Божий суд - юридические сказки

Анатолий Шамов 1
БОЖИЙ СУД
Посеял крестьянин просо. Однако, когда просо созрело, стал замечать, что кто-то повадился поедать  его урожай. Однажды он увидел на поле спящего зайца и схватил его.
-Значит,  ты ешь моё просо?
-Нет,- отвечал заяц,- зря ты винишь меня. Твоё просо съедает серый козел с соседнего села. Отпусти меня, я найду козла и с ним пойду на Божий суд. Ты увидишь ,кто виновен. Согласился крестьянин. А заяц нашел козла и говорит ему:
- Крестьянин подозревает кого-то из нас в воровстве. Пошли с тобой на Божий суд.
Почему я должен идти один? Позови лошадь, быка. Собрались все вместе, вырыли яму , развели в ней огонь. Первым яму перепрыгнул заяц, потом козел, лошадь, а бык упал прямо в огонь. Все сказали:
-Виновен бык. Но козел не успокоился и заявил:
Ты, заяц, оклеветал меня, теперь мы с тобой пойдем на Божий суд .
Какой суд мы испытаем?
Заяц ответил:
-Давай оба вариться в котле. Кто сварится, тот и проиграл дело. Первым в котел вызвался залезть заяц.
-Накрой, - кричит,- меня крышкой. Козел накрыл.
-Выпусти меня, выпусти!
Козел выпустил зайца и сам залез в котел.
-Выпусти меня, выпусти! - закричал козел.
Но заяц только сильнее придавил крышку. Так козел и сварился.

В сказке дважды устраивается Божий суд. Это древнейший способ судебного доказательства. Первый суд - испытание огнем. Второй - огнем и водой. Заяц, пойманный и обвиненный   человеком в воровстве, просит отпустить его, чтобы доказать свою невиновность, и человек отпускает Его под честное слово. Чтобы избежать разоблачения ,козел требует расширить круг испытуемых огнем. В яму падает бык. Логика проста: упал — виновен.
С козла вина снята, но он резонно предъявляет зайцу обвинение в клевете. Успех первого испытания воодушевил его , он расслабился и опрометчиво спрашивает зайца, какой суд испытаем. Заяц молниеносно соображает, и история заканчивается наказанием козла. Заяц знал, что козел виновен. Выполнил функцию палача, но это не самосуд. В условиях, когда отсутствуют правоохранительные органы, каждый обязан охранять естественный ЗАКОН собственными силами.