Мировые СМИ о пресс-конференции ВВП

Валерий Шувалов
        21 декабря 2012 г. - Мировая печать довольно широко, хотя и без особого энтузиазма, комментирует вчерашнюю марафонскую пресс-конференцию Владимира Путина, отмечая при этом, что на ней было много цифр и даже шуток, но - мало нового. Вот лишь некоторые наиболее характерные выдержки из откликов:


THE GUARDIAN (Лондон):  Пожалуй, главной задачей, которую поставил перед собой Путин в ходе вчерашней пресс-конференции, было показать всем, что конец света ещё не скоро и что лично он не собирается никуда уходить. Жонглируя трудно проверяемыми статистическими данными и отрицая тот факт, что он когда-либо совершал ошибки, Путин остался верен самому себе. И в этом, если угодно, заключается его проблема: он не тот человек, который нужен России и который сможет повести её вперёд.

THE TELEGRAPH (Лондон): Бросалось в глаза, что приехавшие из дальних провинций журналисты, получив в руки микрофон и возможность задать свой вопрос, считали чуть ли не своим долгом рассыпАться в цветистых комплиментах перед Путиным и его достижениями. Но были и на удивление острые вопросы, причём не только от традиционно либеральной прессы, но и - что удивительно - даже от прокремлёвских СМИ.

STUTTGARTER ZEITUNG (Штутгарт):  Почти пять часов российский президент отвечал на вопросы представителей печати. Такие пресс-конференции обычно устраиваются, чтобы дать возможность провинциальным российским журналистам пообщаться с главой государства. В четверг эта часть журналистского сообщества действительно смогла задать львиную долю вопросов, причём, судя по всему, они были заранее согласованы, поскольку Путин, отвечая на них, с удовольствием вдавался в детали, обнаруживая чуть ли не способности "математического гения". Эти подробные ответы были призваны акцентировать внимание на позитивных моментах личности президента. Отвечая же на критические вопросы, Путин прибегал к максимально общим и расплывчатым формулировкам.

MAERKISCHE ODERZEITUNG (Франкфурт-на-Одере):  Он знает, когда произойдёт конец света, вы не дождётесь его ухода, а Жерар Депардье может получить российское гражданство... Странный, однако, набор тем прозвучал на вчерашней пресс-конференции хозяина Кремля! Невольно вспоминаются послания других престарелых лидеров, например Эриха Хонеккера, умудрившегося сказать буквально за несколько часов до своего падения: "Социализм не остановят ни бык, ни осёл!" (буквальный перевод с немецкого - В. Ш.). До такой стадии Путин ещё не дошёл. И всё же было заметно, что даже критика в небольших дозах для него непривычна и неприятна.

NEUE OSNABRUECKER ZEITUNG (Оснабрюк): Четыре с половиной часа российский президент отвечал на вопросы журналистов - иногда с юмором, иногда с гневом. И хотя он и не обошёл полным молчанием такие актуальные темы, как отношение к оппозиции и критически настроенным журналистам или заключение Михаила Ходорковского, он всё же постоянно гнул свою линию, лавировал, а то и утверждал обратное тому, что всем достаточно хорошо известно. Главное для него, судя по всему, было во что бы то ни стало донести до своих граждан и всего мира, что он по-прежнему крепко держит бразды правления в своих руках.

DEUTSCHLANDFUNK (Кёльн):  После многочисленных протестов, направленных против него лично, и слухах о его болезни Путин решил инсценировать  своё выступление на пресс-конференции как некое политическое шоу. Это был настоящий театр, и когда главный исполнитель поднялся на сцену, в зале раздались аплодисменты. И всё же на этот раз было больше критических вопросов, прежде всего от самих российских журналистов. Ни единым словом не упомянув протестное движение в стране, Путин подробно остановился на вызвавшем яростные споры законе, запрещающем американцам усыновлять российских сирот. Из его слов стало понятно, что российских политиков мало интересуют дети; для них куда важнее уязвлённая национальная гордость...
        Это был прежний Путин, хорошо известный по прошлым временам. В его ответах было много шуток и мало нового. Он выглядел вполне здоровым и видимо наслаждался самим собой, а его политика остаётся по-прежнему жестокой, холодной и бесчеловечной. ("Putins Politik ist grausam, kalt, unmenschlich").
        Нынешняя поистине марафонская пресс-конференция продемонстрировала, что Путин по-прежнему намерен опираться на консервативную часть российского общества, которая продолжает ностальгировать по Советскому Союзу и боится перемен. Его приверженцы - это прежде всего фабричные рабочие с низкими заработками. На них он может опереться. И, судя по всему, так может продолжаться ещё достаточно долго.

WIENER ZEITUNG (Вена):  Он шутит, строит гримасы, поднимает вверх указательный палец, опрокидывает чашку на своём столе. В какой-то момент он даже выходит из себя и говорит: "Садись, Маша, и отдай микрофон!" Тем самым он показывает своё неуважение к российской журналистке, приехавшей из Владивостока.
        Бывший полковник КГБ любит быть первым - в этом он достаточно поднаторел. Он не любит говорить о нерешённых проблемах в стране, которой он правит уже больше двенадцати лет. Куда приятнее ему рассказывать о достигнутых успехах, прежде всего в области экономики. И всё же вчера ему пришлось отвечать на неудобные вопросы...

DER STANDARD (Вена):  Свою отставку по причинам здоровья Путин исключил полностью, воскликнув: "Не дождётесь!" (Da koennt ihr lange warten!). Разумеется, ждать этого придётся не так долго, как конца света, который Путин предрёк через четыре с половиной миллиарда лет. И это была, пожалуй, единственно приятная новость со вчерашней пресс-конференции...

NEUE ZUERCHER ZEITUNG (Цюрих):  Нелепый культ личности Путина оказался непригодным к массовому употреблению ("... Der plumpe Persoenlichkeitskult um Putin ist nicht mehr massentauglich"). Ещё пару лет назад хит-парады страны штурмовала песенка, в которой привлекательные девушки пели, что они хотели бы иметь такого же трезвого и сильного мужчину, как российский президент. Сегодня, говоря о Путине, неизменно вспоминают Pussy Riot, а его рейтинг сейчас даже ниже, чем перед первой массовой демонстрацией протеста в Москве в декабре прошлого года...
        В глазах Путина, реформы - это путь к потере власти, поэтому он не допустит никакой "перестройки". Он прекрасно помнит, как "ветер перемен" смёл Горбачёва двадцать с лишним лет назад. И теперь он любой ценой намерен избежать подобного развития событий.



Фотография из австрийской газеты Wiener Zeitung от 21 декабря 2012 года.