Трус не играет в хоккей. Вечерние стихи 6 декабря

Любовь Сушко
НА ПРОЧНОСТЬ ПРОВЕРЯЮТСЯ ТАЛАНТЫ  Вечерние стихи  6 декабря
          
       Суровый бой ведет ледовая дружина,
Мы верим мужеству отчаянных парней.
В хоккей играют настоящие мужчины,
Трус не играет в хоккей.
Трус не играет в хоккей.
            Гребенников С.

Наверное, даже слепоглухонемой зритель  в прошлую среду почувствовал, что наша любимая передача «Вечерние стихи» впала в кому, после бурной и странной передачи осеннего цикла.

Тому способствовало и печальное событие, связанное с уходом Михаила Анищенко, Светлая ему память, и тот факт, что  поэты ну очень сильно напоминали Онегина- Ольгу –Ленского, и среди них не оказалось Татьяны, а Белинский наш тоже  странный  «тот , который не стрелял». То есть был нарушен закон о том, что если ружье висит на сцене, то оно должно выстрелить, а оно не выстрелило, и кто в том виноват, да Пушкин его знает.

Консилиуму творцов передачи надо было что-то делать, чтобы реанимировать, оживить больного, ведь хоронить его никто не собирался, даже господин Уткин выразил сожаление о том, что  больной наш помереть может, а очень жаль, ведь мы с ним уже сжились. Прирученного Лисенка какому же принцу хочется потерять?

Требовалось хирургическое вмешательство.  Спасительным средством, уже не в первый раз, кстати, оказался спорт, и хоккей в частности.
Хоккей не приживается только в дорогой столице, им даже кубок Гагарина, насильственно отнятый у ястребов прошлой весной, не помог. Но столица, она у нас такая странная, а вот в Челябинске, Уфе, Магнитогорске, Омске, Риге, Казани, конечно, Ярославле, жизнь бурлит именно благодаря хоккею. Даже после великой трагедии 7 сентября, когда погибла команда «Локомотив»,  оживить город, заставить его дышать смогла только новая команда и светлая память о журавлях, ушедших в небеса…

Главный хирург нашей передачи И.Б.Настенко принял правильное решение, наверное, ничего больше не помогло бы в этом процессе спасения если не всего мира, то поэтического детища…

Правда на этот раз с нами не было великолепной Марины Шапиро, королевы, спасшей первый выпуск, той самой Татьяны Лариной, без которой и Онегин, и Ленский и Ольга  были скорее мертвы,  чем живы, потому что Марина – Солнце, а они, как  и сам Пушкин считал – Луна, которая живет только отраженным светом.

Хорошо, что Игорь Борисович после успешной операции вспомнил про Марину, потому что без нее мы не дожили бы до этого выпуска,  и из комы выводить было бы некого.

Еще раз хочу напомнить ее чудное стихотворение «Персик», породившие странные ассоциации у господина критика, и принесшего хаос в ту передачу.
Персик

Марина Шапиро

На ярмарке плодов в неведомом краю
Мне приглянулся персик ароматный,
— Нет денег у меня, но я тебя люблю, —
Сказала я с улыбкою невнятной.

И сразу он ко мне пушистою щекой
Прижался и дохнул осенним югом.
Что делать продавцу — не спорил он со мной,
Поняв, что мы сейчас нашли друг друга.

И мы ушли вдвоем, и нам шептали вслед,
Что мы друг другу вовсе не подходим…
— Кто Он… и кто Она…
— Не миновать им бед…
— Нельзя идти наперекор природе…

По-прежнему люблю на ярмарки ходить,
Но всякий раз одна иду до дома,
Я просто не могу, как в детстве полюбить,
Тому верна,
как никому другому…
http://stihi.ru/2007/06/13-302

Но вот теперь, убедившись в том, что « спорт - это жизнь, целая жизнь и даже немного больше», наши творцы пошли по верному пути, в нужном направлении, первая пятерка рванулась в атаку на вражеские ворота.
Центрфорвард – Настенко, два крайних Орехов и Помидоров, защитники Коробкова и  вышедший покурить Арутюнов были в ударе, каждый, конечно по-своему, но все-таки великолепная пятерка, вратари менялись – один из них оказался слишком молод и наивен, второй слишком стар, а третий и вовсе оказался призраком, периодически появлявшимся на экране. Но отбивались они как могли и как не могли тоже отбивались.
 
