Глазами очевидца. Михаил Анищенко

Назар Андреев
" Вот ты обращаешься ко мне на "вы". Но русские люди никогда не должны так разговаривать. "Вы" - это тьма. "Иду на вы!" - "Иду на тьму!". А "ТЫ" - свет. Вот почему к Богу никто не обращается на "вы". Главная война, идущая на Земле, война лингвистическая. Изменяя смысл слов, можно уничтожить человечество без единого выстрела.

Михаил Анищенко-Шелехметский   18.06.2012 15:27   Заявить о нарушении правил / Удалить

               

               

                ***


      Эта статья написана по просьбам стихирских однополчан, тех в чьей  душе оставил свой неизгладимый след, замечательный поэт и просто человек  - Михаил Всеволодович  Анищенко.


 24 ноября, вечером, мною был организован сбор средств для Михаила. Изначально, я об этом и не думал.Хотел отправить деньги сам от себя и всё. На какие цели эти деньги собирались - непосредственно для похорон или для супруги Михаила Татьяны - не суть важно.Важно было то, что вместе со мной, на эту общую беду откликнулись десятки других людей, хотя эти десятки были и не многочисленными. Я принял ответственность и люди стали писать мне, звонить, чтобы перевести средства на мой счёт.


 В ближайшие 40 часов спать было некогда - постоянно приходилось отвечать кому-то на вопросы. Сам я знал немного.
 Получилось так, что за день-два до этого печального события, я написал Мише рецензию-благодарность, за то, что он вновь опубликовал,  поэму "Дом и река", в самом верху списка произведений. Я просил Его об этом, т.к. не раз перечитывал это произведение, и даже читал его своей супруге. И вот Миша поднял его на верх списка. Я поблагодарил Его за это. Но ответа не получил, а кто-то написал, что: «УМЕР РУССКИЙ ПОЭТ МИХАИЛ АНИЩЕНКО!»  Другой человек добавил: « Я поставлю за него свечку». Я подумал, что это очень плохие шутки и не найдя подтверждения в интернете успокоился. Но, потом вновь начал искать подтверждение...

 Мне дали телефон Михаила. Позвонил. Ответил мужской голос.Было страшно и хотелось верить,что это выходка Михаила, чтобы привлечь внимание. Надежда умирала во мне последней...
Это был его товарищ - Дмитрий Вырыпаев. Он подтвердил, что Михаил умер.

 Я спросил его, нужны ли средства для погребения? Он сказал, что конечно же помощь будет не лишней, но он сам пока не знает, что делать.
 Мне нужны были координаты Татьяны, но Дмитрий сказал: " Она не в том состоянии, чтобы разговаривать с кем-либо".
Связь, я стал поддерживать с Дмитрием. Предлагал переправить деньги ему. Он подумал и отказался. Но в ответ посоветовал мне собрать их самому и потом перечислить или привезти в Самару. Далее, все, кто следил за событиями, видели всё происходящее сами.

 Признаюсь честно, не в угоду А. Шопенгауэру, равнодушных в тот момент, я любил гораздо больше. От их молчания мне было легче. "Иуды" же не только не доверяли, но говорили обо мне, Бог весть что.
По просьбам "доброжелателей" моя страница была заблокирована.
Не скажу, что это было приятно, но какие-то средства были собраны и надо было ехать в Самару.
 Я Выехал на своём автомобиле в понедельник, во второй половине дня и к 22.00 был на месте.

С утра занимался тем, что получал перечисленные средства в разных банках г. Самары.

Инна из С.Петербурга, попросила меня купить две белых розы для Михаила. А от нас, от всех остальных, я купил жёлтые, всё время держал в руках - до погребения.

 В Доме Литераторов меня встретили хорошо и как-будто все знали. Оказалось, что почти все присутствующие читали мой пост на стихире и не только. Это заслуга Сани Рожкова, который разместил статью и на других литературных порталах. Прощание с Михаилом было организовано на втором этаже дома литераторов. Присутствовало много людей знавших Михаила лично и заочно, но однозначно - случайных людей там не было.

 Мне показалось, что если бы не необходимость погребения тела, Мишу бы никто не отпустил. Так вот он и лежал бы там, как в мавзолее...

 Конечно же, в такой момент приходят разные мысли и многое вспоминается, оценивается и переоценивается. Я видел это своими глазами, и сердцем понимал, что это уже не Миша, а только его безжизненное тело, а сам он, всей  своей духовной сущностью жив, жив в том наследии, которое он оставил нам в своих стихах, в прозе, и просто в личной переписке.

 Спустя примерно 2-2.5 часа тело Михаила понесли к катафалку - в последний путь, к месту захоронения. Процессом руководил Александр Громов, председатель самарского СП. Видно было, что он не просто исполняет необходимое, а лично переживает и с полной самоотдачей и ответственностью относится к происходящему.

