Мы на роли героев вводили Вечерние стихи 12. 12

Любовь Сушко
МЫ  НА РОЛИ ГЕРОЕВ ВВОДИЛИ СЕБЯ   ВЕЧЕНИЕ СТИХИ 12 ДЕКАБРЯ

На фото большая пресс-конференция с Петри Матикайненом,  12.12.12



И злодея следам не давали остыть,
И прекраснейших дам обещали любить.
И друзей успокоив и ближних любя,
Мы на роли героев вводили себя.
В.Высоцкий

Вчерашний эфир был особенным по многим причинам, начиная с того, что проходил он 12.12.12 – и уже одно это заставляло взглянуть на него пристальнее, но кроме глобальных причин были и очень личные, связанные именно с передачей…

Тут у нас сразу два фактора, которые не давали покоя накануне многим из нас, и  первое – это «триумфальное»  выступление великого поэта эпохи Михаила Гуськова и не менее великого критика Сергея Арутюнова.

Почему снова на этом останавливаюсь? Да потому что весь день группа поддержки этих двух великих парней не давала никому покоя…Вопроса было два, как Михаилу поменяться процентами голосов  с Сарой, и как пережить Сергея Арутюнова на  еще одной передаче, хотя любой из нас с уверенностью мог сказать, что  знаменитая фраза , обращенная ко всему чату Сергея была его лебединой песней, потому что этого не говорит даже Жириновский, когда он куда-то хочет вернуться, заручиться нашей поддержкой.

Но еще больше все поклонники волновались за Женю, а вдруг сбудется страшная угроза Патриция, и  «так больше не будет», мы же никогда не можем отличить блефа от настоящих угроз, а в нашей перепуганной намертво стране особенно. И кто должен был появиться после всего этого на экране?

Исключительно Робин Гуды, причем, чем больше, тем лучше…После нехороших парней, очень нехороших, должны были прийти хорошие и добрые.
И наши  пожелания сбылись в полном объеме.

Ну для меня лично все началось  немного раньше с еще одного Робин Гуда – это нашего уникального тренера Петри Матикайнена… Был прямой эфир с ним, где он обстоятельно отвечает на вопросы, подробно, интересно, с чувством юмора, я уже говорила, что выучила по новой английский, чтобы хотя бы немного поговорить с его предшественником великолепным Раймо Сумманеном, которым мы  до сих пор бредим. И Петри, как настоящему Робину Гуду, с первой секунды пребывания на  Омской земле пришлось бороться со всеми нами, с нашим фанатизмом, с нашим требованием вернуть Раймо живым или мертвым, нежеланием видеть на его месте никого другого, мужики истерили так, что любой бы развернулся и ушел навсегда, Петри не ушел…

Но каких успехов достиг Петри в такой обстановке? А вот только одна фраза часто ядовитых, жутких журналистов и фанатов, которые не щадят никого.

И неважно, где омские раз за разом своих финских коучей откапывают. Там, скорее, в Омске климат такой, специальный, при котором и сумманены с матикайненами расцветают так, как никакие суйкканены нигде больше, и перья не мокнут, и клювы не тупятся.( они ведь тоже ястребы)
Так вот,  сначала появился первый Робин Гуд, который подарил ястребам и нам всем первое место в восточной конференции и  такое количество побед, что уже со счету сбились…

- Были у вас мысли подать в отставку после неудачного старта чемпионата?

