В Рождество все немного волхвы. Вечерние стихи 25

Любовь Сушко
В Рождество все немного волхвы. Вечерние стихи 25 .12

В Рождество все немного волхвы.
В продовольственных слякоть и давка.
Из-за банки кофейной халвы
производит осаду прилавка
грудой свертков навьюченный люд:
каждый сам себе царь и верблюд.
(И.Бродский)

Итоговая передача «Вечерних стихов» должна была состояться в первый день Рождества, разве это не символично?

А в Рождество все немного волхвы, маги, чародеи, и это мы почувствовали еще вчитываясь в анонс этой программы.

Во вторник 25 декабря состоится дискуссионная программа «Вечерние стихи» зимнего сезона, посвященная различиям между профессиональной и популярной поэзией. Трое критиков (Евгения Коробкова, Ольга Воронина и Сергей Каратов) будут читать стихи любимых поэтов, трое авторов (Игорь Царев, Юрий Метелкин и Михаил Гуськов) – займутся критическим разбором их выступлений. В Скайпе – лидер по количеству читателей Игорь Белкин, а также автор роликов про передачу «Вечерние стихи» Эм Мэ и редактор журнала «Окна» Александр Крафт. Начало эфира – в 21:00, продолжительность около двух часов.

Вот с него, с этого анонса,  Волхование и началось.
Критики читали стихотворения  любимых поэтов, поэты стали критиками, в скайпе  появились два уникальных наших товарища – это Марина (Эм Мэ)   и знаменитый на весь сайт точно Игорь Белкин, взглянуть на которого думаю, хотелось всем, кто собрался у мониторов.

А под Новый год все наши желания сбываются, да и как иначе, если осуществлять их взялась команда «Вечерних стихов» во главе с главным чародеем Игорем Борисовичем Настенко..

Да и где еще можно было в прямом эфире, связываясь с разными городами  и странами, поговорить о современном состоянии поэзии, следить за тем, как  выдвигаются и отвергаются какие-то  главные тезисы. Первый из них о том, что на сайте Стихи ру среди ведущих поэтов нет никакого соперничества и все они живут самым мирным образом, обнимаются и целуются неизменно. Это А.Блок что-то там писал, что «друг другу мы тайно враждебны», а у нас этого нет и не может быть.

Уже в противостоянии  Михаила Гуськова и Игоря Белкина – сразу же почувствовалось обратное, реплики и взгляды говорили об этом красноречивее, чем любые слова и заверения.

Каждый из поэтов понял насколько трудно не только быть критиком, но что-то сказать  поэту нелицеприятное не в рецензии даже, а в прямом эфире, но вели они себя очень достойно, к счастью.

Каждый увидел, насколько не злыми и не мстительными могут быть наши патриархи, когда берутся за критику. Хотя все это, конечно, случайные черты, кто бы сомневался в том, что  Михаил  Гуськов взял да и забыл великодушно, что там ему говорила уже три недели назад Женя Коробкова…Увы,  мы не злопамятные, мы просто злые и память у нас хорошая, что даже не требовало доказательств, и все-таки так хотелось заблуждаться.
Но  эта вспышка мстительности, которая, как известно,  блюдо,  чаще всего подаваемое  в холодном виде, вполне компенсировалось выступлением Игоря Царева и Юрия Метелкина. А когда последний вызвал огонь на себя, решив покритиковать стихотворения  Игоря Белкина, поступок был и вовсе героическим. И делал он это великолепно, вот Сергею Арутюнову бы поучиться у кого, как вести себя в студии. Хотя ученого учить только портить, понимаю.

Зато Патриарх позабавил всех, когда предложил требовать для поэтов бюджет, дачи, машины, как в старые, для них добрые времена. Наверное, под новый год сбывается, что не пожелается, но не до такой же степени. Старуха в сказке тоже хотела стать владычицей морской, бедняжка. А как все плохо для нее кончилось. Но забываем мы мудрые сказки.

Вот ведь где проявляется полностью человек, поэт – именно в таком вот открытом разговоре в прямом эфире, и захочешь, а не спрячешься.
Насколько точно и четко формулирует свои мысли Игорь Царев, , как хорошо Ольга Воронина  в любой предложенной ей роли,  как  тактично и объемно, и ярко критикует Юрий Метелкин ( печальный опыт нашей попсы тоже очень показателен, как оказывается)….

