Итоги октября. Алексей Александров

Большой Литературный Конкурс
То, что я ищу в стихах, трудно сформулировать – что-то вроде остатка, который не делится, не поддается пересказу, и еще на эту тему вспоминается с полсотни разных «не». Должен признаться, что я скорее читатель, чем критик (хотя меня здесь и аттестовали именно так), в силу разных причин до сих пор не утративший чувство вербального голода. Вот и на этом конкурсе, при отборе «короткого списка», я больше полагался на рецепторы языка, чем на какие-то объективные критерии, как то выдержанная просодия, сверхзадача и месседж, и т.п., – хотя наверняка все это и учитывалось где-то на подсознательном уровне, автоматически.
 
Ну вот, честно признавшись в собственном непрофессионализме, с легким сердцем приступаю.


1. ВЛАДИМИР МЯЛИН "Саломея, детка, не требуй казни..." http://www.stihi.ru/2012/09/11/6252  , номинатор: БЛК
 
«В пустотелой тыкве горит свеча…»
Сергей Пагын

*  *  *

Саломея, детка, не требуй казни;
В пустотелой тыкве глаза прорежь;
Там внутри от ветра свеча не гаснет
И смешит, пугая во тьме невежд…

Саломея, детка, не будет прока,
Коль в руках поднос с головой живой.
Ты танцуй, чернява и босонога,
С желтоглазой тыквенной головой.

Во дворе, под окнами, где мамаши
Кличут-ждут домой сыновей своих,
Тёмным светом и ветром своих кудряшек
Разжигай игрушечный ужас в них.


Интересное смешение времен и стилей, игрового начала с серьезом готического извода. Помимо забавного, для кого-то может быть кощунственного сочетания библейского сюжета и атрибутики Хэллоуина, в стихотворении наиболее ярко звучит тема подмены (живого мертвым, света тьмой, головы пророка на языческий светильник и т.д.), этот эффект, собственно, и порождает волны, которые чем дальше, тем интереснее интерпретировать...  Немного портит впечатление легкая нотка эстрадности, что, впрочем, наверняка задумывалось автором как прием.   


2. ПОЛИНА СИНЁВА "Гроссмейстер вновь переставляет звёзды..." http://www.stihi.ru/2003/04/14-980  , номинатор: БЛК
 
* * *

1.
Гроссмейстер вновь переставляет звёзды
и продвигает армию на запад.
Рассветный кафель, голые слова.
Вот небо, оказавшись в головах,
перевалило за ночной экватор.
Как божий потолок, как вскрытый люк,
горит и слепнет клеточка кроссворда.

2.
Пейзаж ноябрьский. Дерево. Снежок.
В аллее на скамье два почтальона
играют на ворованные письма,
на города, на улицы и даты.
Картина умещается в конверт,
в небесный свод без штемпеля и марки.

3.
Небесный клоун, плотник, шахматист,
редактор, конвоир, дежурный тренер,
хирург, механик, мусорщик и цензор
внимательно склонятся над столом
и прочитают пятую строку.

4.
Жизнь начинает быть из ничего.
Пролитый чай вдруг обрастает чашкой,
а дальше – кухней, домом на горе
и городом, и адресом с открытки.

5.
И кто ж ты есть? Письмовник, календарь,
поэма ты, задачник, счёт-фактура,
словарь или таблица умноженья?

6.
Пусть справочная братская могила
по алфавиту выстроит немых.

7.
Запомните отгаданное слово.


Как говорится, в тему предыдущего автора. Любопытно наблюдать, как сходятся смысловые и образные круги к камешку, брошенному в конце, как по-киношному плотно монтируется картинка, как щедро и как одновременно экономно тратится словарь. Ну, и да, местами возникает ощущение сделанности, излишней риторики, но все равно, если позволительно здесь применить спортивный термин, это победа «на классе».


3. ЯНИС ГРАНТС "Гийом" http://www.stihi.ru/2010/12/03/3370  , номинатор: Александр Петрушкин
 
(французская солдатская песенка времён
Первой Мировой)

надрывайся за этим столом,
не щадя живота своего:
хлеб и мясо – кусок за куском –
не щадя живота своего.

и портянки затем намотай,
не щадя живота своего.
и молитву затем прочитай,
не щадя живота своего.

а загонят в окопы – кури,
не щадя живота своего.
а погонят в атаку – ори,
не щадя живота своего.

вознесёшься – кусок за куском –
наступивши на вражий фугас.
на могилке напишут:

Гийом.
тот, что Родину спас животом.
не щадя его, Родину спас.

Знакомое чувство – анафоры, выстраивающие ритм, очень тесный мышечный корсет стихотворения, рубленные короткие строки, не слишком богатая рифмовка, опрокидывающий смысл в финале, совпадающим со смертью главного героя. Вроде бы все понятно, а поэзия «начинает быть» из ниоткуда, из ничего. Повторить невозможно, остается принять на веру. Единственное, что слегка напрягает при чтении, это неуклонная авторская воля, можно впасть в зависимость и стать грантсоголиком.


