Задержание в погранзоне

Николай Ларский
Задержание в 1986 году в погранзоне художника Н. Ларского, который живописал этюд Памирских гор.

«Вы не вздумайте убегать», - глаза майора Чижа с бликом бледно-серого цвета застыли на мне. «Снимите с него ремень и шнурки с ботинок и проводите до туалета», - приказал он. Прошли гуськом среди нагромождений старой мебели, рухляди без ножек и спинок, и через проём двери оказались снаружи. Багровые облака зависли над горами, казённый дом отдалялся.

«Вернитесь, вернитесь!», - майор Чиж взволнованно размахивал руками и беспокойно дёргался. Троица, состоящая из задержанного и двух двадцатилетних пограничников в замызганной форме, повернула и пробралась обратно в кабинет начальника разведки товарища Чижа. Он суетился, перебирал бумажки, что-то лихорадочно соображал. Наконец, бросил команду: «Лейтенант, обыщите, произведите досмотр личных вещей!»

Человек - разумное, мыслящее существо, всё может предусмотреть, и майор Чиж - не исключение. Он додумался до мысли, что задержанный от него не убежит без ремня и шнурков, но, возможно, начнёт сбрасывать из своих карманов какие-нибудь вещи в узкое отверстие клоаки, ну а потом - достань их оттуда! Приказал снять рубашку, штаны, ботинки; вывернули всё, перетрясли.

«Вы под стелькой, под стелькой посмотрите, - ёрзал майор Чиж, - под стелькой! Швы, швы проверьте!» Его лихорадило, он соображал: «Это один из тех диверсантов, которых вчера забросили через горы на парашютах. Ему повезло, и будет премия от начальства. Сейчас из швов выпадут секретные донесения, целых десять штук. Не зря же он здесь сидит. Он сразу видит: это - шпион».

Ага, таблетки маленькие блестящие, написано «нитроглицерин», знаем мы эти упаковки - видимость, прикрытие. И он с упоением диктует лейтенанту: «Неизвестные таблетки, маленькие, блестящие, на упаковке справа в верхнем углу цифры 000..., слева в нижнем углу - цифры 000..., на обратной стороне справа в верхнем углу цифры 000..., слева в нижнем углу - ничего».

Ага, пакет из-под вермишелевого супа с мясом. Пустой. Понюхал, внутри прилипли крошки. Как жаль, нет лупы. «Товарищ майор, - бубнит задержанный, - отведите в туалет, уже час прошу». Славный майор Чиж не выпускает из рук пакет из-под концентратов, не реагирует. Мол, знаем мы эти уловки - сбивает, отвлекает. Пакет вывернут наизнанку... Снова ввёрнут в изнанку.

Майор Чиж переключается на исследование московского троллейбусного билета с четырьмя дырочками. Тщательно записывает номера и символы билета. Пригодится. Ага, ещё гора бумажек извлечена из рюкзака задержанного. Майор спешно роет её, и хватается за телефон: «Добрый день! Пришлите вашего сотрудника, помогите». Все усердно трудятся. Старший лейтенант одним пальцем печатает на машинке протокол, работа идёт, время летит. «Товарищ майор, - бубнит задержанный своё, - отведите в туалет!»

Неизвестный человек входит. Его ждали. Он молчалив, записывает ответы в блокнот мелким, бисерным почерком. Кто папа? Кто мама? Кто живёт у них? Кто Вы? Кто живёт у Вас? Через час сотрудник КГБ исчезает. Пошёл на связь с Москвой, там будут выяснять, посылать запросы, машина дознания будет работать.

Майор Чиж не обедал, он голоден, да и время ужина проходит. И он бросается в атаку: «Признайтесь, Вы - агент. Вас забросили сюда». Его выводы кажутся ему безукоризненно правильными и логичными. «Товарищ майор, - бубнит задержанный своё, - отведите в туалет, сейчас на стул наложу!»

Н. Ларский. Записано в 1987 году.


"Полёты над Памиром". Картина Николая Ларского. 2010 г., холст, масло, 70х130 см