Читая Г. И. Киселева Кирпичом по Пушкину

Сергей Лебедев 4
Поэзия – поиск смыслов в собственном и чужом опыте, закрепление этих смыслов с помощью поэтического инструментария.
И с помощью этого инструментария все мы, пишущие стихи, пытаемся зазвать к себе читателя. А читателя, оказывается, и нет! Растерялся он в тряской дороге по ухабам рыночных отношений, на улицах свободы и вседозволенности.
Да и сама поэзия постепенно превращается в верлиберду, пустопорожние разглагольствования, в однотонное повторение любовных фантазий.
Но не всё так мрачно. Есть ещё поэты с обнажённостью души, с надрывным переживанием о судьбе России и судьбе поэзии. Они продолжают надеяться, что их стихи кому-то нужны.
И в лучшем случае популяризация поэзии – это перечитка одними людьми, пишущими слова, слагая их в рифмы, стихи других людей, делающих то же самое.
А где настоящие читатели со своей строгой оценкой? И, действительно, становится за счастье, если вдруг кто-то , встретив тебя на улице, скажет, что прочитав твои стихи, что-то запомнил, или был чем-то поражен. Иметь всего лишь тысячу читателей – это ли не успех на поэтической ниве?
Не всегда психологическое состояние поэта может служить ему поводом для лирического высказывания. Иногда лучше промолчать, чтобы не компрометировать вообще поэзию и себя в частности, не вызывать недоумённых вопросов у читателя. А для чего?
Читатель не должен разгадывать ребусы, имеющие вид стихотворения, он должен окунуться в лирическую волну весь и сразу, чтобы она захватила его сопереживанием.
А вот чего совсем не надо делать – это ставить знак равенства между заумью и гениальностью. И здесь следует добавить, что перегруженность строк смыслом- ложная премудрость.
В стихах читатели должны видеть проблески отношения самого автора к неустройству природы, к несовершенству человека, его грехам. Никогда без слова «Я» стихотворение нас задеть не может, так как проникнуть в стихотворение возможно только через авторское восприятие того, о чем он пишет. Уместно к этому добавить, что и текст надо делать понятнее, а не зашифровывать его.
Ведь ясность стихотворения - как прощение автору мелких огрехов в трудности произнесения сочетаний слов, встречающихся в стихотворении, беспомощности некоторых фраз.
Никогда не пародируйте классиков. Это не только стыдно, кощунственно по отношению к ним, но и вызывает чувство неловкости при прочтении. И просто, чисто по-человечески, это издевательство над памятью. Когда знаешь, что ответа не будет, а ёрничаешь, это – уже невоспитанность.
Читая некоторых авторов, возникают трудности поиска в зашифрованных мыслях реального содержания стихотворения, а так хочется стать умнее, духовно богаче. А порой и просто испытать эстетическое наслаждение, поразиться авторскому видению давно привычных вещей и явлений.
В стихах должны мы чувствовать откровение или открытие. Шифр сверхсложности коробит читателя, который ищет ясных ответов и понимания смысла жизни.
«Любое слово можно обессмыслить, если поставить его в контекст случайных слов или же слов, намеренно выбранных для затемнения смысла».
Стихотворение должно вызывать сочувствие у читателя, а читатель может сочувствовать только зримому герою, т.е. в данном случае поэту, который не боится выставлять лирическое «Я». Не боится выразить свое личное отношение к выбранной теме стихотворения.
Многое следует взять из русской литературы советского периода. Уроки советской поэзии не надо забывать, в них было немало хорошего и полезного. И один из них – потрясающая мысль или образ всегда приберегались на концовку стихотворения.
В стихах нельзя допускать неточностей, связанных с бытом, с темой, о которой пишется, это всегда замечается, даже неискушённым читателем.
Каждый образ должен вырисовываться с точностью. Не должны допускаться ляпы и частности вольного характера, на которых будет спотыкаться чутье искушенного в поэзии читателя. Не нужно допускать неувязок в составлении поэтических образов, которые утверждены жизнью, наукой, опытом человечества.
Не нужно идти на поводу существующей сейчас однообразной культуры, а скорее, однобокой телевизионной тусовки с артистами-оракулами, с молодежным стандартом, пение которого невозможно повторить из-за несуразной музыки и отсутствия грамотных текстов.
Пустыми словами не заронишь в умы и души читателя радость открытия от прочтения стихотворения.
Нужно тщательно строить фразы стихотворения. Без пафосных, пустых фраз, порой напыщенных, но безответных, без ложной многозначительности.
Не пишите длинные стихи, в них всегда таится опасность скатиться в ложное мудрствование с «выпендрёжем» и философской позой.
Не надо поражать и завоевывать читателя демонстрацией многообразия заголовков стихов.
У истинного читателя поэзии не вызывает эмоций наукообразный пересказ заурядных ситуаций, происходящих сплошь и рядом. Такие стихи незаметно превращаются в пародию жизни. Особенно, если в них не присутствует еще и лирический герой с личным отношением к ситуации, т.е. поэт со своим «Я».
Но и слишком литературные стихи – это знак опасности, подражания. Нужно идти своим путем – падая, ушибаясь, становясь «битым, за которого двух небитых дадут». Не поддавайтесь соблазну идти по накатанной привычной «гладкописи».
Это не значит, что нужно бежать сломя голову по дороге поэзии, идите, каждый шаг осмысливая, перепроверяя себя. А от бега можно и голову свернуть, споткнувшись.
«Каменистый путь поэта остаётся и сегодня, только камни под ногами другого рода: общество тотального контроля и бесконтрольного потребления совращает поэта с его тяжкого, но честного пути всеми благами цивилизации и своим духовным нигилизмом. Будь, как мы, служи нам, воспевай наши успехи и удовольствия и тогда мы тебя почитаем на досуге между телевизионной жвачкой и застольной».
Самое трудное для поэта в любые времена оставаться самим собой. Без завуалированного подражания любимому поэту. Ведь это равносильно упрёку в бездарности, как ни тяжело это слышать.
Нужно развивать вкус и умение, чтобы писать звучные строки, неустанно искать красиво сработанные рифмы. Все это приходит либо с опытом, либо с учебой. Учиться искусству поэзии, читая хороших поэтов.
Вот один из примеров недобросовестного отношения к стиху - обилие глагольных рифм. Это придает стихотворению рыхлость, вялость. Необходимо заботиться о форме выражения своих прекрасных мыслей и чувств. И всегда помнить о том, что всё хорошо в меру. Не забывать об азах мастерства: выдерживать во всем стихотворении ритм и рифмовку, заданную первой строкой. Избегать слов-паразитов для заполнения ритмической пустоты, знать, что такое точные рифмы, бедные и богатые, ассонансы и диссонансы в качестве рифм и многое другое.
Не обольщаться высказываниями со множеством восклицаний, мудро видеть свои стихи. Не допускать неряшливости! А непочтение к форме придает стихам любительский характер.
Большинство из нас таковые и есть. Живём, воспитываем детей, работаем, копаемся на даче, а время от времени пописываем стишки. Так, для себя, для близких. С такой самооценкой не рассчитываем на большие тиражи, на всенародный успех. Это тоже уровень – понятный и уважаемый другими людьми.

Выражаю благодарность поэту и критику из белорусского города Волковыска Г.И.Киселеву за предоставленную мне рукопись статьи «Кирпичом по Пушкину», для изучения и понимания, по которой и сделаны вышеприведённые тезисы и выводы. Это значительно помогло мне взглянуть по-другому на свои стихи.