- Я прекрасно понимаю, что у меня тяжелая работа. В России и я, и команда постоянно находятся в напряжении. И если хорошо работать в состоянии стресса, только тогда можно добиться отличного результата. Мне даже в голову не приходило уйти. Нужно упасть, чтобы потом подняться. Это полезно и сплачивает команду, заставляет каждый день выкладываться по полной. Главное - верить в себя, в игроков.
 http://hawk.ru/news_view.php?id=703

Специально для Константина Уткина поясняю, почему я об этом говорю.  Единственное, что  приносит положительные эмоции и волю к победе, и ощущение победителей – это хоккей. Увы,  вариантов  в нашей  сегодняшней жизни я не вижу. Страсть и желание побеждать, вдохновение можно черпать только оттуда, что же касается творчества поэтического, еще раз напомню слова  Игоря Борисовича Настенко из чата, обращенные к особо одаренным критиканам, которые растут, как грибы после дождя
Режиссер30 ноября 22:37

Гость, Вы считаете Арутюнова графоманом? Оскорбили, обидели, ПОЗОРИЩЕМ назвали... А дайте ка ссылочку на Вашу страничку... Давно не встречался с Гениальными художниками, имеющими моральное право давать рецензии остальным людишкам!! Обещаю лично Вами заняться дойти до высших авторитетов, с Вашими произведениями и упасть на колени с извинениями, если напрасно обидел!!! И дело не в Арутюнове. Его критика сегодня, пока еще не эфирный формат. И даже дело не в его творчестве. Раздражает то, с какой легкостью вы обвиняете друг друга в отсутствие таланта, с какой злобой вы это делаете!!! А называется это ВАМПИРИЗМ - вот от куда многие из вас берут, так называемую "творческую" энергию!!

А вот для сравнения, что говорят о нас  и о себе хоккеисты:

– Можно сказать, что на матчах "питаешься" энергией зрителей?
– Когда ты выезжаешь на лед, и 10 300 зрителей тебе аплодируют, это не может оставить равнодушным. Когда зрители заводятся, они передают свой заряд хоккеистам, и в моем случае происходит то же самое. Это эквивалентно моей отдаче. Сколько энергии я им даю, столько они мне возвращают
( интервью с хоккеистами)

 Чувствуете разницу между тем вдохновением и этим?  Конечно, мы все идем и  на стадион, чтобы переживать второе, и поменьше  было бы первого вдохновения.
№№№№№№№№

Но  теперь о самой передаче «Вечерние стихи»:

Если  с первым Робином Гудом я встретилась вечером,  то еще три появились в полночь. И это были  наш горячо любимый Игорь Борисович Настенко, как обычно, у него по жизни видно такая роль, к нему на этот раз присоединились  новый критик Сергей Федорович Каратов, которому было так же трудно как и нашему Петри, хотя Сергея Арутюнова мы любили вовсе не так сильно, как Раймо, можно сказать, что многие совсем не любили, но в этом –то вся соль – его было слишком много. В последней передаче он вообще порой один оставался с застывшим Патрицием рядом, как настоящий злой маг из какого-нибудь фильма ужасов. А злые маги всегда к финалу исчезают –закон жанра.

А вот третьим  Робином Гудом оказался поэт Андрей Пермяков. С первых строчек, кстати, о футболе,  он покорил раз и навсегда.
В чате не дадут соврать, у меня были сомнения именно в его адрес, потому что  он не только не писал рецензий, но и не отвечал на написанные, что, согласитесь, довольно странно. При одном условии, если человек с компьютером на «ты».

Но, как и предполагал кто-то из моих собеседников, он может не владеть компьютером. Так оно, к счастью,  и вышло в случае с Андреем, не все же из нас днями и ночами сидят в сети, а печатать учились еще на старых, даже не электрических машинках, среди людей старшего поколения это не такая и редкость. Но все это мелочи, когда слушаешь стихотворения Андрея,   около поэтическая суета  уходит на задний план.
А вот и то самое стихотворение

Футбол
Пермяков Андрей

http://www.stihi.ru/2011/04/20/3470
А на Москве-реке немножко другие чайки.
Вон одна ухватила рыбёху и уходит винтом.
Так от немецких защитников уходил Бурручага
На стадионе Пуэбла в восемьдесят шестом.

А на Москве-реке чайки с серыми головами
Смешные и наглые почти безо всяких мер.
Рыбаки поминают их матерными словами,
Как после страшного матча Бельгия-СССР.