В первой передаче он был немного смущен и «прозвучал» на полтона тише, чем следовало бы. Но время все расставило по своим местам. Да и  ролики, которые записывала накануне Марина с его стихотворениями,  успели прижиться и запомниться, особенно последний, рождественский

Рождество
Moon

…лег уголь ночи, замарав углы,
келейным клеем млея по оврагам,
дверь затворил, ни Бога, ни хулы,
подвесил мир меж раем и меж адом,
…и мутным глазом пялились волы,
куда-то в темень, всех подозревая,
что месяц снова сдан из под полы,
что еженощный сговор продлевая,
собрали вече черные грачи,
и главный цадик, злобный эпилептик,
похоронил от зарева ключи,
прокаркав – сгинь, пусть зарево поблекнет,
…зарезан день и окровавлен свет,
и небосвода мраморные жилы,
напряжены, удерживая плед
восточных звезд, над сонною оливой,
где замер мир, прищурив сонный глаз,
остановив гигантские пружины,
и затаив дыхание погас,
последний луч небесной половины,
…теперь уйдем и сядем в тишине,
и будем ждать невероятной вести,
когда родится таинство во тьме,
и озарит пришествием предместья…

http://stihi.ru/2012/12/21/8900

Она же показывала нам все это время и разные стихотворения Игоря Царева, за короткий строк ставшего по-настоящему  народным поэтом, по крайней мере,  в рамках сайта и передачи.

И это те случаи, когда то самое голосование и народное, и экспертов может не так уж и много значить. Поэтому все это время процесс развивался в двух направлениях, и у каждого из них были свои герои. Победители каждого тура появятся в итоговой программе, те, кому достался приз зрительских симпатий, были с нами вчера. И очень они оказались симпатичными, талантливыми, славными, это как правильно Ольга Воронина сказала: когда нравится и  все, и не надо никаких критических разборов – они бессильны.

Конечно, раз звучали в передаче любимые стихотворения, то трудно не вспомнить строки Иосифа Бродского, тень которого возникала  на каждой или почти на каждой из наших передач, проступая, то явно, то тайно. На этот раз озвучить его захотелось мне самой, напомнив стихотворение о Рождестве…Не знаю, как будет дальше, но пока из всех поэтов прошлого века он оказался наиболее востребован  поэтами, которые там были представлены

Рождество 1963

 Волхвы пришли. Младенец крепко спал.
Звезда светила ярко с небосвода.
Холодный ветер снег в сугроб сгребал.
Шуршал песок. Костер трещал у входа.
Дым шел свечой. Огонь вился крючком.
И тени становились то короче,
то вдруг длинней. Никто не знал кругом,
что жизни счет начнется с этой ночи.
Волхвы пришли. Младенец крепко спал.
Крутые своды ясли окружали.
Кружился снег. Клубился белый пар.
Лежал младенец, и дары лежали.


Почему именно Бродский? Сказать трудно, но к великому сожалению, часто он становится каким-то брендом, поэтом, без которого уже невозможно представить ушедший 20 век, последним поэтом серебряного века, той ушедшей навсегда эпохи. Наверное, поэтому именно  Бродский, хотя ведь по логике вещей на его месте должен был оказаться Арсений Тарковский – его стихотворения звучат и в культовых фильмах А. Тарковского. Да и как-то он  врос в нашу память и сознание, но нет, современные поэты говорят нам о другом – это тоже одно из открытий цикла поэтических  передач.

Ну и конечно, главное действо этого эфира  – стихотворения других поэтов в исполнении критиков, что позволило им попробовать, каково оно –читать стихотворения, да по собственному выбору, и каково –услышать что-то об избранных стихотворениях и авторах от тех, кого вы вечера сами критиковали.

Конечно, наши мстительные поэты, и в частности Вьюга требовала  немного другого.  Но идея режиссера мне понравилась значительно больше, потому что мы узнали пристрастия критиков, услышали хорошие, часто  классические стихотворения, и, по крайней мере, еще два имени поэтов 20 века возникло рядом с Иосифом Броским, достойнейшие имена, чтобы ему не было так одиноко.

Сергей Каратов  напомнил нам о  Давиде Самойлове и в выразительном  прочтении Игоря Настенко – наш режиссер тоже оказался в творческом  процессе – прозвучало стихотворение Андрея Вознесенского
Давид Самойлов – моя особая любовь. Как заметил кто-то в чате, странно недооценённый  в свое время, хотя казалось бы, на что жаловаться Патриарху- книг выходило много все время, есть двухтомник Избранного, и, вероятно не один,  были двухчасовые передачи по ТВ, там, где он читал свои стихотворения и поэмы, и все же, все же, он заслуживает значительно большего…А не той пары стихотворений в школьной программе, не нескольких строчек в  «Энциклопедии советских писателей»…

Вот и на этой передаче он оказался дивно уместен и прекрасен:
Вспоминается стихотворение, которое я когда-то услышала первым в исполнении автора, и была сражена с первой строчки, оно тоже зимнее, кстати.

НАЗВАНЬЯ ЗИМ

У зим бывают имена.
Одна из них звалась Наталья.
И было в ней мерцанье, тайна,
И холод, и голубизна.

Еленою звалась зима,
И Марфою, и Катериной.
И я порою зимней, длинной
Влюблялся и сходил с ума.

