из прошлого-1

Эдуард Кукуй
http://www.proza.ru/2009/11/06/1250

"Нужно довольно долго подумать, чтобы принять быстрое решение" -NN
Памяти Форухт И.А., к.т.н.

Говорят, что заочно учиться- всё равно, что заочно обедать. У меня сложилось несколько
иначе. По окончонии 10- летки, поступил в стр. техникум, так что были и кой- какие
знания, и опыт курсовых и дипломных проектов при поступлнии в стр. институт на заочное
отделение. Начальные курсы удалось  закончить на вечернем отделении института по месту
жительства, затем перевёлся в ХИСИ(Харьковский инж.стр. ин-т).
Предметы теплоснабжения, отопления и вентиляции вёл канд. технаук Форухт И.А.
С первых минут он захватил внимание доступностью и даже образностью в изложении материала

<невольно вспомнился другой молодой, обаятельный, с чувством врождённой интеллигентности,
преподаватель высшей математике ещё на 1 курсе, Крейнин, который запретил конспектировать
а только слушать и стараться понять. Запомнил его руки, когда он объяснял основы неэвкли-
довой геометрии на "неправильном", но помогающем понять суть примере Земного шара-бесконечное количество перпендикуляров из одной точки(полюса) на "прямую"(при большом диаметре Земли)- участок экватора., и поняв суть, для закрепления тезисно записывали под его диктовку: половина была заражена его образностью и доступностью объяснения- другая- его внешностью и почти юностью...>

Затем последовало неожиданное предложение- в виде эксперемента, преподаватель предложил:
желающие могут самостоятельно проработать "дома"(т.е. в общежитии, где нас разместили на
время зимней сессии) следующую тему и оценки будут зачтены, как за сдачу экзамена.
"Дома" я прочёл требуемый материал- гидравлический рассчёт систем отопления( кстати, живой организм- те же системы, рассчитанные "свыше": сердце- насос, сосуды- трубы,
система кровообращения- система отопительных колец равного гидравлического сопротивления
через ближайшие и самые удалённые от насоса стояки и отопительные приборы).
На следующий день я вызвался отвечать. На доске начертил схему отопления, указал ближнее,
среднее и дальнее кольца, принцип гидравлического рассчёта и привёл требуемые формулы.
Чисто механически на отопительных стояках вверху и внизу провёл чёрточки.
"Что это за значки?"- спросил преподаватель. Я ответил, что вверху и внизу стояка ставят
краны для выпуска воздуха при заполнении системы водой, или сливе воды в случае ремонта.
"Вот видите, что значит практика"- сказал он обращаясь к классу. Меня это так поразило-
учёный, чтобы так относился к рутинному труду мальчишки- слесаря. Эта пятёрка перешла
в диплом без сдачи экзамена.