А количество встреч равно числу поражений.
Человек опускается на золотые доски.
Свет и вода переходят в степень смешения.
Рядом садится чайка по имени Лобановский.

И если закрыть глаза, то не было всех этих лет,
как раз потому, что все эти годы действительно были.
Ветер поправил звук, поставил правильный свет
и поднял одиннадцать столбиков чуть красноватой пыли.
 
И хотя я не поклонник футбола, но понимаю суть происходящего и на поле и в поэтическом тексте, почему это так органично сочетается.
Наш  новый критик оживил аудиторию очень мягко( Сергей Федорович все делает исключительно мягко) высказал свое мнение о том, что футбол и поэзия это две большие разницы , и сразу же всколыхнул всех затаившихся в чате, ведь в прошлый раз  слушателей  пытались разбудить именно хоккеем, то есть даже не подозревая о том, он задел  главную тему, в которой не было равнодушных, а чатовцы и поэты, конечно, разделились на два лагеря… Так начиналось  это действо… Но я уже слушала ПОЭТА, которого немного позднее, после второго выступления похвалила и Женя Коробкова. Но ведь ничего удивительного, после прошлой передачи с патриархом, да простят меня секта его свидетелей, нам понравился бы любой, а тут оказался Андрей Пермяков. Ему тоже  повезло, он оказался в очень выгодном света…

О тенях   http://www.stihi.ru/2011/12/23/5919
Пермяков Андрей

Где речка Сестра уходит от города Клина,
но откуда ещё видна надломленная золотая игла,
тихо и медленно, будто цветёт малина,
летит пчела.

Одинокая между громко летающих пчёл,
между шипящей листвы.
Всё, что я для чего-то и просто так прочёл,
немножко касалось полёта этой пчелы.

Немножко казалось, что даже плохие стихи,
даже стихи с прилагательным «злой»,
даже те, что ещё чуть хуже и те, что совсем плохи
оправданы этой продолговатой пчелой.

Самое интересное то, к чему осторожно:
вот неожиданно белая липа, тонкая, как весло.
Липа, пчела, оружие. Прочее — невозможно.
Холодно, светло, холодно. Холодно, светло.
 
Вот еще одно стихотворение, где  согласна с Женей Коробковой ни на слух, ни  вчитываясь в  текст непонятно, как это делается, что там такого зачаровывающего, но ведь чарует, да еще как чарует…

Возникает в памяти картина Дали,  и знаменитый «Полет шмеля» слышится и не слышится одновременно.  Это тот уникальный случай, когда есть что-то очень знакомое, но нет  никакого желания сравниваться с чем-то или с кем-то, потому что перед нами поэт, читающей стихо-творения несколько скомкано, поспешно ( это отмечалось в чате), но именно так, как должен, наверное, прозвучать текст в авторском исполнении.

Если доверить его озвучить кому-то другому, ну может быть  только нашему Ученому коту Мариночке, которая нам уже подарила и чудного Игоря Царева, и Чен Кима, с моими любимыми мокрыми чертями в замерзающем омуте…

Как же много времени прошло со времен передач этих поэтов, когда мы снова услышали уникальные вещи, не в обиду другим поэтам будет сказано.
Конечно, я не удержалась и порылась в интернете, где нашла ролики  Уральской поэзии, там есть не только Андрей Пермяков, но и Женя Коробкова, для всех ее бесчисленных поклонников

http://gvideon.com/user-dasauchnoch.html

В первом перерыве слово было дано новому критику Сергею Каратову. И снова строчки Высоцкого, которые заставляли нас бороться и побеждать:

Средь оплывших свечей и вечерних молитв,
Средь военных трофеев и мирных костров,
Жили книжные дети, не знавшие битв,
Изнывая от детских своих катастроф.
Детям вечно досаден их возраст и быт,
И дрались мы до ссадин, до смертных обид,
Но одежды латали нам матери в срок,
Мы же книги глотали, пьянея от строк.