Правда, наши защитник Серж чаще всего пытался бить по своим, а не по чужим воротам, и не в первый раз так отличался, но такой он уродился, но в общем и целом матч получился.. Хотя гениальный тренер футболистов Моуриньо  наверное, бы разрыдался, видя такую игру, а  любимец всех омичей Раймо Сумманен прибил бы его планшеткой давно…Но у нас культурное мероприятие, Вечерние стихи, выдававший косяки критик остался жив и невредим.

Но положение было довольно плачевным, особенно если вспомнить  цитату из прошлого чата, где кто-то написал, что живыми и искренними были только режиссер и два ведущих, остальные, увы, не оправдали ожиданий.
Думаю, И.Б.  стало немного обидно, оттого, что стадион – это такое место, где молодые люди объясняются в любви и делают предложение, а не передача о лирике, где сам Велес велел это делать, а не получается.
На нашем  стадионе легко встретить самого сурового губернатора без обычной его свиты, и не просто встретить, но и оказаться в его объятьях, если забит гол, да еще победный за две секунды до сирены, наш губернатор может и сплясать под радостный гул, вой, овации трибун.  Мы успели убедиться, что и беспощадный патриарх может быть просто человеком,  и ничто человеческое ему не чуждо… Кстати, признать свои ошибки и вернуть уволенного тренера тоже может, как  ни странно…

Но почему же тогда поэт, пусть и тысячу раз заслуженный, вдруг превращается в  того самого железного Феликса, на которого страшно смотреть со стороны?

Не этим ли вопросом задалась и творческая группа программы…Это я уже о вчерашней передаче, где  больной вышел из комы, и передача ожила, стала смотреться и слушаться…

Оставалось только оживить Поэтов, чем и занялся сначала  господин Арутюнов, который заговорил о попойке ( еще одна интересная тема после  фаллосов и всеобщей любви). На первый взгляд мне лично показалось, что с утра он побывал каким-то чудом в салоне Сергея Зверева, потому что  кто еще из супер-пупер мастеров мог соорудить ему такую стрижку баксов за 500,  а то и за всю 1000. Не потому ли он был зол на весь остальной мир и начал заигрывать странным, только ему понятным образом с Сарой, решив, что Зверев ему все же поможет проявить все его лучшие качества души..

Конечно, самой радостной вестью было возвращение Жени Коробковой. Ну соскучились мы без нее, право, соскучились, пищу можно есть и без соли и без перца, тот, кто о своем здоровье и долголетье  печется, так и делает, но что за дрянь эта ваша заварная рыба, не так ли говаривал герой культовой новогодней комедии. Вот и передача без Жени, как та самая рыба.

Но как только я взглянула на губернатора, которого вот-вот должны отправить в отставку, простите заслуженного поэта , регалии которого ведущие замаялись перечислять, подумалось, а может быть  на этот раз надо было куда-то Женю отправить, слишком уж они несовместимы в одном формате. Но она тут  и осталось только напомнить Жене о том, что «трус не играет в хоккей», даже если  против тебя выступает сам генерал Нургалиев, как весной было на последнем плей-офф у нас в Омске. Этот самый генерал внутренних дел и фанат «Динамо» поселился у нас на стадионе и просто руководил процессом. Тогда я и начала писать роман «Генералы играют в хоккей», вроде писала быстро, но  генерала уже успели отправить  в отставку, такая вот беда случилась. Герой мой канул в Лету в середине романа.
Наш поэтический  генерал сидел, как глыба Мрака, и он не видел в Жене королеву Марго, вот где беда…
Так начинался  этот хоккейный поединок( к слову сказать реальных матчей в четверг не было ни одного, потому сражались только поэты и  все остальные люди).  Вперед вырвался  липовый защитник Арутюнов, который пытался изобразить флирт с Сарой, посоветовав ей изменить имя. Думаю, в этом  Серж был совершенно прав. Никакая она не Сара, и даже не Ксюша, милая, слегка лиричная со складными стихо-творениями, еще один вариант Пушкинской Ольги – «всегда мила, всегда послушна», ну и дальше по тексту…

