Тот, который не стрелял. Вечерние стихи 28 ноября

Любовь Сушко
Баллада о неудачливом критике  Вечерние стихи 28 ноября

Эту передачу я  ждала  с большой тревогой,  отголоски прошлого эфира все еще эхом разносились по миру, да и событие архи печальное выпало на 24 ноября – поздно вечером, переговариваясь в чате, мы узнали о внезапной  смерти Михаила Анищенко, свалившейся как снег на голову.

Давно уже не испытывала такого потрясения, да и не только я одна, судя по всему. И хотя для Бога все живы, и что там еще про бессмертие говорится, но Михаил внезапно, именно внезапно ушел в самый разгар наших споров о поэзии и поэте, и теперь остается только пытаться понять, как же обстоят дела в нашем поэтическом королевстве.

Передача "Вечерние стихи"  началась с минуты молчания в  память о поэтической глыбе  с именем Михаил Анищенко, рядом с которой любой из нас только маленькая песчинка, что бы мы там не говорили о себе любимых, как бы не рекламировали себя, все кажется смешным и нелепым, конечно, если не окаменели в собственной звездонутости.

Конечно, потрясло стихотворение, прочитанное Игорем Борисовичем, как прочитанное. Тут невольно раскрыта еще одна грань его бесчисленных талантов, хотя помнится, он музыкант, а стихотворения Михаила прекрасно соединяются с музыкой, что уже было не раз доказано прежде, они пелись еще при жизни поэта. Классика остается классикой.

И к своей радости, мы с Мариной обнаружили  запись стихотворения самого Михаила. Признаться, очень  боялась, что голоса его, авторского исполнения  не услышим вовсе, но по крайней мере одно стихотворение в его исполнение уже есть у нас:

http://www.youtube.com/watch?v=VCZJ3PQojPE  - это «Отец забывший»

Кстати, только сейчас вспомнила, что мы с Михаилом говорили о передаче «Вечерние стихи» и об Игоре Борисовиче еще в самом начале, когда я поместила в первые статьи его стихотворение «Ушедший», конечно, спросив разрешение на то, вот какой был диалог:

Рецензия на «Ушедший» (Михаил Анищенко-Шелехметский)

Дорогой Михаил!
Понимаю, чем Вы меня сразили наповал. Никогда прежде не встречала кого-то из современных поэтов, кто так совпадал бы с Николаем Гумилевым по сути...
Вот это в Статью перенесу, вдруг И.Б. Настенко заглянет.
Любовь

Любовь Сушко 26.10.2012 16:45

Милая Любовь, Настенко стремится к новому, вбирает в себя отрывки, обрывки, штрихи, фрагменты... Но цельности в нем нет, и поэзию он не понимает.

Михаил Анищенко-Шелехметский 26.10.2012 16:49

Но пусть стихотворение почитают, оно такое классное и символичное - "Ушедший"
А Игорь Борисович будет исправляться, он слышит, когда хочет и меняется.

Любовь

Любовь Сушко 26.10.2012 16:53

Делайте, что считаете нужным. Мое благословение вашим трудам.

Михаил Анищенко-Шелехметский 26.10.2012 16:57
 
Это один из наших диалогов на страницах сайта.

Сегодня могу с уверенностью сказать Михаилу, что  поэзию наш режиссер и понимает и чувствует, и это он просто умело скрывал, так что даже Станиславский ( Михаил Анищенко) ему тогда поверил. Приятно в этом убеждаться, пусть и немного запоздало.

И светлая  память нашему Михаилу  в лучшем из миров сегодня, хотя до 40 –го дня, говорят, он должен оставаться среди нас на земле, а потому и сам может убедиться в том, о чем я говорю. Наверняка, он все видит и слышит и тихо улыбается.

Но это первая часть передачи, оказавшейся вот такой печальной – это продолжение нашего разговора с Михаилом..

Орфей и Эвридика
Михаил Анищенко-Шелехметский

http://stihi.ru/2012/08/29/7814

Памяти Евгения Головина

Наложил на дальнейшее вето,
Сунул руки в чужое пальто;
И сказал: «На ничтожное ЭТО
Променял я прекрасное ТО!»

И она, после капель и брома,
Вся дрожала, как тень от свечи;
И мерцание молний и грома,
Словно море, глотала в ночи.

Покачнулась стена листопада,
Закричали вороны в саду.
«Не меня ли ты вывел из ада?»
«Лучше б ты оставалась в аду!»

Дом окутало сумраком Нила,
Догорала свеча на столе.
Всё, что в бездне звало и манило,
Не смогло просиять на земле.

Он ушёл, словно звук от свирели,
В мир своих ненаглядных наяд.
И она у распахнутой двери
Проглотила оранжевый яд.

Поднялась на носки и упала,
На куски разорвала бельё.
Это молния выход искала
Из прекрасного тела её.