Это тот вариант хорошего, академически настроенного критика из «книжных детей», которому очень трудно после Сергея Арутюнова, мы с Петри это уже пережили, и я прекрасно понимаю Сергея Федоровича.
Но за его плечами стоит Ю.Лотман, М.Бахтин, Д.С.Лихачев, вся эта  старая школа литературоведения, которая сегодня может быть и не модной, но как же лично мне ее все время не хватает… Но в первую очередь Д.С.Лихачева, его беседы мы слушали в записях, конечно, очень часто ( у нас преподавала древнерусскую литературу его ученица),  и вот этакая неспешная беседа, с паузами, с экскурсом в поэзию серебряного века, нереальная для сегодняшних студентов, она была немного не в формате передачи, но для меня лично очень дорога, да и перед ним сидел, к счастью, не Патриарх и Патриций, а поэт Андрей Пермяков, перед ним не нужно было прогибаться, это беседа  двух Робин Гудов, но беседа на равных, что очень важно.

Цитата из чата -Кремль слушает-, в пользу нового критика, с которой полностью согласна:

Из преимуществ могу назвать: не тянет одеяло на себя, не старается заполнить эфир только собой, не рисуется, говорит по делу, точно формулирует свою мысль, не находит в произведениях того, чего там нет и самое главное - уважает собеседников.

По-моему, больше ничего не нужно, к сожалению, таких критиков, литературоведов сегодня у себя здесь в Омске, уже не встречаю, а потому печальны их годовщины....Пришло и на самом деле совсем другое поколение

А в кипящих котлах прежних войн и смут
Столько пищи для маленьких наших мозгов,
Мы на роли предателей, трусов, иуд
В детских играх своих назначали врагов.
И злодея следам не давали остыть,
И прекраснейших дам обещали любить.
И друзей успокоив и ближних любя,
Мы на роли героев вводили себя.

Да,  я чуть не забыла о прекрасных дамах, так увлекалась мужчинами, а ведь с нами были еще Татьяна Пешкова, и  Нора Никанорова.
Что сказать по этому поводу, когда Дам две, а не одна на передаче, все время возникает некое напряжение  и  ощущается вольное и невольное соперничество, хотя на этот раз Татьяна и Нора были с разных планет. Не заметила вообще никакого пересечения этих двух стихий, но представляю,  насколько трудно было нашему новому критику, если даже Женя начала буксовать. И дело тут не в том, что она испугалась кого-то там или чего-то, как  думает ее главная врагиня, или начинает исправляться.

Елена не читала Кастанеду, который четко проводит мысль о том, что человек не меняется, что бы вы ни делали, как бы ни крутились, словно белка в колесе, с какой яростью бы ни   диктовали своих условий,  изменить Женю вам не удастся, пустая трата времени и сил, просто в данном случае действительно трудно что-то сказать.

Когда мы уже погрузились в поэзию Андрея, ощутили себя на одной волне, у Татьяны вдруг возникает какая –то странная избыточность, начиная от количества написанных  стихотворений, фактов биографии… Много спорили об этом, может ли быть плодовитость знаком качества? Не знаю, мне так не кажется, это скорее знак того, что у человека слишком много времени, он ничем больше не занят, после 6-10 уроков в школе, когда хочется только завалиться на диван  и все забыть, вряд ли столько напишется… Но возможно, я заблуждаюсь, и «есть женщины в русских селеньях».

А как только  в Рубцовском контексте возник Мефистофель, я отвлеклась от текста и написала в чате о том, что хорошо хоть не Бродский, уже прогресс. Но это так, поминать всуе этого героя, вне рамок мифа мне кажется странным, случайным и очень опасным.

