ХХ- Барьеры креативности -

Марк Сандомирский
Барьеры креативности

Нередко творчеству мешают внутренние психологические барьеры, или барьеры креативности:

1) Барьер инициации

Этот барьер мешает человеку начать действие, связанное с творчеством, поскольку при мысли о соответствующем действии и приготовлении к нему возникает эмоциональный дискомфорт

2) Барьер процесса деятельности

Барьер, который препятствует собственно процессу деятельности, создает дискомфорт, мешает возникновению творческого, потокового состояния сознания. Возможные варианта:
- собственное состояние кажется недостаточно творческим ("руки неловкие", "голова пустая")
- боязнь "испортить" то, что уже получилось
- промежуточные результаты представляются недостаточно хорошими

3) Барьер оценки результата

-Тотальный дискомфорт - результат творчества кажется "неправильным", некрасивым и т.п.
-Диссонансный дискомфорт, возникающий вследствие несовпадения между желаемым (идеальной моделью произведения) и реальным результатом (то, что получилось в результате "материалиации" творческого замысла, образа)
-Персонифицированный референтный дискомфорт - страх негативной оценки теми, чье мнение воспринимается как авторитетное

Для устранения барьеров креативности важным является понимание того, что порождающие их психологические механизмы ("внутренний Критик") являются как детскими по своему происхождению, так и инфантильными по актуальному содержанию.

а) Детскими по происхождению - поскольку возникают в процессе формирования "критической" части личности (супер-Эго) в возрасте от 2 до 5 лет; по сути это набор критических высказываний родителей, некритически усвоенных ребенком (вследствие естественного в его возрасте конформизма). Осознавание этого механизма мотивирует взрослого человека преодолевать подобные "родительские путы"

б) Инфантильными по актуальному содержанию.

Поскольку инфантильные стереотипы супер-Эго псевдорациональны (иррациональны), то порождаемые ими оценки нереалистичны, критерии нерациональны. Для гипертрофированного супер-Эго требования к собственной личности по умолчанию завышены, самооценка занижена (соответственно детскому "комплексу неполноценности"). Понимание этого помогает отбросить демотивирующую, антикреативную самокритику
 
Психотехнологическим способом снятия барьеров креативности служит отношение к "родительской" части личности ("внутреннему Критику") как к детскоей (репэрентинг). Для этого рекомендуется переключиться в "детское" ролевое состояние и представить процесс творчества как "игру":
-войти в "игровое" состояние (ритуал)
-снятие ответственности ("как будто понарошку")
-переоценивание результата ("как получится, так и хорошо")
-деперсонализация ("как будто это не я")
-групповая похвала
-групповое внимание
-соревнование в игре