Акростих, креатив, классификация

Лариса Даренская
Акростих можно отнести к разряду литературно-поэтических игр (как, к примеру, буриме). Задача, стоящая перед автором акростиха, по сути своей формалистическая – написать стихотворение по заданным начальным буквам строчек. Несомненно, максимальный интерес к такой поэзии испытывает сам автор, которому приходится виртуозно жонглировать словами для достижения акроэффекта. Однако, акростих может служить и пробным камнем в определении мастерства поэта.
Известны случаи более серьёзного отношения к этому виду стихосложения, когда авторы пытались зашифровать, скрыть от случайных глаз дополнительную информацию. Так, в послевоенный период стали известны стихи одного из узников фашистского концлагеря Заксенхаузен, который зашифровал в них свою фамилию, таким образом пережившую автора.
Уместно в качестве поэтической справки привести статью из «Поэтического словаря» А.Квятковского:
Акростих (греч. – верхний, крайний и греч. – стих) – стихотворение, начальные буквы которого составляют имя, слово или (реже) фразу. А. рассчитан на зрительное восприятие, на слух он не ощутим.
Происхождение А. весьма древнее, начало его появления в европейской поэзии установить трудно. В средневековой литературе А. встречается как изощрённая форма поэзии.
Начало писания А. в русской поэзии относится к ХVII в. Изучая рукописные песенники  XVII-XVIII вв., исследователи установили, что составление А. было особенно распространено среди поэтов-монахов, сторонников патриарха Никона. Выдающимся мастером сложных акростихов был иеромонах-никоновец Герман, умерший в 1682 г.; в каждом А. он зашифровывал своё имя.
В “Букваре” поэта-виршевика Кариона Истомина, изданном в 1964 г., напечатан А., посвящённый царевичу Алексею. Поэт Ю.Нелединский-Мелецкий (1752-1828) написал следующую “Загадку акростическую”:
Довольно именем известна я своим;
Равно клянётся плут и непорочный им,
Утехой в бедствиях всегда бываю боле,
Жизнь сладостней при мне
и в самой лучшей доле.
Блаженству чистых душ
могу служить одна,
А меж злодеями – не быть я создана.
В дальнейшем А. в русской поэзии появляется редко. В XIX в. известен А. у Л.Мея. В ХХ в. А. встречается чаще. В нижеприведённом А.-сонете начальные буквы строк составили имя и фамилию адресата, которому посвящены стихи:
Немеют волн причудливые гребни
И замер лес, предчувствуя закат.
Как стражи, чайки
на прибрежном щебне
Опять покорно выстроились в ряд.
Любимый час! И даль и тишь целебней!
Алмазы в небе скоро заблестят;
Юг расцветёт чудесней и волшебней,
Бог сумрака сойдёт в свой пышный сад.
Есть таинство в сияньи ночи нежной,
Роднящей душу с вечной тишиной,
Нас медленно влекущей в мир иной.
Есть мир, когда и счастия не нужно:
Рыдать – безумно, ликовать – смешно
У мирных вод, влекущих нас на дно.
(В.Брюсов)
А. пишутся обыкновенно в форме лирического обращения к определённому лицу и поэтому нередко носят на себе печать альбомной поэзии. Тем любопытнее появление А. в качестве рекламного стихотворения: так, в газете «Правда» от 13 декабря 1922 г. было помещено за подписью «Рабочий До» стихотворение-А., где начальные буквы составляют фразу «Подпишись на «Правду».
В кооперативном журнале «Город и деревня» за 1924 г. (№ 11-13) помещён рекламный А., в котором начальные буквы стиха составляют фразу «Принимается подписка на «Город и деревня».
Трудно исключить, что значительная часть акростихов остаётся за пределами внимания литературоведов, так как немыслимо представить себе прочтение всех литературно-поэтических произведений с точки зрения закодированной в них дополнительной формальной информации. Примером может служить поэтический сборник «Коты» Ларисы Даренской, значительная часть которого составлена акростихами, что осталось незамеченным как издателем, так и читателями.
Тем не менее жанр акростиха достоин более пристального внимания, так как, составляя дополнительные технические и художественные сложности для автора, позволяет глубже оценить степень владения словом как материалом поэзии.
Если до сих пор, в силу ограниченного объёма исследуемого материала, проиллюстрирован лишь простой тип акростиха, т.е. соответствующий формулировке понятия, то исследование возможностей этой поэтической забавы позволило составить определённую классификационную систему, которая предлагается ниже.
Форму акростиха можно дифференцировать как простую, так и сложную. Каждая из форм имеет свои подразделения, что видно из предлагаемой схемы.