Ну а потом возникла дискуссия по поводу шлюх на мосту, тоже случайных,  и когда стали рассуждать о том нужны ли они там или нет…Знаете, есть очень красивый, уникальный фильм «Честная куртизанка», где творится  поэма о Венеции, о любви к тем самым девушкам. И я его смотрела раз 12 не меньше, да и сейчас готова отправиться к телевизору, потому что есть «искусство страсти нежной», а есть наша «Маленькая Вера», и это две большие разницы, как говорят в Одессе.
. За первое голосую, второе мне лично  противно…Хотя это вовсе не значит, что оно не имеет право на существование, как и какие-то нехорошие слова в ее текстах, сама не раз на стадионе называла судий и генералов  по сексуальной ориентации, за что пришлось губернатору большой штраф заплатить, потому в Татьяну камня не бросаю, конечно.

А вот Нора, Нора тоже  удивила, во- первых,  малым количеством стихотворений, прозвучавших на одной ноте( хотя у меня с музыкальным слухом не все в порядке, потому это только мое мнение), но при всей внешней очаровательности, безупречной технике стиха, хотя кажется ее упрекали за слишком истертые рифмы, могу ошибаться, полночь была у нас. Техника мне показалась высокой,   все это звучало, только звучало очень мало, в чем согласна с ведущим… Чат напоминал, что она лучшая, хочу поверить, конечно почитаю еще, ведь это только первое впечатление…. И все же Нора  не дала нам возможности узнать ее лучше…
И очень удивила, когда призналась, что ни одной передачи не видела, понятия не имеет, как это происходит...

Но вдохновенная речь Игоря Борисовича третьего нашего Робин Гуда украсила финал передачи и подвела итоги  уже четвертого цикла передач.

 Отвечая всему чату на самые больные и провокационные вопросы, он припомнил и всех, кто в разное время были с нами, ну совсем по Высоцкому:

Только в грезы нельзя насовсем убежать,
Краткий бег у забав, столько поля вокруг.
Постараться ладони у мертвых разжать
И оружье принять из натруженных рук.
Испытай, завладев еще теплым мечом,
И доспехи надев, что почем, что почем?!
Испытай, кто ты - трус иль избранник судьбы,
И попробуй на вкус настоящей борьбы.
И когда рядом рухнет израненный друг
И над первой потерей ты взвоешь, скорбя,
И когда ты без кожи останешься вдруг,
Оттого, что убили его, не тебя.
Ты поймешь, что узнал, отличил, отыскал,
По оскалу забрал - это смерти оскал,
Ложь и зло, погляди, как их лица грубы,
И всегда позади воронье и гробы.
Если путь прорубая отцовским мечом,
Ты соленые слезы на ус намотал,
Если в жарком бою испытал, что почем,
Значит, нужные книги ты в детстве читал.
Если мяса с ножа ты не ел ни куска,
Если руки сложа, наблюдал свысока,
И в борьбу не вступил с подлецом, палачом,
Значит, в жизни ты был ни при чем, ни при чем

А ведь на самом деле, в Поэзии сегодня остались только Дон-Кихоты, иногда Дон Жуаны и вот как на этот раз  Робин Гуды, другие просто затерялись где-то.

И если на омской земле расцветают финские коучи и  «перья не мокнут, и клювы не тупятся», то в «Вечерних стихах» у нас возникают, благодаря прежде всего этому уникальному режиссеру,  настоящие поэты – не это ли самое главное?

А ведь если вспомнить их поименно, дух захватывает

Дмитрий Артис и Ольга Аникина ,Алексей Ивантер и  Вадим Шильцын, Амирам Григоров, Лариса Морозова-Цырлина, Игорь Царев, Ян Бруштейн, Сола Монова и Борис Панкин, Александр Спарбер,  Иван Зеленцов, Чен Ким, Анука и Михаил Свищев, Юрий Метелкин, Марина Шапиро, Сара Зельцер, Андрей Пермяков
 и конечно же Михаил Анищенко