Роскошь -нравиться не всем. Вечерние стихи 19. 12

Любовь Сушко
РОСКОШЬ –НРАВИТЬСЯ НЕ ВСЕМ. ВЕЧЕРНИЕ СТИХИ 19 декабря

Не знаю , как там со Вселенским концом света, наверное, все-таки переживем эту напасть, а вот сама я на этот раз оставалась в экстремальных условиях, потому что надоело сидеть дома. Надоело однообразие, как и в любое Рождество. Когда-то была возможность летать самолетами Аэрофлота со старой знакомой…И как-то все это осталось в душе, стало привычным…Правда, она уже давно не работает там, а вот желание остается, на этот раз и возможности  совпали  с желанием, потому  любимую передачу «Вечерние стихи»  посмотрела в записи глубокой ночью, когда все остальные уже спали, но сначала посмотрела чат к ней…

Такие вот метаморфозы…Составить представление о том, что было по репликам из чата – дело забавное и довольно странное, если бы чат видела в первый раз… Но когда одновременно не смотришь   передачу, то половины из того, что там говорится, понять было невозможно, остается только догадываться о том, что же было…

Уяснила я для себя только  одно –чат требовал стихотворений о любви, достаточно  настойчиво требовал, и вероятно они не звучали…

Но лучше один раз увидеть и услышать, чем  сто раз перечитывать чат и гадать, потому в полночь уже по московскому времени и в 3 часа по Омскому начала смотреть запись,  не дожидаясь возвращения домой…

А так как накануне мы много говорили о моем любимом португальском писателе Жозе Сарамаго, о  только что прочитанном,  очень актуальном в контексте  Конца света романе «Перебои в смерти», то и вспомнилась, и показалась актуальной его самохарактеристика.

О себе Жозе Сарамаго говорил, что он, человек сдержанный, скептик, не пытающийся нравиться всем и сразу. И не особо жалующий тех, кто пытался...

Вот и к поэтам, оказавшимся в полуфинале программы,  можно отнести эту самую характеристику, на мой взгляд, они не пытаются нравиться всем подряд. И на самом деле это невероятная роскошь, потому что, как только попытаться это сделать таким вот ярким индивидуальностям, то все только испортится.

Сразу чувствуется, что все они живые, никакой окаменелости, никакой демонстрации памятника самому себе великому и могучему… Михаил Гуськов царил в чате, но  поэты в студии  были  свободны от диктата Патриарха.
Хорошо, что все забыли, что "так больше не будет", и было, так же, как и всегда.

Вот эта "живость, а не окаменелость"  в новом свете  показала Константина Кроитора, человека, наделенного  невероятным обаянием, той самой харизмой. Она  придала таинственности и отрешенности  Михаилу Дынкину, более естественным и одухотворенным  смотрелся  Андрей Пермяков, но какой-то еще более печальной была  Сара Зельцер.

Признаюсь честно, на нее мне больше всего хотелось взглянуть в компании не Патриция, как тут критик распинался, а именно молодых людей,  практически ее ровесников. Хотя Андрей и постарше будет, но он не Патриарх, а Поэт, что его живит и молодит.

Но Сара остается тем самым «рыцарем печального образа», когда-то  неудачно пошутившим, да так и остающимся под этой маской.
Так и хочется  все время повторять: «Снимите маску, леди, вы прекрасны», вслед за Блоком стереть случайные черты грусти, переходящей в тоску..

Кстати о Блоке, когда А.Ахматова, призналась его тетушке, что она влюблена в поэта уже давно и надолго, та в своем  дневнике отметила: «Такая молодая и красивая, но такая печальная, а он таких не любит»… Что тут еще сказать? Печальных не любят, может быть из чувства самосохранения.

Все время было такое чувство, что она одна из всех, поверила  в то, что Конец света состоится, и живет в этом странном контексте…Боюсь, что и вечером 21, когда даже она убедится в том, что ничего страшного не случилось, все как всегда, и после этого она останется печальной.
Не отсюда ли требование чата почитать стихотворения о любви?

Но когда вспоминала об этих репликах и слушала наших поэтов, я вдруг поняла, что не дождаться нам этих текстов, это то же самое, что  меня просить что-то рассказать о законе земного тяготения или  бесконечности вселенной,  о которых  я не имею ни малейшего представления, даже не понимаю о чем идет речь. Вот так и с ними, они не очень понимают, о чем мы просим, как бы это было не грустно сознавать.

А что удивительного, вспомнила пору их юности.  В 1995 году в классе технарей, умнейших и эрудированных парней, где и четверки были большой редкостью, чтобы несколько их оживить, попросила написать сочинение –рассуждение о любви, о чувствах, о страстях.

Сейчас бы никогда этого делать не стала, а тогда тормозов не было никаких. Парни боролись за каждую пятерку,  хотели друг перед другом покрасоваться. Я получила 25 таких вот размышлений( они у меня хранятся до сих пор).

