Разговор о стихах

Мудman
Откопал своё старое письмо к товарищу. Решил поделиться. Возможно эти рассуждения будут интересны окружающим.

«Хочу поговорить о стихах. Говорить буду просто и сложно одновременно. Сложно,  поскольку сам мало что понимаю из того, что сейчас буду  говорить.  А просто,  потому что чувствую это неким шестым «нюхом» или «внутренним голосом».  Интуиция  — она  как древний инстинкт, который объяснить невозможно, понять невозможно, а порыв её прост, как глоток чистого морозного воздуха.

Вот эта интуиция и заставляет меня делать выводы, облекая в слова и мысли едва уловимые эмоциональные сдвиги.

Наверное, всё  что  я скажу будет относительно. Будет лишь моим личным мнением или «пристрастием». Я его не собираюсь навязывать никому. Но высказаться считаю должным.

Хорошие стихи,  по моему, получаются из сплава богатых поэтических образов и пронзительной мысли,  исходящей не столько из логики, сколько из эмоции. Именно такая мысль является стержнем хороших стихов. Именно к ней цепляются поэтические образы и становятся узнаваемыми. Именно стержневая эмоция такой мысли задает
общую тональность стихов,  доносит настроение автора,  и по сути является тем «вечно живущим огнём», который способен дать самостоятельную жизнь поэтическому творению. Образность же, лишь украшает и  делает форму этой тональности привлекательной. Создаёт такую оболочку,  к которой тянется душа человека. Выполняет роль «ручки», за которую удобно взяться.

Возможны отклонения,  как в сторону «порядка», когда основная мысль довлеет над языком образов,  и делает стихи рубленными и кирпичными, так и в сторону «хаоса», когда строчки наполняются туманными  намёками  и полутенями,  где торчат необъяснимые даже самим автором  ассоциации,  связующим  звеном  которых  является
только рифма, а при её отсутствии, лишь честное слово поэта.

И в том и в другом случае стихи лишь проигрывают  от  этого уклона  в одну из крайностей. Но найти меру между «порядком» — маниакальным знаком Янь, ярким как солнце, символизирующим мужское  начало  и  означающим логику и предопределённость вплоть до фатума,  и «хаосом» — символом женственности, знаком Инь, излучающим  лунное  сияние  и  пронизывающим чувственностью и неопределённостью, и есть, по моему скромному  мнению,  суперзадача слагающего стихи.

Единственной мерой пропорции обоих составляющих в  конкретных стихах является лишь субъективное чувство читателя. Я всегда говорю, что «единого поэтического метра» нет.  Вкусы у всех разные. Угодить на всех невозможно.  И всё же, удачные стихи определённо несут в себе признаки обоих стихий: Инь и Янь. И как положено: чувственное женское начало определяет форму,  а свет ума мужского начала — содержание стихов.

В качестве  примера  приведу  только четыре строки древнего поэта. Само тысячелетие,  через которое эти строки дошли до  нас из прошлого, утверждает их истинное соотношение обоих начал:

     В этом мире на каждом шагу западня.
     Я по собственной воли не пожил и дня.
     Без меня в Небесах принимают решенья,
     А потом бунтарём называют меня.

     Омар Хайям.


22:10:13 23.08.2008          3EFBCF00
»



P.S.

Сегодня в качестве примера, я бы привёл даже не стихи, а всего пару слов от переводчика романа Мориса Дрюона «Пленница замка Шато-Гайар». За эти два слова надо в ножки поклониться тому человеку, который переводил роман с французского языка. Уж не знаю, есть ли эти эквиваленты на ИХ (французском) языке, но вспомнить их по-русски — многого стоит!

«Ошуюю и одесную короля разместились пэры и бароны…»
                Ошуюю (слева), одесную (справа).

(Так и хочется заменить пэров и баронов вместе с королём на атамана с его сотниками и есаулами. Есть в этой фразе игра ума от переводчика. Есть. Словно он подмигивает нам, мол, привет вам, читатели. Я тут тоже не последний человек. Может быть и вы додумаетесь, что сегодняшняя Россия что-то сильно-сильно напоминает… )

Как много говорят эти слова! «Ошуюю» и «Одесную». Стоим лицом на Восток. Оттуда восходит солнце. Город Шуя — слева. Город Одесса — справа. В середине Среднерусская возвышенность и река Десна. Ох, сколько непростых эмоций связано с направлением этого взгляда, утопающего в глубине веков…

Всего два слова, а сколько за ними скрывается!

Поразительно.

Великий. Могучий. Полузабытый. Такой разный. Вечно живой. Меняющийся и подвижный. Неуловимый, как ветер. Всесокрушающий, как пенный гребень девятого вала. Острый, как лезвие бритвы. И горячий, как расплавленный металл. Всякий.

Можно просто взять в руки орфографический словарь русского языка и читать подряд слово за словом. И находить неизвестные для себя вершины, нехоженые тропы, заброшенные деревеньки и лесные чащи.

3:46:24 04.12.2012          1310AC00