4. KOUKKET "Армия Революции" http://www.stihi.ru/2012/01/10/6503  , номинатор: БЛК
 
I

Армия Революции

Шорохи слабые в гардеробе
музея Октябрьской Революции.
Бабушка-гардеробщица всю ночь открывает гробы.
Из них в шинелях красноармейцы
встают, выстраиваясь в ряды.
Вторгаются в небо на долгие мили
серых буденовок острые шпили.
Бабушка-гардеробщица всю ночь открывает гробы.
Она без устали до рассвета
легко работает острой фомкой.
Над подземельем метет поземка,
гвозди ржавые, капли света.
Она мечтала давно об этом.
Пустая лестница, гардероб.
Как банки с сайрой - за гробом гроб
она вскрывает. И вновь у входа
ее встречает Ее Свобода,
благословляет ее войска.
И отражение от штыка щекотит дремлющие светила.
И вдруг отслаивается от тени
и к ней шагает Владимир Ленин.
Она навстречу... Но крепок сон.
Она навстречу ему... Но он
солдат уводит в снега, в разлуку,
она за ними бежит сквозь вьюгу,
туда, куда, не успев проснуться,
шагнула Армия Революции.


Забавное стихотворение, неровное, с исчезающей строфой, с капризной ритмикой. Написано будто поверх нескольких известных текстов, в результате получилось что-то вроде сложносоставного палимпсеста. Непонятно, что делают гробы в гардеробе музея и как на эти гробы на всю ночь хватает сил бабушки, но вполне допускаю, что такое может быть. Особенно в стихах.


5. МАРИЯ ЗНОБИЩЕВА "Как в детстве, совсем не боясь зимы..." http://www.stihi.ru/2010/10/29/2857  , номинатор: Сергей Беленко
 
Как в детстве, совсем не боясь зимы, -
Не страшно молчать и легко молиться –
Читаю и чту этих дней псалмы,
Где красными гласными льются листья.

Из дочкиной спальни, через порог
Шагну в тишину и замру в поклоне
Октябрьской судороге дорог,
Оврагам и рощам в морозном звоне,

Чернеющим ранам ночных полей,
Которые только вчера дышали…
От белой метели земля милей –
Кормящая мама в пушистой шали.

И в полуживотном осеннем сне
Неистово свежий родится воздух.
Нам станет уютнее и тесней,
Как зверям в норе или птицам в гнёздах.

Все раны открыты. Они – мои,
Как мир стародавний и новогодний.
Ведь есть у всего продолжение, и
Оно не когда-нибудь, а – сегодня.


Пусть немного наивно исполнено и не без банальностей в последних строках, но чувствуется искренний порыв, дыхания хватает на все стихотворение, ткань стиха плотная, как сказал бы Андрей Пермяков, годная. Мне такая поэтика не близка, но она имеет право на существование, а к плюсам стоит отнести неожиданно возникающие смыслы, м.б. даже и не совсем по авторской логике, такие, как, например, в четвертой строфе.


6. АНДРЕЙ КАПШУКОВ ХАРЬКОВ "Трава" http://www.stihi.ru/2012/02/21/8871  , номинатор: БЛК
 
У солдатских могил стопы сдержанно-ласково гладит трава,
поднимаясь из ломких костей, погребенных под нами,
восполняя корнями урон после встречи с металлом.
Это мертвые тянут зеленые пальцы, похож  на слова
слабый шелест стеблей
/пленка неба прижата камнями/
Под родным одеялом земли спящим надо так мало -

ощутить,  что  из семени их сквозь года проросли наших ног,
рук, сердец молодые листы, жизнь наследуя дважды
/по стеклу тишины - рябь почти различимых созвучий/
Тычась в ноги  доверчиво-кротко, как глупый зеленый щенок,
приходящих встречает трава. Легкий шорох расскажет
без прикрас о любви самой сильной - погибших к живущим.

Начавшись как патриотическое, стихотворение к моему удовольствию ушло в более универсальную тему. Жаль, что автору не хватило, на мой вкус, собранности, читай мастеровитости - слишком много дверей открыто, чтобы понять куда идти. Однако, несмотря на неточности (и по смыслу, и по звуку - как в начале второй части стихотворения), все-таки эти стихи запоминаются - то ли странными подробностями (про пленку неба, это понравилось), то ли блуждающей рифмой, почти не ощущаемой в финале.