 Там была и  царица Клеопатра, и  японская гейша, и Таис Афинская, и графиня де Монсаро( мой любимый золотой медалист доказывал, что это лучший роман о любви), там была Суламифь и Олеся, Дама с камелиями, королева Марго и Маргарита, кого там только не было, книги они читали от корки до корки и не ради оценки по литературе, а просто, чтобы отвлечься и развлечься.
 
Но ни один из них ни строчки, ни слова не написал о себе…А девочка( там было несколько девчонок тоже), написала о самоубийстве из-за любви и непонимания. Пронзительный рассказ получился и единственный о своих, а не чужих чувствах…Им было по 17 лет, и они могли еще не знать, что « я дышу, и значит я люблю, я люблю,  и значит, я живу».

И хотя нашим поэтам сейчас не 17, но я так понимаю, что они ровесники тех ребят, и они по-прежнему могут говорить  только о Суламифи, Олесе, Клеопатре, но не о себе…
Сначала мне казалось, что они просто не хотят читать такие стихотворения  в студии, но со временем стала подозревать, что их просто нет, чувства  и страсти  так же непонятны и далеки, как закон тяготения для автора этих строк.

Но у них есть другое – они позволяют себе роскошь нравиться не всем – этим они  хороши и неповторимы. И когда кто-то из нас вопит: «А мне не нравится». Сразу же вспоминается Ф.Г. Раневская, когда о Джоконде говорили: «Она сама выбирает, кому ей нравиться». Точно так же и с поэтами, да и хорошо, что это их мало заботит.
 
Когда в чате кричат о графоманстве, остается только улыбаться. Ну,  если не нравится, непонятно, это ведь не значит, что плохо…
Видела накануне передачу с молодыми поэтами, уж не помню на каком канале, там,  где что-то типа Ринга устраивает А.Гаврилов, нет нашего хамоватого местами чата, нет наших задорных ведущих, есть только эфирное время чаще всего отданное поэтам, молодым поэтам.( Не об этом ли просят наши слушатели порой), там  все их просьбы выполнены. И что же получается?

Вот где скука-тоска зеленая. Трудно сказать, хороши поэты  или плохи, там никто не перебивает в студии, делают вид, что слушают, даже что-то говорят потом, но это просто невозможно больше 10 минут смотреть.. Рука сама тянется к кнопке пульта и переключает на любой другой канал, чтобы не заснуть.

Как бы ни  прискорбно было сознавать, не бывает поэзии в чистом виде сегодня,  и вряд ли она будет завтра. Только вот в таком формате, где кто-то  вопит о внешнем виде авторов и ведущих, где   загадочно улыбается Константин, кстати, его общение с Женей было великолепным, выше всех похвал. Ну почему не послушать, если даже ты и не согласен, разве не интересно чужое мнение, да и часто ли мы его слышим.
Браво, Константин, обаятельная улыбка горы свернет. Таинственно молчащий Михаил Дынкин с дивной вязью его стихо-творений – это тоже уникальное явление, и самое главное – эти поэты в первый раз слышали Ольгу Воронину, что само по себе  было очень интересным   явлением. Они должны наконец услышать что-то весомое и стоящее о своих  творениях…

Что же касается хоккея, я болела  в тот день на стадионе, ястребы победили со счетом 3:0  столичный «Спартак», игра велась в одни ворота, наш вратарь Кари  Рамо получил сухое круглое печение ( так наш финн называет сушки) – это подарок за матч , сыгранный на ноль.. Как же приятно быть победителем вместе с ними!!!!

Там был один очень интересный момент, когда вратарь противника уехал за ворота и  не успел вернуться назад, ястребы  били по пустым воротам, что привело тренера в ярость и заставило его сменить вратаря за такой косяк..

Так вот о чем подумалось, кроме того, что приятно чувствовать себя победителем, по-другому живется, и ощущается, и пишется иначе. Только возникает странное ощущение ( это уже о поэтах), если  и они захотят поиграть в нападающих, команда может проиграть, а их просто сменят другие…Это конечно  о подмене любыми другими стихотворений о любви, о страсти, о наслаждении, если еще точнее, о мужчине и женщине…

Пытаюсь вспомнить, что же на вечную тему  звучало в последних циклах передач.

Стихотворения Ольги Разумовской, да, конечно, там все о любви, все о чувствах, и разве это не прекрасно, жить на такой высоте.
До Ольги в первой передаче была  Марина Шапиро. Недаром ведь тогда началась буря, критик даже Фрейда пытался воскресить.
Вот одно из стихотворений Марины:

В саду от яблок когда-то красном
Пустой корзины тоскует клетка,
Пустая ветка молчит так метко
О самом разном.

Любить поэта… как это страшно —
У них на теле своя рубаха
(Она им ближе) — стихи — их плаха,
Бой рукопашный.

