Обзор Ксении Григорович

Светская Хроника
Обзор Ксении Григорович





Я никогда не писала детские стихи. Не мое это.  Но, поскольку написать было НАДО (отступать не в моих правилах) – вооружилась теорией, а именно – изучила заповеди Корнея Ивановича Чуковского «Как писать для детей» . Если вкратце – то они следующие:
1. Пишущий для детей должен  мыслить рисунками (то есть в каждой строфе, а порой и в каждом двустишии должен быть материал для художника)
2. "Наибыстрейшая смена образов»
3. «  эта словесная живопись должна быть в то же время лирична. Поэт-рисовальщик должен быть поэтом-певцом. Если же их невозможно ни петь, ни плясать, они никогда не зажгут малолетних сердец»
4. «всячески разнообразить фактуру стиха в соответствии с теми эмоциями, который этот стих выражает : от хорея переходил к дактилю, от двухстопных стихов к шестистопным» и т.д.
5. «повышенная музыкальность поэтической речи» -  не допускать «жестких, шершавых звукосочетаний»
6. «… рифмы в стихах для детей должны быть поставлены на самом близком расстоянии одна от другой.» «Ребенку гораздо труднее воспринимать те стихи, рифмы которых не смежны.»
7. « … те слова, которые служат рифмами в детских стихах, должны быть главными носителями смысла всей фразы. На них должна лежать наибольшая тяжесть смысла.»
8. «каждая строка детских стихов должна жить своей собственной жизнью и составлять отдельный организм .»
9. « … не загромождать своих стихов прилагательными.  Стихи, которые богаты эпитетами, - стихи не для малых, а для старших детей… Потому что маленького ребенка по-настоящему волнует в литературе лишь действие, лишь быстрое чередование событий. А если так, то побольше глаголов и возможно меньше прилагательных . Я считаю, что во всяком стишке для детей процентное отношение глаголов к именам прилагательным есть один из лучших и вполне объективных критериев приспособленности данного стишка к психике малых детей» .
10. «… преобладающим ритмом ребячьих стихов должен быть непременно хорей".
11. «… стихи должны быть игровыми, так как, в сущности, вся деятельность малышей и средних дошкольников, за очень небольшим исключением, выливается в форму игры".
12. "… не забывать, что поэзия для маленьких должна быть и для взрослых поэзией!"

Прочитав эти 12 заповедей, я предприняла робкую  попытку им следовать… шедевр не получился, моя неисправимая взрослость и приверженность совсем другой поэзии (даже не приверженность, а привычка) – перевесили…  но сейчас не обо мне. попытаюсь  применить вышеперечисленные критерии для оценки стихов последнего тура марафона.  Не буду гадать, кому они принадлежат – для меня авторы, которые добрались до финала – это уже ГЕРОИ, чесслово!
Итак:
Стих № 1.
1.Мыслить рисунками –  ДА! 5
2.Наибыстрейшая смена образов – ДА! 5
3.Напевность – ДА! 5
4.разнообразная фактура стиха – ДА!5
5.Рифмы на близком расстоянии – довольно близко. но не совсем. 4
6.Повышенная музыкальность -  почти везде, но спотыкнулась на строчках «Шторм не страшен и цунами,  Грозный бой пиратам дам!» - 4-
 7.Рифмы – носители смысла. Похоже, но  не совсем. Это очень трудно, поэтому – 4.
8.каждая строка – отдельный организм – ДА! 5
9.не загромождать прилагательными – СУПЕр! на  4 катрена насчитала всего 4 прилагательных ! – 5
10.Преобладающий ритм – хорей. Да! -5
11.Стих должен быть игровым – ДА! – 5
12.Поэзия и для взрослых. ДА! – 5
Итак, преобладает 5!

Стих № 2. 
1.Мыслить рисунками –  в общем-то, ДА!  Но рисунков я бы нарисовала поменьше . Поэтому - 4
2.Наибыстрейшая смена образов – очень это связано с первой заповедью. Поэтому - 4
3.Напевность –  4
4.разнообразная фактура стиха – 5
5.Рифмы на близком расстоянии – подальше, чем в № 1.  3
6.Повышенная музыкальность -   спотыкалась в нескольких местах: « ведь, а здесь,», «напрыгались всласть», «рванём в воскресенье» и т.д. - 3
 7.Рифмы – носители смысла.  Посмотрела рифмы отдельно. Они мне не очень понравились. 3
8.каждая строка – отдельный организм –  Да. 5
9.не загромождать прилагательными – Да !  5
10.Преобладающий ритм – хорей. нет. 3
11.Стих должен быть игровым – ДА! – 5
12.Поэзия и для взрослых. ДА! – 5

