Размышление. Как надо учиться у мудрецов

Сара Това Кунин 3
Это всего лишь мои мысли , и я не претендую на полноту понимания.
 В Таргум Йонатан задан вопрос- кто сегодня является лжепророком ? ответ - софрим .Йонатан был одним из великих мудрецов прошлых веков . Софрим - переписчики Торы - в то время были великие мудрецы . От них требовалось не просто переписать - вручную , как и сегодня , но вложить  своё понимание текста,  святость  своей души . Они пишут и тфилин и мезузы - и каждому религиозному еврею известно , что то что написано евреем , стремящимся к святости , будет иметь огромную силу , а написанное профаном и дилетантом - будет слабым и мало поможет тому , кто будет эти предметы использовать . Так вот Ионатан назвал софрим - великих мудрецов - лжепророками . Почему ? Часто на уроках мы слышим - Кадош Барух Ху сказал царю Давиду так , в такой то книге , написанной великим мудрецом , сказано - такому человеку Творец говорит то-то . Однако надо понимать это так , что сам автор книги , будь он хоть Виленский Гаон , хоть Раби Акива , - неслышал он голоса Б-га , потому что максимум чем обладал мудрец - святой дух , руах акодеш . Руах акодеш даёт понимание, а видение даёт только прямое пророчество. Есть толкование Торы , где описано что Творец объяснял Моше рабейну как выглядит менора в переносном Храме . Моше рабейну не мог понять , пока Творец не показал ему . То есть одно дело объяснить словами , другое дело дать увидеть . Тем более с учётом уровня наших мудрецов - они не были на ступени Моше рабейну , голоса Творца не слышали ,ничего не видели , а им дано было понимание с учётом их заслуг и степени святости , то есть частичное знание . Возьмём историю с слепыми , которые ощупывают слона . Каждый получит своё представление, которое будет частичным и противоречащим другим   , никто не будет прав полностью , пока им не будет дано зрение и окажется что все не правы , и каждому дана понять только часть . ПОнимание даётся пропорционально духовному уровню мудреца - и его собственному и поколения. Мудрец - вершина горы , а мы , рядовые евреи - сама гора .
 У нас нет возможности прийти к пророку с вопросом , и мы идёт к мудрецу , даже понимая , что у него есть только часть правды , даже зная что он - лжепророк . ПОтому что у него есть знание Торы , более глубокое чем у нас . А когда Творец вернётся к нам . и даст нам полное зрение , окажется что учителя наши сами обманывались и  невольно обманывали нас .Все высказывания типа - Творец сказал царю Давиду то-то и то-то , надо читать " ПО мнению такого-то мудреца , в этой ситуации Творец мог сказать Давиду - так-то ." И написано в Торе -  приобрети  себе друга и сделай себе рава . Приобрети - то есть если ради обретения хороших друзей надо приложить усилия - это того стоит . Сделай рава - то есть надо в своих глазах возвысить рава , видеть в нём посланника небес , верить в его святость и т.д . Это даст раву силы получить правильное понимание в твоем вопросе . А надеяться надо при этом на Г-спода . Ведь рав должен не просто свою житейскую правду высказать , а передать волю небес .
 Теперь об ответственности еврея в принятии решения . ПО алахе - если человек абсолютно уверен в своей правоте - он может не спрашивать  совета рава . Если же он спросил , получил совет и сделал по его словам ,оказалось совет был ошибочный - он должен принести курбан хатат - то есть за грех . Где же здесь грех ? А грех в том , что человек знал как поступить правильно, а пошёл спрашивать .
 Когда Творец вернётся к народу Израиля, окажется что ОН говорил нам совсем другое , и они учили нас неправильно и ОН спасёт нас от бремени наших грехов , и тогды мы будем видеть истину , а не просто понимать её как можем ,и от лжепророков избавит . Это подобно тому , что проходит ученик , учась писать . Сначала он пишет плохо , коряво и с ошибками , но это неизбежно в начале учёбы . И тот кто это не хочет проходить - вообще не научится писать . А потом мы с Б-жьей помощью выйдем на уровень полного видения истины . Тот же кто не хочет учиться у мудрецов - будет не готов к восприятию истины , и только потеряет от этого . ПОлагающийся на одного себя и личное откровение , идёт путём страданий , которых можно было бы и  не получать . Сегодня мы готовим средства восприятия истины - веру , упование , хорошие качества характера , учимся преодолевать эгоизм и гордыню , подчинять дурное начало служению Творцу , учимся служить Творцу кошерно . А придёт время - нам будет дано видение истины благодаря тем инструментам , что мы запасли . Своим сегодняшним служением мы готовим свою душу для служения настоящего . Тот же кто не готовит , может оказаться в положении евреев , которых Творец из Египта вывел , а они просятся обратно . Умный учится на чужих ошибках , знает как выйти из  своих , мудрый знает как их не  совершать .
Так я понимаю эти вопросы с Б-жьей помощью .