Я сразу  вспоминала Юлечку Началову, которая тоже поселилась на нашем стадионе, и прилетает из столицы, чтобы поболеть за своего любимого Александра Фролова, самого сексопильного и обаятельнейшего из капитанов в нашем хоккее, тут мы с Юлей страсть разделяем всем стадионом. Но у Юли есть одно чудесное качество, она не поет на стадионе своих песен, за что мы ее очень и очень любим.  Она понимает, что  не нужно петь о любви, это может нарушить ритм матча, состояние духа всей команды, и если они проиграют после всех этих песен, то  мало не покажется. Теперь Юля просто Муза…
Но недаром наверное Анна Ахматова «Научила женщин говорить» и говорить о любви, конечно.

Но стихотворения о любви звучат   на «ура» только если у человека есть свой мир, неповторимый и прекрасный. Даже на то, что «на правую руку надела перчатку с левой руки» уже успели сказать, и про  то, что он поймет, что  невозможно жить, когда она умрет, и про то, что» хлестал узорчатым ремнем» – в последнем  сегодня особенно опасно признаться публично, сразу на передачу к Андрею Малахову заберут.

В общем, стихотворения о любви –самый трудный выбор, вот о Персике  Марины Шапиро я помню, о 25 сантиметрах и Рикше Юли Соломоновой тоже, а больше ничего и не вспоминается, увы. А ведь сколько читали на разные лады своих лирических откровений милые дамы.

Но  там еще и Бродского девушка попыталась  воскресить, не знаю, как других, но меня это добило. Не потому Поэт  ли отказывался ехать к нам, даже когда уже можно было. Ну зачем же тревожить  поэта и таджиков в каждой новой передаче? Если бы кто-то мне сказал, что  именно эти  образы станут общими местами в современной поэзии, я бы очень удивилась. Особенно бедные таджики, чем они  хуже всех остальных восточных парней, не понимаю, конечно, казахи наши, родные, дагестанцев мы с вами уже пробовали тронуть, все были свидетелями, но почему таджики, а не узбеки скажем? Просто с детства неравнодушна к ним, в  Ташкенте у деда рядом с ними росла, вот теперь за узбеков обидно –никакой поэзии, а они такие мягкие и пушистые и красивые, а как плов готовят, и русских девиц ну очень любят…

Но ладно , этот эпизод воскрешения оказался не самым страшным на самом деле…

Юлечка Началова на стадионе не поет, за что мы ей все благодарны, Сара поет, но на мой взгляд Серж вспомнил на этот раз уже не фаллос, а какой –то свой курортный роман, так выпучились его глаза, наверное, воспоминания были очень страшными… Вот так смотрелось начало его монолога  Гамлета со стороны, кажется он решил не быть и не пить больше. Только  сирена на перерыв смогла нас спасти от этих объяснений в любви между поэтом и критиком, в любой другой ситуации они были бы значительно более уместными эти объяснения, но менее интересными.
Патриарха и  призрака критик сторонился еще больше, судя по ужасу в его глазах, и как-то обошел стороной. Ясно было, что с таким усердием ни одной шайбы в ворота соперников ему не забить. Вот в этом месте трибуны бы начали свистеть, а мы перешли  к сюжету знаменитого романа «Осень патриарха», не буду его пересказывать, есть повод заглянуть в культовый роман наших студенческих лет, но все повторялось и на этот раз.

