Сказ про разный календарь

Андрей Пущинский
Сказ про разный календарь.
(к 430 летию перехода с Юлианского на Григорианский календарь летоисчисления,
и  90-летия действия 24 дня нового стиля в Русской Православной Церкви)

Четыре сотни –тридцать лет
В Константинополе совет
Решил за Папой не идти
И дни по Цезарю вести.

Однако, Новый год весной
Всё реже с Пасхой совпадал.
И поменять святой устой
Григорий астрономов звал.

У просвещенных многих стран
Календари с тех пор сменялись.
Но для российских христиан
Двадцать четыре дня достались.

Кабы за власть то не боролись,
Забыв природы календарь,
Приходы бы не раскололись
Живя в согласии как в старь.

И пост строжайший соблюдая
И веру прежнюю храня,
За Рождеством лишь год встречая,
Не выбивались бы из дня…

Солнечно-лунный календарь –
Закон движения планет!
Не может даже государь
Вдруг изменить, издав декрет.

Как единение настанет,
Господь ведь Бог для всех один,
То в пониманье лучше станет.
Все в новом веке жить хотим!

07.01.2013г.
Андрей Пущинский

Историческая справка из интернетэнциклопедии:
Григорианский календарь (часто называемый «новым стилем»)— система счисления времени, основанная на циклическом обращении Земли вокруг Солнца; продолжительность одного цикла принята равной 365,2425 суток; содержит 97 високосных лет на 400 лет. Впервые григорианский календарь был введён папой римским Григорием XIII в католических странах 4 октября 1582 года взамен старого юлианского: следующим днём после четверга 4 октября стала пятница 15 октября. В 1582 году на Григорианский календарь перешли Испания, Италия, Португалия, Речь Посполитая (Великое княжество Литовское и Польша), Франция, а к концу года:1583 года Голландия, Бельгия, Брабант, Фландрия, Льеж, Аугсбург, Трир, Бавария, Зальцбург, Регенсбург, часть Австрии и Тироль. В 1584 году завершила свой переход на григорианский календарь Австрия, начала переход Швейцария, Силезия, Вестфалия и Испанские колонии в Америке. Протестантские страны отказывались от юлианского календаря постепенно, на протяжении XVII-XVIII веков; последними были Великобритания и её колонии (1752 год) и Швеция (1753 год). В 1872 году приняла григорианский календарь– Япония. Китайская Республика официально приняла григорианский календарь при своём провозглашении с 1 января 1912 года, а после провозглашения в 1949 году КНР, было установлено соответствие с летосчислением от Рождества Христова, принятом в СССР и на Западе, отменив китайскую традицию нумерации месяцев с началом летосчисления от первого года провозглашения Китайской Республики. В России григорианский календарь был введён декретом Совнаркома, подписанным В.И.Лениным  26 января 1918 года, согласно которому в 1918 году после31 января следует 14 февраля. Одним из последних на григорианский календарь перешли: Греция в 1924 году, Турция в 1926 году и Египет в 1928 году.
Григорианский календарь намного точнее Юлианского календаря (разработанного группой александрийских астрономов и введённый Юлием Цезарем с 1 января 45 года до нашей эры). Юлианский календарь реформировал старый римский календарь и основывался на астрономической культуре эллинистического Египта. В Древней Руси календарь был известен под названием «Миротворного круга», «Церковного круга» и «Великого индиктиона». Точность юлианского календаря невысока: каждые 128 лет накапливается лишний день. Из-за этого, например, Рождество, первоначально почти совпадавшее с зимним солнцестоянием, постепенно сдвигалось в сторону весны. Григорианский календарь даёт гораздо лучшее приближение к тропическому году (также известный как солнечный год — отрезок времени, за который Солнце завершает один цикл смены времён года, как это видно с Земли, например, время от одного весеннего равноденствия до следующего). Поводом к принятию нового календаря стало постепенное смещение по отношению к юлианскому календарю дня весеннего равноденствия (наступает 20 или 21 марта, когда Солнце переходит из южного полушария в северное, пересекая небесный экватор), по которому определялась дата Пасхи, и рассогласование пасхальных полнолуний с астрономическими. Во многих храмах, по замыслу создателей, в день весеннего равноденствия Солнце должно попасть в определённое место, например в Соборе святого Петра в Риме — это мозаика. Не только астрономы, но и высшее духовенство во главе с Папой могли удостовериться, что Пасха уже не попадает на прежнее место.
В 1583 году Папа Григорий XIII направил Константинопольскому Патриарху Иеремии II посольство с предложением перейти на новый календарь, но в конце 1583 года на соборе в Константинополе (или «Новый Рим», «Царьград» - по-славянски, Византий-до330г., Стамбул-с 1930г.) предложение было отвергнуто как не соответствующее каноническим правилам празднования Пасхи.
/Прибыв в Россию в 1588 году, Вселенский Патриарх Иеремия II (Константинопольская Церковь, первая в диптихе автокефальная православная Церковь, именуемая в греческой литературе - Великая Церковь Христа) по просьбе царя Федора Иоанновича, его первого советника – Бориса Годунова, и архиереев Русской Церкви, поставил первого Патриарха Московского и всея Руси Иова./
На Руси существовало несколько разных календарных стилей, связанных с тем, что византийский календарь отсчитывал год с 1 сентября, а восточные славяне при принятии христианства сохранили древнее начало года в марте. С 1700 года по указу Петра I Новый год в России празднуют, как и в других странах Европы, 1 января, причём по-прежнему по юлианскому календарю. Однако к 1700 году большинство государств Европы уже перешли на григорианский календарь, поэтому Россия стала праздновать Новый год на 11 дней позже, чем в европейских странах. Только начиная с 1919 года новогодний праздник в России стали отмечать в соответствии с григорианским календарем (дата перехода на новый стиль в советской России и Эстонии – 31 января 1918 года). С 1923 года большинство поместных православных церквей, за исключением Русской, Иерусалимской, Грузинской, Сербской и Афона, приняло похожий на григорианский новоюлианский календарь, совпадающий с ним до 2800 года. Он также был формально введён патриархом Тихоном для употребления в Русской православной церкви 15 октября 1923 года. Однако это нововведение, хотя и было принято практически всеми московскими приходами, в общем вызвало несогласие в Церкви, поэтому уже 8 ноября 1923 года патриарх распорядился «повсеместное и обязательное введение нового стиля в церковное употребление временно отложить». Таким образом, новый стиль действовал в РПЦ только 24 дня. Финляндская православная церковь празднует Пасху по григорианскому календарю.

/иллюстрация из интернета: барильеф на могиле папы Григория XIII в соборе Святого Петра в Риме/