№№№№№№№№№№№


Было и еще одно громкое  событие, не добавившее радости и оптимизма, которое обсуждала вся хоккейная общественность. Но если в прошлом году  мир потряс мой Омск,  отправив в отставку  одного из лучших тренеров чеха Ростислава Чаду, и вернув всеобщего любимца Раймо Сумманена назад, то на этот раз то же самое повторилось  один к одному в Питере, в отставку отправлен лучший из лучших тоже  чех Милош Ржига – пан пропал, - как шутят  журналисты, и на его место пригласили тоже финна, тренера финской  сборной Юкке Ялонена – такая вот мода пошла на финских коучей, но хоккеисты нам доказывают, как легко можно отказаться от Победителя, от того, кто оказался на вершине ( у команды Чады было второе место, у команды Ржиги на момент увольнения 1-е на западе… Чем руководствуются люди, принимающие решение? Это Россия, наша действительность...Победителей у нас не любят и не жалуют, увы..

Нелепо, странно , нелогично – других эпитетов не подобрать, но случается и такое в нашем многострадальном спорте, а что же в Поэзии…
Такой же абсурдной, как  отставка  Милоша Ржиги, была прошлая передача, наверное, вся неделя такая выдалась тогда - то трагедия, то фарс, они странно перемешались, а здесь?

Поэтам на этот раз было очень тяжело, я бы на месте любого из них после строк Михаила не смогла бы прочитать ничего своего ( благо, этого не надо было делать), как сказал кто-то из ребят – после столкновения с ним перестаешь писать стихотворения  - думаю в этом что-то есть этакое. Но передача продолжалась, жизнь же должна торжествовать над смертью – это справедливо.

Сразу могу сказать, что передача была диаметрально противоположна первой по двум причинам, наш критик Сергей Арутюнов оказался в желтой рубахе, что сразу отметил  чат, и место Жени Коробковой заняла Елена.

Кто бы мог подумать, что это так повлияет на ее ход, даже если одного из критиков как будто подменили, а второго подменили на самом деле..

Кто бы мог подумать, что  снова придется обратиться к иронической поэме А.Вулыха «Баллада о неудачливом киллере», только уже по другому поводу, в прошлый раз я там позитив искала – киллер промахнулся и разрыдался - уже счастье.

На этот раз разрыдаться пришлось мне самой по другому поводу…

Конечно, хорошо, что наш добрый критик забыл о фаллосах и порнушке, не я ли сама о том всю неделю вопила, как потерпевшая, больше всех возмущалась, но  как только исчезли бесследно фаллосы –ничего не осталось, совсем ничего – подробный анализ каждого стихотворения, где нам еще раз прозой пересказывали, что же автор хотел сказать в своем творении. Так меня изводил когда-то влюбленный парнишка, когда при походе в кино он всю дорогу пересказывал содержание фильма, это было чудовищное испытание...

Помнится, я возмущалась, когда поэты  ни к селу, ни к городу начали пояснять нам свои стихотворения, рассказывать, что они там хотели сказать, чего не хотели… Но когда это делает полчаса критик, да глубокой ночью, это фильм ужасов, да простит меня господин Арутюнов, я бы ушла с такой лекции,(такое случалось в пору студенчества) даже если бы судьба зачета или экзамена решалась, а тут сидела упорно, как полная дура.

Как говорила прежде Женя : - Я уже все давно поняла, а он все рассказывает и рассказывает, и нет конца и края.

Это очень похоже на современные песни, где пара строк ( и два автора текстов) и певун по  20 раз повторяет каждую строчку, то еще больше, так , что уже и слепоглухонемой запомнил, но надо повторить снова.

А что же поэты на этот раз?  Да кто его знает, если  солистом этой группы оказался  добрый критик, то расслышать поэтов было очень трудно.
А хвалил он всех без разбора, так что понять, что-то было очень трудно.

Правда , Тимур Раджабов в чате пытался нас убедить, что Константин круче его самого. Может и так, Тимур,не стану спорить, но слушали мы  только критика, к сожалению, и все время возникал вопрос, а не переборщил ли он, не становится ли добрый критик добреньким…

Наверное, Женя могла бы что-то изменить кардинально. Сменившая ее Елена Прекрасная, пыталась это сделать, но речи ее тоже были длинноваты, девушка явно пыталась обратиться к нашему феерическому чату, и запуталась окончательно, потому что там  сам черт ногу сломит.

 Нам даже уследить за репликами, не только что-то понять, крайне сложно, а кто-то его еще стихами перепонил так, что ничего уже не разобрать...

Могу ей помочь в одном, призывав на помощь самого Пушкина. Мне показалось, что на этот раз за столом сидели его герои:  Онегин и Ленский (слева направо) ну а в центре оказалась  виновница их дуэли  Ольга.

Не буду приводить его  характеристику этой героини, она всем известна со школьной скамьи.. Пушкин признается, что «Ее портрет, он очень мил, я раньше сам его любил»…
Ну а если  предположить, чем закончится голосование в чате, точно так же как и у гения на дуэли или наоборот, а какая разница?