Михаил Гуськов, вероятно,  никогда не был на хоккее, от него не дождешься объятий и даже снисходительной улыбки, правда, мы с Женей поняли это довольно поздно, за что и поплатились, я разочарованием в авторе  чудного романа «Дочка людоеда», который очень и очень люблю, ей досталось просто по полной программе. Дурные предчувствия не обманули. Знаете, так бывает, когда спасаешь тонущего, он может утащить тебя на дно… Это та самая ситуация…

Критика не может быть приятной, кому интересны Женины объяснения в любви  всем поэтам и призракам, разве мало у нас  одного любвиобильного  защитника, которого почему то называют критиком, зачем нам еще один такой же белый и пушистый,  ну объясните еще одной тупой блондинке…

Михаил Гуськов не был на стадионе, там, где в последнем матче генерала Нургалиева, уже взявшего в руки фужер с шампанским ( при счете 0:0 ) только он один знал исход матча, ну и наш бедный губернатор, который даже не появился на стадионе в тот день, так вот того самого счастливого генерала, уверенного в победе своих орлов, стадион назвал очень нехорошими словами, которые я даже произнести не могу, а то меня тоже на полмиллиона оштрафуют, а где денег   на штраф взять? Так вот у того генерала хватило выдержки не сказать всем нам, что он о нас думает, он просто улыбнулся и помахал нам ручкой.
 
А вот Патриарх бедной нашей поэзии, как коршун на цыпленка,  напал на критика, что конечно, не делает ему чести. Он сидел таким напряженным и каменным перед камерами, словно у него на  даче уже проходил обыск, и конечно, должен был взорваться рано или поздно.
Да и стихотворение, про то, как какая-то немецкая девица украла его у нас прозвучало почти как чистосердечное признание, которое вероятно облегчает вину… А мне просто стало интересно, как бы отреагировал патриарх, если не одно милое создание –наша Женя, а 10 300 болельщиков сказали бы свое веское слово хором? Тогда нам пришло указание не называть судей и гостей по их половой ориентации. Но стадион удержать было уже невозможно…

Привожу пример просто для того, чтобы сравнили ту ситуацию и эту, ведь все познается в сравнении.

А тут прозвучало грозное: - Так у вас больше не будет
По-моему именно эта очень страшная фраза заставила окончательно выйти больного из комы. У меня перед глазами сразу появилась знаменитая тройка, нет, не птица-тройка Гоголя, а другая : Ягода, Ежов и Берия.
Испугалась в полночь страшно, а Игорь Борисович вспомнил, что «Трус не играет в хоккей» и не испугался, на нем же был хоккейный свитер. Хотя для болельщика он был все-таки парнем очень вежливым, прямо образцово показательным, я и то про половую принадлежность судей орала помнится на последнем матче, да и сейчас часто вспоминаю это нехорошее слово – азарт, а он был прямо сама вежливость – признак королей..

Но любимая песня, которая есть в десятках клипов для нашего Раймо Сумманена,  и ее всегда для него врубали на весь стадион, сегодня подходит и для Игоря Борисовича:

Мой приятель - беспечный ездок,
Он однажды решил - нужно жить поперек,
Доверять скоростям, и глушитель - к чертям,
И с тех пор ему стало легко.
Мой приятель - беспечный ездок.
Чемпион пустырей, он всегда одинок,
Он живет невпопад, Без оглядки назад,
Направление - только вперед!

Газ до отказа - он непобедим!
Сначала газ до отказа, а там поглядим.
И кто его знает, где шаг через край.
Газ до отказа, одной ногой в рай!
Мой приятель - беспечный ездок,
Для чего эта гонка - мне невдомек.
Бездорожью он рад, Лишь спидометр - брат,
И никто не сидит на хвосте.
 
Мой приятель - беспечный ездок,
В его жилах течет электрический ток,
Только двигатель ревет,
Вот-вот аорту разорвет
Сумасшедший бензиновый бог.
Газ до отказа - он непобедим!
Сначала газ до отказа, а там поглядим.
И кто его знает, где шаг через край.
Газ до отказа, одной ногой в рай!
Из породы одиноких волков,
С каждым метром наживая врагов,
Тем гордясь, что себе он не врет,
Он против шерсти живет.
Мой приятель - беспечный ездок.
И асфальт он привык растирать в порошок,
Из пятидесяти зол Выбирает все сто,
Неизменно поет рок-н-ролл.
Мой приятель - беспечный ездок,
И рычаг передач для него как курок,
Он плевал на успех, Он один против всех,
Мой приятель - беспечный ездок.
Газ до отказа - он непобедим!
Сначала газ до отказа, а там поглядим.

