ШОША

Лариса Рюсс 2
                ШОША

Это было давно. Наша семья переехала  из Ферганы в  Подмосковье. Обустроились, перезнакомились с людьми,  близкими  нам  по духу,  которые,  как  и  мы, любили   лыжи, путешествия.   На майские праздники решили сплавиться на байдарках по реке Шоше, что  протекала в тверской области. Нашли кроки (это такие карты),  обозначили маршрут и начались сборы… Погода благоприятствовала.  В апреле рано стаял снег, было солнечно и тепло.      
Группа из двенадцати человек, включая детей, не мешкая, на микроавтобусе отправилась в путь. Дорога  дальняя: песни, словесные игры скоротали  время. Заводилой был Саша - отец  моих  детей. Он знал великое множество походных песен.
Прибыли только к вечеру. Из-за плохой дороги нас высадили далеко от берега. Место  - безлесное, пойменный луг со следами  от прошедшего стада…Лагерь разбили быстро, работали все. Мужчины ставили палатки, заготавливали дрова, мальчишки носили  сухую траву, ветки для костра. Женщины кашеварили.  Ну, вот и готов ужин.
От сытной еды, тепла костра детей  разморило  и  они  уснули, кроме нашей трехлетней  Майи, которая  рвалась к папе. У костра пели песни, шутили, смеялись, а я все уговаривала дочку. Наконец, не выдержала: «Ложись,  кому говорят!» За палаткой раздался дружный смех. Эта фраза стала крылатой и не раз вспоминали ее в других походах.  Разошлись поздно.
Проснулись  от холода.  Мороз.  Все  бело от инея. Быстро развели костер, на скорую руку позавтракали и  за сборы .  Палатки, рюкзаки, готовые к отплытию  байдарки– все несли к берегу. Ну, где же речка? Вместо нее был ручей до двух метров в ширину, заросший  ивняком. Видно вода рано ушла  из-за теплого апреля. Что делать? Решили прорубаться  и  проводить  лодки. Нелегко,  однако.
 Женщины  и дети  отправились  пешком, срезая  излучину реки, к  новому месту…
Солнце поднялось уже высоко. Луг искрился и радужно мерцал.  Красота!  Прошел  час,  другой – уже не до красоты .  Жара.. Дети устали.  Идти в резиновых сапогах по спутанной  сухой траве, да по рытвинкам – ох, как непросто! Мальчишки держались. Дочка стала хныкать:  «Хочу туфельки, !». Ей  труднее всех – слишком  мала.  «Вот видишь блестящую маковку – это церковь, за ней кладбище, а дальше  -  наши  байдарки», - объясняла  я  Майе.  Она немного помолчала, помолчала и вдруг заявила: «Мама, или туфельки, или  «клайбище»,  или в «байдаечку»!»  Она не могла знать,  что такое кладбище. Все засмеялись, а  малышка расплакалась... 
Вот мы и у реки. Солнце спускалось к горизонту.   Посвежело. Байдарки  с трудом удалось,  в буквально смысле, протащить  по  кореньям.  Но в каком виде они были:  одна была разорвана; у другой   -  сдавлена носовая часть, а там - рюкзак с водкой и другими продуктами.  «Ну, все – это конец нашего маршрута!» -  посокрушались  наши мужчины и отправили гонца за машиной. Автобус приехал только ночью. Уставшие, обветренные, обгоревшие  мы  забрались в него  и  спали до самой  Москвы.
22.02.2011г.