Средняя оценка – 4

Стих № 3
1.Мыслить рисунками –   ДА!   - 5
2.Наибыстрейшая смена образов – 5
3.Напевность –  5
4.разнообразная фактура стиха – 5
5.Рифмы на близком расстоянии – 4
6.Повышенная музыкальность -  почти не  спотыкалась . Только в одном месте «ну, раскричались» - 4
 7.Рифмы – носители смысла.  Посмотрела рифмы отдельно.  Понравились. 5
8.каждая строка – отдельный организм –  Да. 5
9.не загромождать прилагательными – Да !  5
10.Преобладающий ритм – хорей. нет. 3
11.Стих должен быть игровым – ДА! – 5
12.Поэзия и для взрослых. ДА! – 5
 Преобладающая оценка – 5

Стих № 4.
1.Мыслить рисунками –   ДА!   - 5
2.Наибыстрейшая смена образов – 5
3.Напевность –  5
4.разнообразная фактура стиха – 5
5.Рифмы на близком расстоянии – 5
6.Повышенная музыкальность -  5
 7.Рифмы – носители смысла.  Посмотрела рифмы отдельно.  Понравились. 5
8.каждая строка – отдельный организм –  Да. 5
9.не загромождать прилагательными – Да !  5
10.Преобладающий ритм – хорей. 5
11.Стих должен быть игровым – ДА! – 5
12.Поэзия и для взрослых. ДА! – 5
Это шедевр!  – 5

Стих № 5
1.Мыслить рисунками –   ДА!   - 5
2.Наибыстрейшая смена образов – 5
3.Напевность –  5
4.Разнообразная фактура стиха – 5
5.Рифмы на близком расстоянии – 5
6.Повышенная музыкальность -  5
 7.Рифмы – носители смысла.  Посмотрела рифмы отдельно.  Понравились. 5
8.каждая строка – отдельный организм –  Да. 5
9.не загромождать прилагательными – Да !  5
10.Преобладающий ритм – хорей.  да. 5
11.Стих должен быть игровым – ДА! – 5
12.Поэзия и для взрослых. ДА! – 5
 И снова шедевр! Понятный, близкий и игровой! 5

Стих № 6.

1.Мыслить рисунками –   ДА!   - 5
2.Наибыстрейшая смена образов – 5
3.Напевность –  5
4.Разнообразная фактура стиха – 5
5.Рифмы на близком расстоянии – 4
6.Повышенная музыкальность -  5
 7.Рифмы – носители смысла.  Посмотрела рифмы отдельно.  Не все понравились. например: « бояться – платье, егорка – елка.»  3
8.каждая строка – отдельный организм –  Да. 5
9.не загромождать прилагательными – Да !  5
10.Преобладающий ритм – хорей. нет. 3
11.Стих должен быть игровым – ДА! – 5
12.Поэзия и для взрослых. ДА! – 5
 преобладают  5-ки. общая оценка – 5.

Стих № 7
свой стих не оцениваю. знаю и чувствую его недостатки. Это моя первая попытка, поэтому хочется погладить себя по головке и сказать: «не отчаивайся, девочка Ксюша, твори, выдумывай, пробуй(с)!»

Стих № 8
1.Мыслить рисунками –   ДА!   - 5
2.Наибыстрейшая смена образов – 5
3.Напевность –  5
4.Разнообразная фактура стиха – 5
5.Рифмы на близком расстоянии – 4
6.Повышенная музыкальность -  5
 7.Рифмы – носители смысла.  Посмотрела рифмы отдельно.  понравились. 5
8.каждая строка – отдельный организм –  Да. 5
9.не загромождать прилагательными – 4
10.Преобладающий ритм – хорей. нет. 3
11.Стих должен быть игровым – ДА! – 5
12.Поэзия и для взрослых. ДА! – 5
 преобладают  5-ки. общая оценка – 5.

Стих № 9
Не хочу этот грустный стих комментировать и разбирать по косточкам. Он – не для детей. Он – сугубо для взрослых. Оценка 3. Хотя стих очень эмоционально сильный!

Стих № 10.

1.Мыслить рисунками –   ДА!   - 5
2.Наибыстрейшая смена образов – 3
3.Напевность – 3
4.Разнообразная фактура стиха – 5
5.Рифмы на близком расстоянии – 4
6.Повышенная музыкальность -  3
 7.Рифмы – носители смысла.  Посмотрела рифмы отдельно.  4
8.каждая строка – отдельный организм –  для меня не совсем. Это субъективное восприятие. 3
9.не загромождать прилагательными –  «крутой, красивый, стильный» уже в третьей строке 3 прилагательных…  - 3
10.Преобладающий ритм – хорей. да. 5
11.Стих должен быть игровым –  очень вычурно-игровой. у меня голова немного опухла от такой игровитости.  4
12.Поэзия и для взрослых.  – 4

Средняя оценка 3,8 – ближе к 4. Так что 4.

Уж простите, авторы, за этот объемный обзор! И не обижайтесь. Лично для меня во всем марафоне самое трудное это мистика и детская поэзия. Но спасибо организаторам, что сподвигли нас на эти стихи – ведь все надо попробовать!  А какой очаровательный карантин у НИКИ Водолей!  Настоящий такой, детский, игровой! И рифмы в смежных строчках!  И прилагательных – минимум-миниморум! Умеют же люди (завистливо….)