Я стала думать о том, есть ли на студии группа «Альфа», чтобы Женю, которая ничего в поэзии не понимает – защитить. Ничего, Женечка, такой же товарищ –вождь  назвал Ахматову монахиней и блудницей, а ты просто оказалась неосведомленным в поэзии созданием, переживем как-нибудь такую суровую оценку, тем более, что дипломы нам не профессор Гуськов выдавал, к счастью. У меня это был молодой, с огромными глазами сексопильнейший Николай Николаевич Мисюров, профессор не только филологии, но и философии, нам повезло больше…

Да мы еще забыли о поэте-призраке –там ведь и третий был. Согласна с Женей, он из отряда рисовальщиков. Эта тема мне наиболее близка – художники для меня – боги с самого рождения. И больше всего мне всегда хотелось стать одной из них…Но мой папа, когда взглянул на рисунки, так и сказал:

- Ты будешь хорошо копировать мастеров, но не больше.
Это тогда прозвучало, как приговор…Но ему я поверила, потому что он любил меня больше  всех до последнего вздоха…Но если Евгений и не поверил Жене, то это только его проблемы – замечания и критика ее, пусть и ехидная, была невероятно точна на этот раз, просто выше всех похвал, по ярости патриарха о том можно было судить.

Евгений читал стихотворения очень быстро, но там сразу звучали мотивы поэтов 20-го века, и знаменитое «Нас не надо жалеть, ведь и мы б никого не жалели» Семена Гудзенко, да и многое другое, просто  мы в  поспешном произнесении не успеваешь вспомнить, кто там есть еще в его текстах. Думаю, он это сам чувствовал, а потому проследить могли только те, у кого текст был перед глазами, но он умудрился прочитать другие стихотворения – вот и вся загадка поэта-призрака…

Он показался мне переводчиком, переводившим поэтов второй половины 20-го века в реальность начала 21 века, да простит меня автор. Копии картин порой даже спецы за подлинники выдают, так может случиться и со стихотворениями, но далеко не всегда.. Миф о Фаусте под пером Гете стал шедевром, чем Мефистофель не шутит и на этот раз?

Но  потом, после третьего периода, когда в хоккее интервью берут у победителей – это традиция, дали слово и нашим поэтам…И они своими речами бурными подтвердили , что они проиграли.

Ну не вещают так победители, не угрожают, они улыбаются, радуются, даже обнимаются с репортёрами – взгляните на счастливого Томаша Заборски после 4- забитых им шайб, уж поверьте, потому что победителям не на что обижаться…Они счастливы и всем довольны… А вот тонущие, которые пытаются и других на дно утащить, это ближе к реальности  в данном конкретном случае…

Но мы выплыли. Даже призыв господина Арутюнова заткнуться чат, именно так он и сказал в ярости – это только еще один штрих к победе… Учитесь у настоящих генералов, усмехнуться и поднять бокал шампанского, когда против вас весь стадион – вот это по-генеральски, проигрывать тоже надо уметь…. Это вам не в любви всем подряд объясняться и фаллосы искать повсюду…

Но как может выиграть команда поэтов, когда у нее такие  патриархи  и такие Наполеоны-критики?

А потому, если перейти к наградам хоккейным, которые очень вписываются в передачу тоже, то Кубок регулярного чемпионата достается  команде «Вечерних стихов» достойно, хотя и  с переменным успехом,   проведшей весь этот сезон.
А Кубок Гагарина, тот который вручается за игры на выбывание – Жене Коробковой и поэтам , которых она нам открыла Игорю Цареву, Яну Бруштейну, Юлии Соломоновой, Борису Панкину, Чену Киму – разве не великолепная пятерка?