АКРОСТИХ:Простой (прямой ; обратный) //  Сложный (составной; смежный)
Сложный составной: однородный; разнородный; комбинированный.
Сложный смежный (только разнородный): параллельный; фигурный

Теперь обратимся к примерам на материале сборника «Коты», который дал повод упорядочить классификацию акростиха.
Акростих ПРОСТОЙ ПРЯМОЙ, когда зашифровано одно вертикальное понятие, составленное при направлении чтения вертикали сверху вниз.


ДУМАТЬ…

О, как мне сладко думать о тебе,
Лелеять мысль о предстоящей встрече,
Едва спадёт на землю тихий вечер,
Как хорошо мне думать о тебе!
Слова любви бесшумно повторять
И тешить душу робкою надеждой,
Шептать созвучья рифмы, как и прежде
Изящным слогом льнуть к тебе опять…
Не устаю я думать о тебе.

Акростих ПРОСТОЙ ОБРАТНЫЙ, когда вертикально зашифрованную информацию следует читать снизу вверх.

НЕ ШУТИ!

Не шути ты с огнём!
И хоть я не бензин –
Шутки прочь!
Ибо в сердце моём
Сухостой лишь один
Косит ночь…
Если хочешь шутить –
Лучше прямо скажи
Обо мне.
Я не стану тужить,
Лепестками во ржи
Ошалело кружить,
Как во сне…

Акростих СЛОЖНЫЙ СОСТАВНОЙ кодирует два и более понятий параллельно, когда дополнительная информация читается не только по начальным буквам первых слов строчки, но и по начальным буквам в соответствующей вертикали вторых слов (число n = 2), первых – вторых – третьих слов (число n =3) и т.д.
Если в коде повторяется одно и то же понятие, акростих можно считать сложным ОДНОРОДНЫМ. Если понятия – разные, то акростих – сложный РАЗНОРОДНЫЙ. Второе и последующее понятия должны совпадать с первым по количеству букв.
Однородный сложный составной акростих при восприятии на слух дополнительно обогащается консонансами и аллитерациями, обусловленными дублированием кодового понятия.
Акростих сложный составной однородный с n = 3 (три параллельные вертикали):
НОЯБРЬ

Колье Калины Красное разбито,
Оранжевый Огонь Ольхи угас,
Либретто Лета Ливнями залито.
Явлений Ярких Явь перевелась –
Отпели Оду Осени оркестры,
Ленивых Листьев Лёгкий лёт утих…
Ещё Елеем Еле веет ветер –
Конец Красы Коробит скорбью стих.
Сиянье Света Смелое иссякло
И Изошёл Иллюзий изумруд,
Шершавой Шторы Шёлк соткали капли
И, Истекая Из завесы чахлой,
Ноктюрном Новь Ноябрьскую несут…

Акростих сложный составной разнородный с n = 2:

ПРЕДЗИМЬЕ

Октябрь Давно угас под небом низким,
Ликующий Апофеоз природы стих.
Ещё Рубинами горят рябины низки –
Кудрявых Елей стройный стан поник.
Симфония Неистовая смолкла,
И Сонно птицы стаями летят,
Шеренги Клёнов истолкли в осколки
Изящный Альмандиновый наряд…
Но Яд морозов близких студит стих.

Акростих сложный смежный характеризуется смежными вертикалями, не разделенными между собой некодовыми буквами, т.е. две вертикали строятся вплотную. Поэтому смежный акростих может кодировать только разнородную информацию. Такой тип акростиха можно считать самым сложным в техническом отношении, так как лексические возможности языка делают некоторые варианты сочетания вертикалей фонетически нереализуемыми.

