Божие милосердие

Священник Алексий Тимаков
Мы всё привыкли измерять и определять количественно. Так появляются стандарты: единица силы тока — один ампер; единица массы — один грамм; единица расстояния — один метр и т.д.
Но как измерить величину человеческого спасения, если любой грех есть пропасть между человеком и Богом, из которой сам человек неспособен выбраться? Бог может всё, но Он не будет этого делать, не желая нарушить человеческую свободу. Проблема может быть решена только в том случае, если Сам Бог станет человеком, если Сам Христос пойдёт навстречу грешнику, чтобы преодолеть это отчуждение. И тогда Он Сам Собою заполняет в душе человека тот ад, который является следствием греха.
Это хорошо отображено в иконе “Воскресение Христово”, иначе именуемой “Сошествием во ад”: в день Великой Субботы, когда положенный во гроб, в земное чрево, Сын Божий в сияющей сфере, напоминающей пасхальное яйцо, погружается в царство греха и смерти и ликующе простирает Свою десницу Адаму — первому человеку, а в лице его — каждому из нас.
Удивительно, что это происходит в субботу, в день Божьего покоя, когда Господь почил от всех дел своих (см.: Быт.22:2). Именно в этот день человек и согрешил,  отпав от Бога. По сути своей — это тот день или, скорее, ночь, когда человек ищет своего спасения, ожидает пришествия в мир обетованного Мессии. И этот седьмой день творения является историей всего Древнего Мира, ибо Рождество Христово приходится на ночь субботы*. И всполох Вифлеемской звезды над вертепом, пещерой, сменяется рассветом, ибо “свет пришёл в мир” (Ин.3:19). Христос в день своего пребывания на земле ищет человека, приходит на помощь человеку и, чаще всего, именно по субботам творит свои чудеса исцелений. В этом Своём Божественном покое Господь не перестаёт действовать, не оставляет человека одного и возвращается в пещеру у Голгофы: “На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен” (Ин.19:41), — гроб и становится теми вратами, через которые входит Богочеловек в преисподнюю.
Им, Христом, и заполняется эта пропасть, и заполняется вся без остатка так, что нет больше отчуждения между человеком и Богом. И тогда единицей, то есть самой малой, не дробимой, величиной человеческого спасения является одна бездна Божьего милосердия.

12.12.12

________________________
*  Я попросил компьютерщиков рассчитать, на какой день недели приходится наиболее вероятная дата Рождества Христова, принятая в Православии: 25 декабря 7-го года до нашей эры.