«Странность» русской души изначально связана с тем, что мы – странники»[1], - этому интересному мнению предшествуют долгие нравственно-философские искания наших лучших мыслителей и поэтов. Особую роль здесь сыграло творчество А.А. Блока. Наследник поэзии Ф.И. Тютчева и А.А. Фета, философии В.С. Соловьева и Н.А. Бердяева, великий русский поэт не только умом, но всей душой впитал в себя жажду «искания Божьей правды»[2].
Приблизиться к постижению вечных тайн бытия, по мнению поэта, можно, только встав на путь постоянного духовного поиска. «Первым и главным признаком того, что данный писатель не есть величина случайная и временная, - является чувство пути», - писал Блок в статье «Душа писателя» [3]. В другой своей статье «Безвременье» поэт охарактеризовал «тысячеокую Россию» как страну блаженных бродяг, которые добровольно обрекли себя на «вечный путь»: «Существа, вышедшие из города, - бродяги, нищие духом
/…/ Но они блаженные существа. Добровольно сиротея и обрекая себя на вечный путь, они идут, куда глаза глядят /…/ Это – священное шествие, стройная пляска праздной тысячеокой России, которой уже нечего терять; всю свою плоть она подарила миру …» [4] К этому «священному шествию» поэт присоединился в стихотворении «Осенняя воля»:
Нет, иду я в путь никем не званый,
И земля да будет мне легка!
Буду слушать голос Руси пьяной,
Отдыхать под крышей кабака.
Запою ли про свою удачу,
Как я молодость сгубил в хмелю…
Над печалью нив твоих заплачу,
Твой простор навеки полюблю…
По мнению писателя Б.К. Зайцева, в этом стихотворении Блок «подходит к чему-то исконно народному» [5]. Исконно русским здесь является «чувство пути».
Исходной точкой «пути» является внутренняя неудовлетворённость, ощущение себя «бессчастным», «с душой убогой», погружённой во «мрак».
Когда бессчастному поэту
Откроешь двери в новый храм,
Укажешь путь из мрака к свету!..
(«Неведомому богу»)
Стимулом духовного поиска служит неудержимое желание «к утру, к утру – всё найти».
А за чертой – иные дни,
И к утру, к утру – всё найти!
(«Стою на царственном пути…»)
«Всё» в данном случае можно представить как всеобъемлющую истину, главную тайну бытия. Чтобы открыть её, надо отрешиться от земной суеты, не бояться «ни вражды, ни дружбы», не стремиться к земным благам, стать «нищим бедняком», и тогда, пройдя «тягостный», но пробуждающий и бодрящий, как морозное утро, путь, достичь понимания Бога.
Но найду и нищий дорогу.
Выходи, морозное солнце!
Проброжу весь день ради Бога…
(«Я вырезал посох из дуба…»)
Путь нищего странника представлялся Блоку единственным путём к постижению божественного:
И не постигнешь синего Ока,
Пока не станешь сам как стезя…
Пока такой же нищий не будешь…
(«Вот он – Христос – в цепях и розах…»)
Жизнь странника, ищущего небесного света, угодна Богу, ибо бескорыстное стремление к истине священно.
Внутреннее скитальчество, правдоискательство – одно из важнейших национальных чувств русского народа.
По мнению Н.А. Бердяева, «неуспокоенность русской души была в Пушкине, в Лермонтове, в Гоголе, в Толстом, в Достоевском» [7]. Этот список великих имён, без сомнения, можно продолжить именем Блока.
Примечания:
1.Мясникова Л.А. Мотив «странничества» в русском мировосприятии // Русская идея. Тезисы докладов Всероссийской научной конференции. – Хабаровск, 1995. Ч. 1. – С. 147.
2.Бердяев Н.А. Душа России // Русская идея. – М., 2004. – С. 300.
3.Блок А.А. Поэзия. Драмы. Проза. – М., 2002. – С. 575.
4.Там же. – С. 407-408.
5.Там же. – С. 767.
6.М.А. Бекетова. Александр Блок и его мать // Блок А. Поэзия. Драмы. Проза. – М., 2002. – С. 16.
7.Бердяев Н.А. Душа России // Русская идея. – М., 2004. – С. 300.