Да, и конечно, присоединяюсь к Игорю Борисовичу, приз зрительских симпатий Марине Шапиро, она была в самом трудном положении, из которого очень достойно вышла в первой передаче этого цикла.
Наши ведущие легко могут сменить хоккейных комментаторов, после такой –то школы выживания, ну если вдруг окажутся безработными, кстати в суд подают на них футболисты, с хоккеистами такого никогда не  случалось…
И  в завершение можно произнести знаменитую фразу «Еще увидимся, еще победим»

А эта Передача была классная, и очень -очень живая.

Но фотографии Александр Галимов, последний из  ушедших в небеса и выживший в той страшной аварии.
Может быть, Саша поможет и нашей передаче выжить, выстоять и идти дальше своим курсом? Ястребам он помогает побеждать весь этот год...

А ведь  следующая среда день особенный –магия цифр 12.12.12  - такое сочетание –дня , месяца и года встретится еще не скоро, господа телевизионщики. Это надо как-то отметить.

Кстати, о народном поэте – у Евгения Солодкого ( автора нашего сайта)  есть  репортаж к каждому матчу его любимого «Трактора", и на страницу заходят в  день, когда играет команда,  тысячи болельщиков обеих команд, стихотворения перепечатаны в обеих Гостевых книгах. Так кто у нас не среди авторов сайта, а по-настоящему народный?

 Трактор - Авангард 4-6
Евгений Солодкий
http://stihi.ru/2012/11/25/7155

Вновь Авангард – не самый лучший гость,
Он нервы портил Трактору изрядно,
Но чтобы Омску было неповадно,
Нельзя играть нам с гостем на авось...

А потому челябинский вояж,
Для Авангарда быть не должен гладким,
Нам три очка нужны по разнарядке:
Они пополнят Трактору багаж.

Как Тузик грелку, Омск нам не порвать,
Хоть до краев полна желанья чаша,
Но на костях соперника не пляшут,
Их с уваженьем надо побеждать.

Но ястребы хотят вернуть должок,
Их гложет пораженье по буллитам,
И подоплёка матча всем открыта:
Гость рвется трактористам дать урок!....................
«»»»»»»
Но видимо сегодня день чудес,
И снова равный счёт, как не печально,
Такое я предвидел изначально,
Но не предвидел я такой замес.

Ведь на табло уже 4:5,
Всё повернулось «до горы ногами»,
Но виноваты сами и не сами:
Что ж, время есть, чтоб шайбу отыграть.

У нас уже в воротах новый страж,
Ушел Андрюша извлекать уроки,
Чем удивит и что покажет Фокин?
Возьмем ли омичей на абордаж?

Концовка обещает нам накал,
Мы в большинстве и надо постараться,
Во что бы то ни стало отыграться,
Нет, жаль, никто в ворота не попал.

Увы, увы и десять раз увы,
Мы проиграли в очень равной встрече,
Но хочется сказать – еще не вечер,
И уберечь ребят от злой молвы.

Шестая шайба явствует конец:
С победой, Авангард, вы заслужили,
И в честной битве три очка добыли,
Заслуженный реванш – игры венец!


Послесловие

Для Жени Коробковой утешительный приз, нашла старое стихотворение Юрия Полякова, очень подходящее по-моему ко вчерашней передаче, остальным, особенно нервным патриархам не читать, или все  судебные иски Главному редактору Литературки:

Наставник

У поэта эстрадная стать
И костюм с золотистым отливом.
Он стихи меня учит писать,
Озираясь зрачком суетливым.
Он листает мой сборник, кривясь,
И смешно наслаждаясь собою,
Говорит про непрочную связь
Между строчкой моей и судьбою.

Он по столику перстнем стучит
И опять начинает сначала:
Мол, строка у меня не звучит,-
Наставляет, как жить, чтоб звучала,
Крепко врос он в приятную роль
Златоуста, пророка, патрона
Обветшалой эстрады король,
За ненужностью свергнутый с трона...
Сытый, самодовольный осел!!!
Но сижу уважительно стихший:
У него я однажды прочел
Гениальное четверостишье
Юрий Поляков