И были дни, и падал снег,
Как теплый пух зимы туманной.
А эту зиму звали Анной,
Она была прекрасней всех.

Д.Самойлов

Но если вернуться к разговору о сегодняшней поэзии, ее жизни, бытовании, то ведь все еще печальнее и безысходнее, чем было в те времена. Вот и на самом большом и удобном сайте Стихи ру, появившись в первый раз, любой из нас очень быстро заблудится, как в дремучем лесу…
Первое, что удалось сделать передаче – это  показать миру три десятка авторов, которые заслуживают нашего внимания в той или иной степени. Многим из них удалось по-настоящему заявить о себе, а нам убедиться в необходимости  поэзии в современной реальности.  Мы убедились в последнее время и в том, что издания «бумажные», которых сегодня практически нет, а если есть, то это не больше 1000 экземпляров, перестали быть актуальными для читателей и ценителей поэзии.
При  нормальных финансах,  любой из нас может издать сотню книг без проблем, а потом еще и еще сотню, мы можем хвастаться друг перед другом 6-10 книгами, якобы изданными и даже показывать их не таким расторопным  товарищам по перу, но что это может изменить в нашей реальности? Только потешить самолюбие.

Потому поэтам придется идти каким-то другим путем к своим читателям. Это становится все очевиднее, надо осваивать новые технологии.
«Вечерние стихи» - это первый шаг туда –  к читателю,  к популярности. И что может быть особенно обидно некоторым,  старые заслуги не принимаются во внимание.  Правда, нам сокрушаться особенно не о чем, а вот М.Гуськов, увы, так и не может понять, что несколько песен из того времени не так много значат для автора, как хотелось бы.

Вот и испитый, несчастный Михаил Муромов бродит по всем шоу, жениться в  десятый раз собрался, да не просто так, а на одиознейшей передаче и верит, что девицы вспомнят «Яблоки  на снегу», но как они их могут вспомнить, если практически никогда прежде не слышали? А то, что было, и то, что стало с Муромовым – это две большие разницы, не замечать этого может только Лариса Гузеева, которая еще помнит, да вероятно и то смутно, каким он был когда-то в пору ее молодости…
 
Грустно на все это смотреть, что тут поделать?

А вот Мариночка в скайпе была великолепна, наверное, никто не сделал для передачи и поэтов столько, сколько она…По-новому зазвучали стихотворения, когда их исполняет очаровательная сирена, способная любой текст своим исполнением довести до высочайшего уровня. А ее очарованность избранными стихотворениями вдыхает в них невероятную силу, и это удивительное явление, появившееся вместе с передачей, и особенно мощно и ярко зазвучали ролики, ею сотворенные именно накануне Рождества.

Но проявилась и еще одна проблема, которая  так или иначе звучала и прежде, не только хоккей, но и поэзия – это командная игра, Марина доказала, что и один в поле воин, но все-таки он очень слаб без команды.

Просто необходима команда единомышленников, которая будет находить, показывать, озвучивать наиболее достойные тексты пока еще неизвестных авторов, так, как это делала в передаче Женя Коробкова, когда читала стихотворения своих любимых поэтов,  так как трудится на  своих поэтических вечерах Марина Шапиро, а на «Старом радио» Юрий Метелкин. Вот к ним присоединились и «Вечерние стихи» – и это  вселяет в душу надежду на то, что не все потеряно.
 
Но у нас Рождество, и каких только чудес не случается. Вот и передача, несмотря на поздний час, оказалась шумной, яркой  и очень интересной. Да и длилась она намного дольше, чем последние выпуски не случайно.
О чем я жалела? О том, что Д. Самойлой, Б.Слуцкий, А.Межирова, М.Дудин, Б.Ахмадулина, В.Соколов  не дожили до времен, когда техника наша творит   чудеса – можно общаться с читателями, слышать реакцию в реальном времени, кого-то из них даже видеть. Все-таки нам очень сильно их не хватает - мощных , настоящих, позитивных и  таких замечательных.

Радует то, что не только конец света мы спокойно пережили, но и передача будет жить дальше. Впереди у нас еще новогодний финал. И  в связи с этим вспоминается стихотворение одного из четырех финалистов, нашего народного Чен Кима, тоже об ангелах, куда же нам без них:

Ангел
Чен Ким

В слепом окошке в тихом коридоре
За кабинетом старшей медсестры
На небесах в ночном степном просторе
Горят монгольских воинов костры.

Больных луна тревожит, им не спится,
Я замедляю плавный свой полет:
"Спокойно! В этой маленькой больнице
Никто сегодня ночью не умрет."

http://stihi.ru/2012/07/15/3707

Жизнь продолжается, и мы будем ждать финала, а потом начала нового цикла и встреч с новыми поэтами…Пусть чудеса случаются не только в Рождественскую ночь.