Помню, как один из юношей, желая расшевелить нас,  на экзамене с уверенностью произнес:

- Когда  Ленский убил Онегина и женился на Ольге…

Строгая  завуч, которая таких шуток не любила, предупредила, что он получит  положительную оценку, как только найдет доказательство своего тезиса в тексте. Трудно парню пришлось, вот и с голосванием будет крайне сложно.

Сможет ли  убить Ленский Онегина в нашем голосовании, мы узнаем уже очень скоро – тут может быть любой поворот классического сюжета.

Но я все-таки о киллере , вернее , критике, который  не попал в цель, потому что  перестал критиковать вообще, и это показалось самым странным явлением  в этой передаче.

Но такая у нас страна, тренеров победителей отправляют в отставку, критиков оставляют, наверное потому что никаким  блестящим  финном не заменить, они у нас такие вот  только и остались.

Как там у нас про киллера было у А.Вулыха
http://stihi.ru/2010/02/12/7442

- Вот, сейчас он перчатки наденет
И глаза ощетинит, как зверь…
Так вот, Виктор, а все из-за денег,
Вся херня из-за денег, поверь…
Тут разумное, вечное сеешь,
А тебя вот берут на прицел…

Мы думали, что и с критиком так будет, но получилась другая история, совсем по Высоцкому « Тот, который не стрелял». Правда, там паренек, который не стрелял, оказался спасителем для героя, но боюсь, что у нас все с точностью до наоборот..тот, который не стреляет, а исключительно хвалит всех подряд, перестает быть критиком. Еще в прошлый раз он заикался о любви к одному из авторов, теперь видимо любимыми оказались все, только любовь какая-то странная получилась...

Остается только утешаться тем, что еще не вечер, и  реплика банкира, по поводу киллера тоже вспоминается:

- Знаешь что, не ругай его, Виктор,
Не суди и не будешь судим!

- очень весомо на все мои  возмущения прозвучало. А что делать, если у нас увольняют победителей и так любят проигравших, если критики становятся белыми и пушистыми…

Остается только вспомнить стихотворения Михаила Анищенко, эпохального поэта, теперь так  можно говорить- не остановит, раньше он бы только усмехнулся и что-нибудь этакое резкое ответил, а теперь можно.

 Стихотворение так и называется «Ради любви»
Ради любви

Михаил Анищенко-Шелехметский
http://stihi.ru/2012/04/20/9300
Раны Патрокла

Совесть моя, как дорога, промокла,
Облако памяти сыплет дождём.
Милая женщина, раны Патрокла,
Штопать не надо на теле моём.

Смерть подгадала и время, и место,
Видно, не зря её любит Гефест.
Милая женщина, мать и невеста,
В Трое отныне не будет невест.

Длинными тенями падают стены.
Плавают белые чайки в крови.
- Всё это ради Прекрасной Елены?
- Всё это, милая, ради любви!

Греки во тьме погуляли не хило,
Всё ещё слышатся стоны и вой…
Завтра ты станешь женою Ахилла,
Но через полчаса будешь вдовой.

Зрение тает, туманятся окна,
Не рассчитали мы хода конём…
Что же ты плачешь и раны Патрокла
Штопаешь молча на теле моём?

Вот и двоится оконная рама.
- Милая, милая, кто там идёт?
- Спи, мой возлюбленный. Тень от Приама
Жертву вечернюю к храму несёт.

Каким бы не было голосование в чате, для меня безоговорочно победил Михаил Анищенко, так  получилось, это он уходит ПОБЕДИТЕЛЕМ...
Как хорошо, что он все-таки дотянулся до передачи "Вечерние стихи", думаю, можно включить еще и ролик с его голосом и пронзительным стихотворением "Отец забывший"....Оно очень актуально, таким навсегда и останется...
Да, еще конечно  самое для меня главное стихотворение Михаила, включаю без спорса, потому что не смогу спросить, даже если захочу, но именно оно мне дороже многих других.. Это моя тема, самая главная в жизни, и его тоже, как выясняется - древняя Русь, предания, легенды, мифы славян, сохранившиеся в сказках и былинах

. Славянская сказка

Михаил Анищенко-Шелехметский
http://stihi.ru/2012/08/24/6251


Я вернулся, как могут калеки
Возвращаться сквозь память и дым.
Ты сказала: «Герой! На колени!»,
И приник я к коленям твоим.

Я тебя обнимал, золотую,
Ты горела в чудесном огне,
И читала мне книгу святую
О пределах, неведомых мне…

Были биты все карты в колоде.
Возле сгнивших мостов и могил -
Полюбил я твой дом на болоте,
И решётки на нём полюбил.

Принимая земную неволю,
Прилипая на пролитый клей,
Полюбил я крестьянскую долю,
Как подкова, сгибаясь над ней.

Я теперь молчаливо и строго,
Сбросив лук с молодого плеча,
Верю в вашего жуткого Бога
И горю перед ним, как свеча.

Я не знаю тоски безысходной,
Не нужна мне печаль журавлей…
Лишь бы ты молодой и свободной
В несвободе осталась моей!

Опускаюсь на пол: «Не гоните!
Я не буду по свету летать.
Я пришёл, чтобы звёздные нити
В косы милой моей заплетать».