Предчувствий тонких воздушный зАмок
Нам тесен, дальше торопим чувство,
Не вызреваем…
И страшно,
Пусто
В саду без яблок.

Страшно, пусто в саду без яблок....Вот так, помнится, у В.Высоцкого было стихотворение о рае, где замерзли все яблоки в такую лютую стужу, тем повторяется снова... И всем нам и страшно и пусто, увы...

Сколько раз  в чате поздравляли Михаила Дынкина с  только что прошедшей свадьбой. Сколько пытались обратить взор на личное…Ведущие пытались намекнуть на то, что  без этих самых творений  как-то не очень уютно…Но снова мы слышали о таинственных всадниках, лодках, плывущих в вечность, лежачем полицейском на месте сбитого ребенка…. И они все имеют место быть, кто же против, но  если  мы не чувствуем в поэтическом контексте  « я люблю, и значит я живу», то недовольство чата, выраженное  так или иначе, может быть очень вежливо, все-таки появится в нашем чате. А вратаря, который  будет играть в нападении, просто  уберут с площадки тренеры или слушатели стихотворений,  если  это не о любви.

Попробую привести пример, какого плана стихотворений о любви не хватало лично мне:

Я в твой сон проскользну незамеченным
Красный Лекарь
http://www.stihi.ru/2007/09/11/2924

Я в твой сон проскользну – незамеченным,
Ты оставь мне окно приоткрытое.
Черным вороном, проседью меченым,
На кровать, тайным светом залитую…

Слабым током по венам, артериям,
Возбуждая всю кожу – намеренно,
Пробегу, и останусь в преддверии:
То, что вечно – не может быть временно.

Чем жила ты, и то, во что верила:
Все мечты твои, временем стёртые,
И судьбу, что без меры отмеряна
Родниками живыми и мёртвыми.

Я войду в твои мысли, видения,
В твоё сердце, и в лоно прекрасное,
Не проснись – это лишь сновидение…
Эта связь нам ничуть не опасная…

Я в твой сон проскользну незамеченным,
Мнимой тенью, лучом откровения.
Не услышишь, как будешь повенчана,
Не почувствуешь прикосновения…

Но сегодня, когда тревоги по поводу конца света улеглись, и мы можем смело шагнуть в новую реальность, то может быть и вспомнится самое главное и важное, надеюсь, что так и будет, ведь следующая  передача, если я правильно поняла, намечена на вторник 25 декабря, на Рождество

Когда вода всемирного потопа
Вернулась вновь в границы берегов,
Из пены уходящего потока
На сушу тихо выбралась любовь
И растворилась в воздухе до срока,
А срока было сорок сороков.

И чудаки ещё такие есть -
Вдыхают полной грудью эту смесь.
И ни наград не ждут, ни наказанья,
И думая, что дышат просто так,
Они внезапно попадают в такт
Такого же неровного дыханья.

Кто бы ни победил на этот раз, надеюсь, что победит Поэзия, в которой обязательно будет преломление страсти в любви, иначе все бессмысленно в этом мире.

Ну а по поводу Конца света вспоминается знаковое стихотворение Игоря Царева, который оказался пророком, он заранее знал, как это будет 21  декабря:
http://stihi.ru/2008/08/01/2804

Апокалипсис
Игорь Царев

На седьмом ли, на пятом небе ли,
Не о стол кулаком, а по столу,
Не жалея казенной мебели,
Что-то Бог объяснял апостолу,
Горячился, теряя выдержку,
Не стесняя себя цензурою,
А апостол стоял навытяжку,
И уныло блестел тонзурою.

Он за нас отдувался, каинов,
Не ища в этом левой выгоды.
А Господь, сняв с него окалину,
На крутые пошел оргвыводы,
И от грешной Тверской до Сокола
Птичий гомон стих в палисадниках,
Над лукавой Москвой зацокало
И явились четыре всадника.

В это время, приняв по разу, мы
Состязались с дружком в иронии,
А пока расслабляли разумы,
Апокалипсис проворонили.
Все понять не могли – живые ли?
Даже спорили с кем-то в «Опеле»:
То ли черти нам душу выели,
То ли мы ее просто пропили.

А вокруг, не ползком, так волоком,
Не одна беда, сразу ворохом.
Но язык прикусил Царь-колокол,
И в Царь-пушке ни грамма пороха...
Только мне ли бояться адского?
Кочегарил пять лет в Капотне я,
И в общаге жил на Вернадского -
Тоже, та еще преисподняя!

Тьма сгущается над подъездами,
Буква нашей судьбы - «и-краткая».
Не пугал бы ты, Отче, безднами,
И без этого жизнь не сладкая.
Может быть, и не так я верую,
Без креста хожу под одеждою,
Но назвал одну дочку Верою,
А другую зову Надеждою.