Наш неугомонный 5-й Б

Зинаида Торопчина
    Трудные послевоенные годы. Разруха, трудно с жильём, с одеждой, с питанием.
Но жизнь возрождается... С трудом разыскавший нас в далёком сибирском посёлке, куда занесла нашу семью война, папа наконец-то получил направление на новое место службы и может забрать нас.
    Небольшой украинский городок, где находились две воинские части.
 Как ни странно, город мало пострадал во время войны, были разрушены только
здания почты, двух школ и весь авиагородок. Но постепенно отстраивается и городок, летают самолёты, восстанавливаются жилые дома... Из городка на специальной  крытой машине детей возят в единственную
в городе русскую школу.
    Классным руководителем у нас был преподаватель украинского языка и литературы Павло Васильевич.
Высокий, симпатичный, с красивой вьющейся шевелюрой. Быстрый такой, бодрый (даже фамилия - Бадёрный!).
Он всегда говорил только по-украински. Мы привыкли к этому, и когда он зачитывал цитату по-русски,
все смеялись. Он смущался, спрашивал: "А що, не так?". Да так, но - непривычно. У него была любимая
фраза: "Ото тобi так!" - это когда он удивлялся. Мы все просто заразились этой фразой! Я до сих пор
частенько повторяю её.
     Первое время мы его "не очень" воспринимали. Мужчины вели многие предметы, но язык... Да и как
"классного" не очень почитали. Началось затяжное соревнование: кто кого. На своих уроках он с нами
справлялся: мог и к директору отправить (а директор был крутого нрава!). А вот на других уроках что
творилось! И он ничего не мог сделать. Наш класс был действительно трудным, неуправляемым. Годы
послевоенные, в классе было много переростков - тех, кто во время войны не мог учиться. И вот теперь
эти четырнадцати-пятнадцатилетние парни сидели за партами рядом с нами - 10-11-летними. Они уже вовсю
басили, выделялись и ростом, и поведением и задавали в классе тон. Учителям-мужчинам как-то удавалось
их угомонить, а вот женщинам...
     Была у нас "историчка" - совсем молодая, скромная женщина. Голосок - почти детский, да и сама на
девчонку похожа. И вот если последним уроком была история, то в классе творилось что-то невообразимое.
Пока был опрос, учительница ещё держала всех в напряжении: а вдруг вызовет к доске! Но как только
приступала к объяснению нового материала, начинался настоящий ералаш. Кто начинал открыто книгу
читать, кто рисовал, кто играл в "морской бой", а кто рассказывал что-то смешное - и раздавался
хохот. Она, бедняжка, выбирала тех, кто слушал её, и смотрела такими умоляющими глазами: только
слушайте, ради бога, хоть кто-нибудь! А рассказывала она о древнем мире интересно, такого в учебнике
не было. Пыталась кричать, да где там! Её слабый голосок терялся среди басов.
     А ещё у переростков была забава: стрелять бумажными шариками из ручек. Раньше ведь писали
металлическими перьями и чернилами, и были такие ручки-трубочки, где с двух сторон надевались
"наконечники": с пером  с одной стороны и с резинкой с другой. Пишешь, а потом "наконечник" с пером поворачиваешь внутрь трубочки: перо находится внутри трубки, не пачкает и не ломается. Удобно. Так эти переростки уберут "наконечники"  -  остаётся трубочка. Наделают шариков из бумаги, затолкают в трубочку, дунут хорошенько  - и шарик летит с большой силой. Попадёт в кого  -  больно! Сидишь, слушаешь, и вдруг  -  бах по уху!.. Такое было у них развлечение...
     Так вот, взялся наш П.В. за дисциплину. Только кончался урок истории и все начинали собираться
домой, как вдруг влетал наш Павло и заставлял сесть по местам. И начинался разбор. Почему ты, Васько,
бегал по классу? А ты, Иванко, зачем ковырял парту? А ты, Михайло, зачем опять стрелял? Мы замирали.
Что шумно было - понятно, и через дверь слышно. Но как мог знать он, кто чем занимался?! Никто из
класса не выходил. Дверь закрыта. В чём же дело? Решили обследовать дверь. И переростки нашли разгадку.
Они обнаружили, что на уровне глаз взрослого в двери был сучок, сердцевина выпала, и там была дырочка,
да ещё со скосом в сторону класса. И Павло хорошо видел всё, что творилось. Решили эту дырочку заткнуть
скрученной бумажкой. И те, кто сидел у двери, следили за нею. Когда она падала, подавали знак - и весь
класс замирал. Но эта бумажка выделялась на двери. Тогда додумались заклеивать дырку хлебом. А П.В. с
обратной стороны приспособился  протыкать хлеб карандашом. Однажды он перестарался. Слышим какой-то
звук, потом вдруг из дырки вылез такой знакомый нам красный карандаш и елозит туда-сюда: застрял!
Слишком сильно П.В. ткнул и никак не может вытащить. Весь класс грохнул от хохота: попался Павло!
А когда потом он спросил, почему был такой хохот, то раздался бас: "Так мы ж Вас поймали!"...
     Постепенно класс приходил в норму. Многие переростки отсеялись, в классе стало свободнее. Историю
стал преподавать мужчина - очень суровый! И с П.В. нашли общий язык,полюбили его. Долго потом
вспоминали карандаш, да и сам П.В. смеялся: раскусили,сорванцы такие!
     Был он у нас "классным" до 8-го класса, потом перешёл работать в педучилище, но свой предмет
вёл у нас до конца, хотя и пришлось бегать ему из одного конца города в другой...