Не оптимистическая трагедия отечественного бизнеса

Ногицуне
Из "Записок Злого маркетолога".
Почти все имена и названия – изменены. Но совпадения - не случайны.

Агропромышленный холдинг, куда мне посчастливилось устроиться на работу в качестве бренд-менеджера подразделения по производству соков, находился в чистом поле  на расстоянии полутора десятков км. от Ростова-на-Дону. И чтобы добраться до него к началу рабочего дня вставать надо было в пять утра. При других обстоятельствах я бы даже думать о нём не стал. Но просидев без работы больше года, и воочию увидев костлявую руку голода, грозившую мне из тумана пальчиком и голос с небес вещавший: «Смотри, гад, будешь харчами перебирать даже на пиво денег не дам»... короче пришлось соглашаться. С принятием на работу особых проблем не возникло, если не считать того, что работодатель думал четыре месяца. Но, похоже, и ему особо выбирать было не из чего. Стандартный набор «Требуется бренд-менеджер с в/о, о/р от 1г., жен., 90-60-90, до 25-ти лет, ну максимум 30-ти и зарплаты не ждите» в данном случае не срабатывал по причине удаленности от цивилизации и мрачноватого вида здания, содержавшего в себе этот славный холдинг. Да тут еще холода на город наступили… Но это все - лирика. Самое интересное началось потом.
Для начала выяснилось, что электронной почты в здании – нет, а факс не работает то ли по причине неуплаты за линию, то ли бумаги не купили. Кстати бумаги не было вообще никакой, ни факсовой, ни для принтера, и сотрудники приносили ее из дома, хотя иногда удавалось кое-что вырвать и в отделе снабжения, но это – редко и не каждый обладал необходимыми физическими данными. На мой вопрос местному системщику: «А когда сеть подключат?» он как-то странно улыбнулся и, скорбно качая головой, удалился. По его неспешной походке человека, которому абсолютно нехрен делать, я заключил, что если и включат, то не раньше, чем наступит второе пришествие Христа или где-то за пять минут до конца света.
Однако все эти мелкие недоразумения еще можно было отнести на счет некоторой организационной неустроенности. Фактор переезда офиса из города на дачу, когда как ни собирайся, а чердак – забудешь и т.п. Но когда вбежал в отдел директор по маркетингу и продажам и радостно заявил: «Бренд будет называться Бугаёвский консервный завод!!!». Это было уже круто. Далее последовало объяснение причины, по которой выбрано такое название: «Есть же в Европе марки, которые называются по месту производства или по фамилии основателя фирмы». Тут я охренел окончательно и начал думать, что, пожалуй, умереть от трезвости в муках голода это уже не так страшно, как мне казалось. Но как выяснилось, даже это не было вершиной крутизны местной управленческой мысли. Вчера на оригинал-макете будущей этикетки один большой начальник начертал собственноручно: «Дерьмо. Не вкусно» Он бы еще тире поставил.
И вот сижу я сейчас и думаю: «Пи-пи-пи-пи-пи-пи…….»

Маркетинга захотели? Ну-ну...
Продолжение трагедии переход от пессимизма к депрессивному веселью.

Данный холдинг планировал заняться производством каналов для кабельного ТВ и через спутник транслировать на РФ и сопределье. В отличие от предыдущего он находился в пределах досягаемости общественного транспорта г. Ростова-на-Дону, в нем исправно функционировали Интернет, факс и даже бумага, как ни странно была.  Но на этом отличия заканчивались. В том смысле заканчивались, что чердак тоже находился где-то в другом месте.
Начиналось все как в сказке. Мы – молодые (и не особо) маркетологи должны были в поте лица работать именно маркетологами и никем больше и делами своими обеспечивать процветание компании ну и свое собственное заодно. Но не тут то было. Для начала мы занялись очень интересной работой, а именно поиском в Интернете сайтов знакомств и определением профиля Целевой Аудитории для одной из планируемых ТВ передач (забыл уточнить что «работал» на «телевидении»). Результаты были впечатляющими. Или если в деталях, то виртуальным сексом в конечном итоге занялась вся фирма и настолько активно, что в конце месяца лицо сисадмина выражало неподдельное удивление в течение нескольких часов после знакомства с цифрой в счете за Интернет. После этого были введены соответствующие правила в смысле того, что кто будет усечён - тот будет отсечён.
Однако самое обидное (если не считать запрета на вирт) было то, что никак не удавалось хоть что-то выпустить в эфир. И техника вроде работала и все лицензии вроде были, но вот никак и все тут. Народ трудился так, что аж мониторы раскалялись, а от клавиатур и камер искры сыпались. Но – никак. Оказалось, забыли самую малость. Как известно, своими собственными силами ни один нормальный канал всю программу не делает, а закупает т.н. «контент» у различных производителей его и оптовиков. Но вот денег то, по русской народной бизнес привычке, на это самое дело запланировать забыли. А контент – не песня, которую можно запросто стырить и записывай сколько хош. Он зараза денег стоит и, как назло, в особо крупных размерах.
Но нет контента надо хоть зрелищ подкинуть народу. И зрелища начались. Сначала в течение одного месяца трижды поменяли директора, причем среднего директора и назначили и сместили в его отсутствие, что добавляло интриги своей неожиданностью и непредсказуемостью. Однако это была только руководящая верхушка айсберга, та, что на поверхности. Под водой, а именно остальному коллективу учредители также не давали заскучать и регулярно производили перестановки сотрудников с места на место. Ваш покорный слуга умудрился в течение одного дня трижды поменять должность, причем каждый раз с переездом в новый кабинет.
Правда от смены директора и перестановки сотрудников деньги, как ни странно не появились. И тогда было принято соломоново решение. Если нет денег на контент, а стырить его невозможно его надо что? Правильно получить на халяву. И начались поиски халявного контента. Надо ли говорить, что все это время помимо борьбы за контент и переездов маркетологи были заняты увлекательнейшим делом, а именно переписыванием планов маркетинга в соответствии со вновь изменившимися целями и задачами компании. В результате за полгода я написал этих планов больше чем за все предыдущие пятнадцать лет. Хоть заявку Гиннессу подавай.
Пока шла ожесточенная борьба за халявный контент (опять это слово) надо было чем-то кроме зрелищ занять окружающий персонал, который с удовольствием продолжал дважды в месяц посещать кассу не принося ни полкопейки дохода. И тут руководство не сплоховало, есть камеры, и операторы значит надо снимать свадьбы, рекламные ролики и прочие мероприятия увеселительного характера. Ведущие незаметно разбрелись сдавать сессию, а маркетологи, которые не успели уйти сами, были ликвидированы как вид. Но и после этого, судя по отсутствию новых каналов в кабеле, деньги на контент не появились. Видимо маловата была зарплата у маркетологов если на сэкономленные деньги не удалось ничего закупить.
А жаль. Была бы возможность ввернуть где-нибудь в разговоре: «Да вот профинансировал тут передачку одну на ТВ, мдя-а....».