ПОСВЯЩЕНИЕ

ДОброта моя тебя не трогает,
А Лучи из глаз моих – не радуют,
РЕалист такой и недотрога ты! –
ЕКтенья моя тебе, мой свет, преградою.
Н-Ской улицей прогуливается
СИтуация, что мною так взлелеяна.
К Шарму рифм душа твоя не тянется,
А Игрой воображенья – не волнуется…
Я Не думаю, что это – свыше велено.

НЕУДОВЛЕТВОРЁННОСТЬ

ОДобренья не требует разум,
ища совершенства,
ЛАска сладостных слов
не заменит горячих объятий.
ЕРунду рифмовать
иногда, может быть, и приятно –
К Ерунде бы добавить
хоть каплю земного блаженства!
СНег и ночь не заменят
весеннее ясное утро,
ИСкушенье не будет
исчерпано полностью словом,
ШКола прожитой жизни
бывает порой бестолкова
И Активно толкает нас снова
в объятья к кому-то,
НЯнча сказками неисполнимыми
 снова и снова…

Акростих смежный разнородный фигурный – это ещё один вариант формалистического развлечения для поэта. В таком подвиде даже присутствует эстетика графики, так как автор волен самостоятельно выбирать условный контур, в который он воплощает закодированное слово. В фигурном стихе закладывается определённый алгоритм декодирования, как например, в стихотворении “Лепет” вертикаль строится не  только по первым буквам, хотя закодировано лишь одно понятие, а по закону арифметической прогрессии, вначале пребывающей, а потом – убывающей.
Но так как лексический материал нуждается в достаточно жёстком отборе, то тип стиха определяется как разнородный:

О, всевышний, услышь
ЛЕпет вешней тиши,
К СИним снам ниспошли
ШИрь блаженных вершин
Неутешной души!..

Несомненно, перевод таких стихов на другой язык требует посвящения переводчика в закодированную тайнопись, которая составляет изюминку произведения и приобщает его к поэтической забаве – творению акростиха.
Акростих, при условии сохранения кодирования, оборачивается для переводчика дополнительными трудностями, преодолевать которые следует творчески, учитывая фонетические возможности нового языка:

ЖЕЛАНИЕ

О, желание моё заветное
Льётся музыкою безответною:
Еле слышная, почти беззвучная,
Как тоска моя молитва скучная.
Сквозь томленье призрачно бесцветное
И надежды – тайные, секретные –
Шёпотом души прошу об этом
И, мечтаю, не откажешь мне ты:
Ну хоть что-то спой со мной дуэтом!

Вот как выглядит авторский перевод этого стихотворения на польский язык:
MARZENIE

O, marzenie moje niespe;nione…
LЕci czar mi;o;ci wyt;sknionej,
Kr;ci si; wiew;rk; pie;; nami;tna,
SУczy w;;em mi;dzy li;ci mi;ty…
SZYbko wi;dnie cudny kwiat poety –
No, za;piewaj ze mn; co; duetem!

В завершение следует отметить, что, несмотря на кажущуюся несерьёзность предмета изложения – поэтической игры в акростих, тема эта достойна не только изучения, но и широкого практического использования, так как помогает поэтам глубже и совершеннее познать материал их творчества – слово. А дополнительная информативность акростиха на фоне современных информационных технологий актуализирует стремление к систематизации и классификации  акростиха как носителя информации.
_


Интересный факт:
"Специалисты из Университете Тафтса в США обнаружили в опубликованной 350 лет назад поэме Джона Мильтона «Потерянный рай» тайное послание внутри текста – акростих.

Об этом сообщает Сегодня.

Данное сообщение посвящено грехопадению первых людей и падшему ангелу Сатане.

Судя со слов ученых, акростих читателя предупреждает, что должно произойти. Более того, несмотря на попытку выглядеть добрым, змий на самом деле имеет злые намерения, что в итоге приведет к трагедии, а именно, изгнанию из рая человечества.

В самой книге, где Сатана уговорил Еву вкусить запретный плод, а та в свою очередь заставляет Адама сделать тоже самое, первые буквы образуют FFAALLAF. Следовательно, это интерпретируется как двойное  fall («падение»), которое читается сверху вниз, а третье fall наоборот читается снизу вверх. Таким образом, специалисты считают, что первая половина акростиха символизирует падение Адама и Евы, а вот вторая относится к самому Сатане."