Лети легко!

Евгения Мальцева Красноярск
    Рассказ, посвящённый памяти Ларисы Аузяк


    Я поехала в город, сделала ксерокопии материалов, необходимых для работы… Чувствую – на душе кошки скребут… – срочно! – к Ларисе!

    «А Ларисы уже нет», – вышел ко мне из комнаты её муж Игорь и пригласил за стол. Опять поминальный стол… И опять я не успела! Какой-то заколдованный круг! «Умерла в среду, восьмого. Вчера схоронили».

    Что бы это всё значило?
    Помню – от бабули из Боготола только уехала, и она в тот же вечер умерла. На похороны к ней не попала – рабочие смены, подмениться не с кем – Новый год…
    Дюху, брата, долго найти не могли после того, как их лодку перевернуло на порогах Кана. Никаких поминок. Надежды, что он жив. Цинковый гроб потом.
    Джона также поглотила вода – его любимый Енисей. Как он умолял меня за два года перед своей смертью бросить всё и уехать с ним на север, стать его женой! Ах, Джон…
    Нина Нюдикова умерла в новогоднюю ночь. Кассы закрыты. Дикий мороз. С горем пополам добыла билет, села в поезд, приехала в Абакан, оттуда – на автобусе – в Шушенское, захожу в дом – только что схоронили, на кладбище не успела.
    Лёня, мой дядька, умер совсем неожиданно – от укуса энцефалитного клеща в Мариинске. Приехала уже на поминки, опять не успела.
    Тётя Лида умерла в Боготоле – я в больницу в тот же день попала на сохранение с угрозой выкидыша.
    К отцу в больницу именно в тот день – перед его смертью – не попала, это вообще отдельная история…
    Когда умерла Галина Георгиевна, руководитель литературного клуба – «Высокого берега», я попала в больницу с тяжёлым гриппом… Потом осложнения…
    К мужу Любы Назаровой попала только на поминки. Даже познакомиться с ним не успела в этой жизни. И Люба сильно сожалеет, что они не пришли ни разу вместе ко мне в гости. Это был одарённый, талантливый, творческий человек, но его нужно было вытаскивать из пьянства.
    Мужа Натальи Бабкиной, моей одноклассницы, до сих пор не нашли – утонул в Енисее.
    И вот сейчас – Лариса… Ведь звонила дней десять назад – собиралась прийти! Начала, правда, молитвенное бдение об исцелении её души. И вдруг – чувствую – Лариса зовёт! А её уже нет…

    О Господи! Прими эту милую душу в свои объятия! Исцели её и позаботься о ней!
    Я попала сегодня в круг самых близких родственников и друзей Ларисы: её муж Игорь, её мать и мать Игоря, сестра Татьяна и муж Татьяны, Алексей, Лена и Андрей. Возникло ощущение, что эти люди – мои родственники. Не знаю, почему, но показалось, что я их знаю всех, просто долгое время не видела. И мы так интересно общались… Я принесла свою книжку – «Страну Любви», вытащила её из пакета: «Это я Ларисе подарить хотела». Игорь говорит: «Так и подпиши – Ларисе». Я и подписала: «Лариса! Душа моя родная! Я люблю тебя! Лети легко!»

    Долго потом разговаривали, я стихи свои читала и рассказы… Да и все читали – кому что понравилось – кому что в глаза упало. Такое ощущение было, будто незримый разговор с Ларисой идёт через эти стихи.
    Игорь открыл книжку наугад и читает вслух строчки, которые открылись:

«Я люблю тебя, люблю… –
хоть меня и нет.
Миленький, ты не плачь –
я в сердце твоём – боль и Свет».

    И поразился Игорь: «Да это ж мне Лариса сейчас сказала!»
    И другое стихотворение наугад нашёл:

«А мне пора уж, милый,
пора лететь.
Не быть тому, что было –
прошла тут смерть.

Возьму ж я то с собою,
что не убить –
бессмертный груз и лёгкий –
счастье Жить».

    И в другом месте открыл, но и с той странички Лариса опять говорила с ним:

«И не устала бы, и всё б успела… –
да так просилась душа из тела!»

    И Таня потом взяла книгу, открыла наугад и воскликнула: «А это мне Лариса сказала:

«Говорила красиво да складно,
а теперь всё молчу, молчу…
Не ругай ты меня, ладно?!
Я ведь душу твою лечу»».

    Мистика? Да! Чудесная мистика нескончаемой жизни!
    Игорь говорит: «Ты знаешь, Женя, у меня такое ощущение, что и похоронами, и поминками сама Лариса руководила – всё было так, как она хотела. И сейчас вот – через твои стихи с нами разговаривает. Я не сомневаюсь в этом. Собираюсь закурить – слышу голос Ларисы внутри себя: «Не кури больше». Она всё хотела, чтобы я курить бросил. И я брошу. А ведь и тебя наверняка Лариса сюда привела – не раньше, не позже, а именно сегодня. Так что ты не переживай! Ты успела. Ты не опоздала».

