на книгу С. Аршинова Печальной маски полукруг

Лидия Рыбакова
(рецензия)

"Печальной маски полукруг". Это название сразу приковывает внимание. Почему – маска? Разве поэзия не призвана скорее обнажать душу, ее сокровенные чувства, самые тонкие ощущения, тайные мысли, чем прятать? Если, конечно, речь не идёт об обыкновенных "рифмухах" – там, право, может быть что угодно: от текстов, достойных исполнения под попсовые мелодийки, до издевательств над грамматикой.

Поэтому, надо признать, книгу я открыла с некоторой опаской. Ведь хороших поэтов во все времена довольно мало, не то что любителей помучить на досуге родной язык. Не просто так, а "приседая на каждом шагу", если говорить словами великого острослова, недолюбливавшего поэзию - Салтыкова-Щедрина.

Однако уже беглый просмотр заставил отбросить сомнения. Поэтической формой, во всяком случае, автор владеет – и владеет достойно. Стихи звучат. В них есть ощутимая энергетика, присутствует тот самый "поэтический нерв", который даётся далеко не каждому представителю поэтического цеха. Картины, которые рисует автор, – зримы и ярки. Да и смысл сказанного далеко не однослоен:

И сдёрнул маску Шут усталый,
Лишь звякнули два бубенца...
Презренного шута не стало:
Актёр не изменил лица.

Или, например, так:

...лужу обойди – там Солнышко
Блестит огромною слезой.

Другое дело, что можно (а может, и нужно!) поспорить с некоторыми утверждениями, дающимися как аксиома. Некоторые из них даже вызывают невольную улыбку:

Все к кормушкам стремятся,
Все толкаются, прут.
Все чего-то боятся,
Все клевещут и врут.

Так-таки и все? Или, хотя бы, кроме автора?

Впрочем, поэтам нередко присущ максимализм, ведь истинная поэзия пишется скорее сердцем, нежели рассудком. А сердце идет за чувством, оно склонно к сердцебиениям, зависящим от настроения... что более, чем простительно – особенно когда почти рядом взгляд задерживается на замечательных строках:

Яркий лучик шалой змейкой –
На ладонь.

И сердце начинает стучать в унисон серьёзным и прочувствованным словам:

У кого крепки друзья
И верны подруги?
У кого надёжен ствол
И остёр клинок?
А тебя опять война
Выбрала в супруги.
Вновь на камень ты набрёл
Среди трёх дорог.

После прочтения стало понятно и название. Автор много играет словами и смыслами. Тут и посвящения, каждое из которых (в основном, удачно) выдержано в стиле поэта-адресата. Тут и акцентированная, ударная звукопись. Тут и нарочитые аллитерации – вплоть до целой череды слов, начинающихся на одну букву – без потери смысловой составляющей. Тут и попытки передать поток мысли, как, например, в стихотворении "Сброс".

Автор словно бы примеряет маску за маской на протяжении всей книги. Так, что в какой-то момент уже становится любопытно: да полно, а где же его настоящее лицо? То, о котором он упоминает в одноимённом стихотворении? Ведь поэзия, все-таки, очень личностное искусство – игры в ней вполне возможны, но не до бесконечности же! Не знаю, концептуально ли, или просто почувствовав необходимость снять маску хотя бы на миг, но автор поставил завершающим стихотворение "Детские стихи". Возможно, не самым сильным в книге, но однозначно и чётко отвечающим на незаданный читательский вопрос.

В целом, книга определённо заслуживает внимания любителей поэзии.