что видят глаза

Дюринг Евгений
     и вот наступила очередь зрения, вестники зрения, кто они, пологие холмы, высокие горы, зеленые купы, белые облака, синие озера, та же сирень, та же черемуха, звезды, луна, лица людей, красивые лица, женские и мужские, все, что таит в себе красоту, таит? выставляет напоказ, не скрывает, обладает красотой и делится ею с другими, но не самой красотой, а ее видом, образы красоты повсюду, нужно только смотреть, в подходящем настроении, закаты, восходы, поля, моря, но не что-то искусственное, нет, в этом нет красоты, нет обещания, только естественное обещает, если оно красиво, прекрасная кобылица, прекрасная девушка, а кувшин? что-то не так с кувшином, в нем есть красота. но нет жизни, обещание исходило от живого, Александр и был самой жизнью, и вестники Александра были вестниками жизни, но какой-то другой, не этой, толпы вестников, если сосчитать все, и обещание звучало явственно, было отчетливым, но не в смысле отчетливости того, что оно обещало, а в смысле самого этого акта, обещания, его нельзя было спутать с чем-то иным, разве что с побуждением, императивом, да, в обещании крылся императив, дождаться обещанного, и даже ускорить его появление, но, может быть, это только мнилось, теперь я знаю, что приблизить появление Александра невозможно, императив был моей выдумкой, но точно так же оказалось ложным и обещание, мог ли Александр обмануть? нет, только не это, до последнего верить в порядочность Александра, последнее, что осталось, феноменология обещания, описывать факты сознания, никак их не интерпретируя, занятие для наблюдателя, которому нет дела до Александра, так же, как Александру нет дела до него и его «дневника наблюдений», вот к чему свелись наши отношения, но что можно было сделать? ничего, все ли сказано о глазах? о вестниках зрения? если и не все, пора переходить к другому, задержки ничего не изменят, последние усилия, осталось совсем недолго.

––––––––––––––––––––––––––––––––
     «И какие именно зрелища, всегда полезно постараться выяснить, о чем говоришь, даже рискуя впасть в заблуждение». – «К сожалению, мы должны придерживаться фактов, ибо больше здесь ничего нет, придерживаться, цепляться, когда все рассыпается, кроме фактов…». – С. Беккет. «Безымянный».