    Да, Игорь, меня действительно сама Лариса сюда привела. Только сейчас я это поняла. Я ведь все эти девять дней, пока читала молитвенное бдение, была связана с ней – она не покидала моё сердце. Но вот почему она не пустила меня к себе живой?

    Вся семья Ларисы – медики. Смеются: «У нас тут стационар!» И разговоры у нас такие духовно-целительно-медицинские пошли… И в итоге Алексей говорит: «Да вот этих книжек твоих надо побольше – чтобы во всех больницах были. Их надо больным выдавать – как лекарство для души – вот ведь сила исцеления!»

    Да, сила исцеления – в слове, в изречённом слове, которое рождено любовью сердца! Сила исцеления в молитве, в осознании невероятной силы невидимых глазу процессов. Если человек привык к лозунгу «Вся жизнь – дерьмо», а себя считает никчёмным и несовершенным, и вдруг слышит обратное: «Жизнь – прекрасна и удивительна! А ты сам – великое Божественное существо!» – конечно же, он начнёт исцеляться! Это и есть главное лекарство – сдвинуть человека с места, с мёртвой точки, с позиции смертного сознания, чтобы шагнул он вверх и пошёл по пути восхождения.
    Лариса сказала сейчас через мои стихи:

«Говорила красиво да складно,
а теперь всё молчу, молчу…
Не ругай ты меня, ладно?!
Я ведь душу твою лечу».

    Да, она сейчас не может ничего сказать. Но она сейчас лечит всех своим уходом. Уход близкого человека из жизни – это тоже лекарство. Очень горькое. Да. Никому не пожелаешь. Но всем, кто её знал, предстоит измениться – кому-то бросить курить, кому-то стать более мужественным и стойким, взяв пример с самой Ларисы, кому-то обрести качества смирения, терпения, понимания и перестать подавлять всех своим «единственно правильным» мнением. Над этим ведь работала и Лариса перед самым своим уходом! И мы знаем – ей удавалось превзойти себя!

    А с чем связаны её болезни, не будем гадать. Ведь мы не можем знать всех переплетений кармы и всего того, что знает лишь её душа и Всевышний. Существуют кармические болезни – отработка через физические страдания, через физическую боль. Существуют также и договора души с Богом, когда душа берёт на себя дополнительный груз – бремя других людей, бремя мировой кармы. Бывает, что болезнь даётся человеку только лишь для того, чтобы он наконец-то вспомнил о Боге и обратился к Нему за помощью. А бывает и так, что через болезнь и страдание родного, любимого человека окружающим людям даётся возможность наработать и проявить такие Божественные качества, которых, быть может, им наиболее недоставало, чтобы двигаться дальше. Ведь ухаживая за больным человеком и страдая, люди учатся проявлять свою любовь в действии, учатся сострадать, быть милосердными и терпеливыми. Это тоже погашение кармических долгов – страдает не только больной человек, но и тот, который ухаживает за ним. Но это и наработка Света, приумножение Света! Люди, таким образом, собирают сокровища на своих Небесах – пополняют копилочку своего Каузального тела – свой Небесный банк. А может быть, просто Дух перерос возможности тела и стремится поскорее сменить старые одежды на новые – более подходящие для его продвижения в мире формы.

    Лариса стойко выдержала своё испытание, а её родственники – своё. И каждый имеет награду за это – увеличенный Огонь любви, который им всем предстоит не растерять в раздражении, осуждении, в спорах или унынии, а сохранить в дальнейшей любви и заботе друг о друге.

    Смотрю – и мама Ларисы забыла про слёзы, заслушавшись нашими разговорами, глаза её засияли, и она начала рассказывать о Ларисе добрые весёлые истории, вспоминать, какой была её дочь в разном возрасте. Теперь и мы заслушались, окутанные любовью страдающего материнского сердца. И Игорь, преображённый, рассказал, как Лариса, учась на одни пятёрки в торговом, вдруг резко уходит из института, где на неё столько надежд, и идёт в медицину. Трогательно рассказывает о их встрече и любви, о создании семьи и рождении сына. Лариса не переносила застой, её душа рвалась в путь в жажде открытий и перемен.
С этим дивным образом Ларисы, открывшимся мне через её близких, пишу, обливаясь сладкими слезами обретения подруги через её утрату.

    Спасибо вам, родные, за любовь и радость вашу, за тепло ваших сердец. Я никогда не забуду Ларису. Никогда не забуду вас.
 
    И возьми, Господи, эту любовь! Вся слава Тебе! Сияй своей славой через нас, озаряя и исцеляя всё вокруг!

    11-14.08.2001