой.

   2.

   Дядя Коля до войны был геологом. А после войны он работал преподавателем в техникуме. А когда вышел на пенсию, то устроился работать в тир. Да не в простой, а в тот самый, куда приходили пострелять члены политбюро! В Кремлевский!
   Этот тир и стал причиной его смерти.
   Не знаю, когда начались роковые события в тире, о которых стал сокрушаться дядя Коля. Может быть, они были всегда, а он не сразу заметил. А, может быть, с приходом нового начальника Чапочкина.
   Вот этого Чапочкина дядя Коля и винил во всем. А криминал состоял в том, что патроны, настоящие боевые патроны (!) пускали куда-то налево. Добавлю, что на тот момент уже умер Брежнев, Андропов, Черненко и Генеральным секретарем в СССР был уже печально известный Горбачев.
   Дядя Коля жаловался только жене. Он очень боялся поведать об этом кому-нибудь еще. Но тетя Оля была очень принципиальной. И она рассказывала об этом всем! И очень настойчиво советовала дяде Коле *вывести негодяев на чистую воду*, потому что *кому как не к преступникам попадают патроны*.
   И дядя Коля решил посоветоваться об этом деле с кем-нибудь таким, кому можно было довериться без страха. А может быть он решил провести собственное расследование? Но вышло так, что он не нашел ничего лучшего, как завести об этом разговор с напарником, с которым он на тот момент работал уже четыре года.
   - Борис хороший человек.- говорил он,- Он работает там поболе моего. Он бывший старшина. Он может знать, к кому еще можно обратиться.
   Тетя же Оля советовала идти на Петровку.

   3.

   Ночью, через три дня после того, как дядя Коля посоветовался с Борисом, тир сгорел. Сгорел в нем и дядя Коля.
   К тете Оле приезжали с Петровки. Расспрашивали. Записывали имена и фамилии. Тетя Оля рассказала все что знала. Чапочкина не тронули. Посадили Бориса.
   Но тетя Оля была уверена, что именно Чапочкин заправлял криминалом в тире.
   - Коля знал всю поднаготную!- говорила она,- Он мне так и говорил: Чапочкина надо взять за ж....
   
   Печальное событие совпало с переселением жителей коммуналок ул.Кирова (Мясницкой) в другие районы Москвы и въездом на их жилплощади разнообразных контор и организаций.
   Тетю Олю переселили на Преображенку. В однокомнатную квартирку в длинный-предлинный дом, на первом этаже которого располагался универмаг.
   Для нее это было не меньшим потрясением, чем смерть любимого Коли. Ведь она привыкла к соседям, которых она считала родными. Она с невероятной теплотой вспоминала все те 40 лет, что прожила в коммунальной квартире на четвертом этаже дома дореволюционной постройки. Там по длинному коридору бегали дети. "Ольга!- кричала соседка,- Я в овощную лавку! Посмотри за моим!" В кухне на чугунной дровяной плите  бурлили кастрюльки, и кто-нибудь из соседей дежурил около огромной печи,  в которую в холодное время надо было постоянно подкидывать брикеты торфа. Праздники справляли всей квартирой, поставив длинные лавки посреди бесконечного коридора.
   - Зато в своей кухне хозяйка! - уговаривала ее моя мама.- Оленька, никто не мешает.
   - Да не нужен мне этот покой... без Коли,- грустно восклицала тетя Оля.
 
   Умерла она через два года после заселения в квартиру на Преображенке. Ей было всего 65 лет.