7. РИБИКЕ "Бесчисленное воинство твое" http://www.stihi.ru/2012/08/31/10299  , номинатор: Клавдия Смирягина Дмитриева
 
Они идут: жующие резинку,
Звенящие монетами в карманах,
Рассеяно окидывающие взглядом
Машины и витрины магазинов.
Они не знают о незримых нитках,
Что их объединяют: разнополых,
Бессчетных, непохожих, незнакомых,
Они несут пакеты, банки колы,
И кое-что еще, оно роднит их:
В них – музыка
Взбегает по ступеням,
Любовником, спешащим на свиданье,
В них музыка, крутящая педали,
Рождающая свет и нетерпенье,
В них музыка, вращающая мир.

Я представляют, как они взлетают,
Перебирая в воздухе ногами
В дырявых джинсах, сапогах и кедах,
Над тротуарами, ларьками и домами,
Над всем, что каждый день нас обступает,
Как войско,
Только музыка над этим
Одерживает вечную победу.

Они идут, и я на них любуюсь,
И, кажется, не чувствую земли.
31.08.2012


Поработать бы над этими стихами чуть-чуть, поправить размер в третьей строчке, добавить что-то, чтобы стихотворение перестало казаться этюдом, зарисовкой, перчинки какой-то что ли. Впрочем, тогда это будет совершенно другой текст.


8. ЛАРИСА МАХОТКИНА "Граммофон играл о небывалом..." http://www.stihi.ru/2011/11/12/5382  , номинатор: Александр Петрушкин
 
. . .

Граммофон играл о небывалом.
Пили чай в запущенном саду.
Это я с экрана увидала
И... заплакала в своем ряду.

Женщины – красивые, как дети,
Исчезали в зарослях травы,
И трепал цветы на шляпках ветер,
Не срывая шляпок с головы.

Песню пел шарманщик перед домом,
Шелестел судьбами попугай...
Почему-то было все знакомым,
Прожитым когда-то невзначай...

А сосед по креслу кушал коржик,
И хихикал кто-то за спиной...
Я, как дура, плакала все горше.
Я не знаю, что стряслось со мной.

Этот граммофон... и эти шляпки...
Этих жизней явственный покой...
А сосед по креслу вдруг зачавкал.
И протопал кто-то за спиной.

1977

Почему-то вспомнились Олейников со стихами о профессоре и синичке, «Столбцы» Заболоцкого - несомненно, несмотря на внешний трагизм и обильные слезы, здесь есть обэриутские ирония и «коверканный» язык. Хотя, конечно, своего авторского в стихотворении маловато, и выглядит все это больше упражнением, пусть и неплохо исполненным, на заданную тему.
 

9. АЛЕКСАНДР КОВАЛЬЧУК КАМЧАТКА "Сон о золотой рыбке" http://stihi.ru/2012/10/09/4529  , номинатор: Клавдия Смирягина Дмитриева
 
(Андрею Данилову)

ОСЕНЬ. КУКАН. УТРО

Под сонной грушей поплавка,
В чешуйках утреннего клёва -
На поводке висит река...

Дочь, прутиком из тальника,
Следами усиков бобровых,
К запруде гонит облака...

Кукан - прищепка окунька,
В цветном штрих-коде плавника...


ЗИМА. ДОМ У РЕКИ

Рыбы спят в тоннеле рек...

Чуток сон их. Имярек,
Посвети им глазом-спичкой,
Посмотреть, как поздний снег
Засыпает дом кирпичный...


ВЕСНА. ТЕПЛЫЙ ВЕТЕР КУРОСИО

(Виктору Диброву)

Откручиваю пуговицу сна...

Чужих стихов страницы-лабиринты
Разведаны до дна,

Уже - почти мои...

Из бухты налетевшая весна
Над головой раскачивает нимбы.

Из чешуи...


Акварели с довольно любопытными образами, живые, но увы, не до конца доработанные. Вообще есть ощущение, что это не цикл, а замаскированные хокку, яркие, хотя неправильные, не по канону сделанные, хотя сезонное слово в названии каждого фрагмента присутствует.


10. ЧЕРНАЯ ЛИСА "Отражения" http://www.stihi.ru/2012/09/01/417 , номинатор: Сергей Беленко
 
Лежишь в траве, изнеженной теплом,
И замечаешь, — небо чище с краю,
Где голубое зеркало крылом
Старательная птица протирает,

Чтоб видеть отражение своё.
А ты приподнимаешься и слышишь,
Что птица отраженная поёт,
Не громче настоящей и не тише.

Как на огонь, летишь на песню ту,
Но исчезают зеркало и птица...
А небо отражает пустоту.
И тонешь в ней.
И не за что схватиться.

Последнее в десятке, которая на самом деле выстроилась по схеме - три плюс три плюс четыре. Интересное стихотворение, модифицированные Чжуан Цзы и бабочка, сон во сне, отражение в отражении. Но, как мне показалось, идеи здесь больше, чего собственно в поэзии ощущаться не должно, отсюда и небольшие шероховатости формы. А так стихотворение очень даже симпатичное.