 Место для захоронения было выкуплено на городском кладбище не далеко от центрального входа.Средства были собраны друзьями Михаила, а также часть средств поступило от его сына. Александр Громов был рад этому, поскольку там редко кого хоронят.

 На кладбище была организована процедура прощания. На земле лежала красная ковровая дорожка: гроб с телом Михаила поставили в центре, а чуть дальше разместили большие  динамики и микрофон.

Меня удивило, что многие не поехали на кладбище.
Мне, как иногороднему, необходимо было побыстрее возвращаться, но я просто не мог уйти до конца.

 С Татьяной, гражданской супругой Михаила пообщаться не смог, хотя и находился рядом. Это трудно объяснить, нужно было там присутствовать, чтобы понять, почему так... Она была там, и одновременно там не была - совершенно ни с кем не могла говорить.  А кто-то ещё собирался ей звонить!

 Многие просто выходили к микрофону, чтобы рассказать о Михаиле, о своих отношениях с ним, читали свои стихи, посвящённые и этому злополучному дню. Сергей Лямин, поэт и композитор из Ульяновска попросил спеть песню на Мишины стихи. Его поддержали. Он взял гитару и запел.
В голосе чувствовался надрыв, боль об ушедшем - это усилило общее сопереживание. Прошло волной и раздался громкий душераздирающий крик-плач Татьяны... Он звучал долго, почти в унисон с песней. По телу пробежала дрожь, невозможно было сдержать слёз... даже сейчас, когда пишу - переживаю это снова.
(прослушать можно здесь:http://www.songradar.ru/viewsong.php?id=20155)


 Меня попросили сказать несколько слов. Я заранее знал, что должен буду что-то сказать. Я не готовил речь, т.к. за всё это время, я получил множество разных эмоций и меня просто переполняло - даже хотелось высказаться. Я был честен. Так воспитывали меня с детства. Поэтому рассказал про оба «лагеря» стихиры.Не мог умолчать что-либо. И перед Мишей  в первую очередь. Пусть будет стыдно тем, кто вставлял палки в колёса. Если они конечно не утратили, эту замечательную возможность, потому что, именно чувство стыда определяет наличие совести. А совесть, в свою очередь, позволяет нам оставаться людьми. Но, судить их в любом случае - не нам. Да и дело это пустое, ибо думая о других, мы живём их жизнью, а не своей. Об этих людях я сказал вкратце, пусть они не гордятся, что были гвоздём программы.

 Я рассказал, о тех белых розах. О Катерине из Германии, которая одной из первых откликнулась и выслала деньги. О Елене из Белоруссии , и даже о Серёже из Финляндии, который меня атаковал больше всех предлагая помощь. И о всех, кто откликнулся и не оказался безучастным. И не важно, были это деньги, или стихирские баллы, или просто боль в письмах и звонках!

 Собранные средства были переданы мной публично, лично в руки Александру Громову, иначе поступить, я и не мог, т.к. стал мишенью для разных толков.Он сказал, что если потребуется, он напишет об этом. Но, думаю, что факт передачи средств сможет подтвердить любой присутствующий на церемонии прощания.

 Александр  сказал мне, что своим поступком, мы дали всем хороший пример, и в СП г. Самары будет открыт счёт для сбора средств на изготовление памятника для Михаила.
Так-что все, кто хочет отдать дань уважения Михаилу, сможет это сделать в скором времени.


 К сожалению время таяло неумолимо и нужно было прощаться с Михаилом. И перед тем, как лицо Миши закроют саваном, я подошёл к нему и положил ладонь на его руки, как бы здороваясь и прощаясь и мысленно передал привет от всех тех, кто не смог приехать.
Дальнейшую процедуру может представить себе каждый...
 
 Александр Громов приглашал меня на обед , а после него - заехать в самарский  СП, чтобы отдать мне сборник стихов Михаила, но я вынужден был отказаться, т.к. путь до дома не близкий и нужно было выезжать.Не было времени посетить и последнюю пристань Миши - с. Шелехметь. О чём сожалею.



От себя добавлю:
 Я понял, что Россия ещё жива, и жива она будет Вами, отзывчивые и сердечные люди!

Испытываю благодарность ко всем, кто мне помогал и поддерживал!
Извините, что написал не обо всех поимённо. Думаю, что это было бы не уместно.
Миша всё видит и я хочу в это верить!


 "Когда в коконе смердит зелёно-коричневая жижа, даже представить невозможно, что точно в назначенный час это дерьмо преобразится в прекрасную бабочку... А вдруг с русским народом точно так же?

Михаил Анищенко-Шелехметский   20.06.2012 12:13   Заявить о нарушении правил / Удалить "



P.S

По рецензиям поясняю искренне: - Я, абсолютно не держу зла! И более того, готов понять каждого. Такова картина современного мира и всё произошедшее, как нельзя лучше отражает состояние духовности в целом.Но, что сделано - то сделано и это уже в прошлом, история. История, которую мы вершим своими поступками!